Раздел 1 (теоретико-методологический)
Психолого-педагогические аспекты Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО): требования к результатам обучения - личностные, предметные, метапредметные. Осмысление и методическая подготовка учителя как условие реализации требований ФГОС ООО, основные направления формирования информационно-образовательной среды предмета и его роли в формировании информационно-образовательной среды образовательного учреждения. Психолого-педагогические условия формирования информационно-образовательной среды предмета.
Тема 1.1. Необходимость модернизации образования в соответствии с социальным заказом. Теоретические основы концепции развивающего образования
Предпосылки для модернизации сферы образования в современном мире. Прямой и побочный продукт в обучении школьников. Содержание знаний и методы обучения в системе развивающего обучения. Вклад психологической теории деятельности в педагогику развивающего образования. Основные положения системно-деятельностного подхода в психологической теории учения.
Тема 1.2. Психологическая структура учебной деятельности. Дидактический смысл принципов психологической теории деятельности и их реализация в методике обучения
Принципы предметности, опосредствованности, субъектности, продуктивности (продуктности) и рефлексивности. Компетентности и компетенции. Принцип предметности. Концептуальная схема учебного предмета. Принцип опосредствованности. Средства познавательной деятельности: операциональный, предметно-специфический, уровень общенаучной методологии. Реализация принципа субъектности. Формирование рефлексии в обучении.
Тема 1.3. Общая характеристика универсальных учебных действий
Представлена полная характеристика всех УУД, которые формируются в процессе обучения ученика. Функции УУД, основания выделения УУД.
Тема 1.4. Понятие о современной информационно-образовательной среде. Формирование информационно-образовательной среды учебно-методического комплекса в соответствии требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Компоненты современной информационно-образовательной среды - традиционные и современные
Основное понятие информационно-образовательной среды, общая характеристика всех компонентов современной информационно-образовательной среды предмета и учебно-методического комплекса.
Тема 1.5. Учет возрастных особенностей подростков в организации учебной деятельности школьника и педагогического общения участников образовательного процесса
Особенности познавательной сферы подростка, принципы построения комфортного обучающего пространства
Тема 1.6. Информационно-образовательная среда как средство оценки образовательных достижений подростков. Роль информационно-образовательной среды учебно-методического комплекса при организации фронтальной, групповой и индивидуальной деятельности учащихся на всех этапах урока
Значение информационно-образовательной среды как фактора формирования мотивации учащихся и основа формирования информационно-образовательной среды образовательного учреждения с опорой на использование в практике работы учителя учебной продукции издательства «Дрофа»
Раздел 2 (практико-ориентированный)
Реализация современного научного содержания биологии и требований ФГОС ООО в УМК «Биология» для 5-9 классов автора Н.И. Сонина (линейный курс)
Тема 2.1. Изучение темы «Методы изучения природы» на примере линии УМК Сонина Н.И. (линейный курс) по биологии для 5 класса
Место темы «Методы изучения природы» в курсе биологии основной школы. Анализ целей и задач учителя при обучении учащихся по данной теме. Анализ универсальных учебных действий, формируемых у учащихся при изучении данной темы. Трудные вопросы курса. Примеры заданий для учебной деятельности. Примерное поурочное планирование.
Анализ универсальных учебных действий (УУД), формируемых у учащихся при работе над темой «Методы изучения природы» (5 класс) на основе УМК Сонина Н.И. (линейный курс)
Тема 2.2. Изучение темы «Как развивалась жизнь на Земле» на примере линии УМК Сонина Н.И. (линейный курс) по биологии для 5 класса
Место темы «Как развивалась жизнь на Земле» в курсе биологии основной школы. Анализ целей и задач учителя при обучении учащихся по данной теме. Анализ универсальных учебных действий, формируемых у учащихся при изучении данной темы. Трудные вопросы курса. Примеры заданий для учебной деятельности. Примерное поурочное планирование.
Подготовка презентации к уроку по теме «Как развивалась жизнь на Земле» на основе УМК Сонина Н.И. (линейный курс).
Тема 2.3. Изучение темы «Природные зоны Земли» на примере линии УМК Сонина Н.И. (линейный курс) по биологии для 5 класса
Место темы «Природные зоны Земли» в курсе биологии основной школы. Анализ целей и задач учителя при обучении учащихся по данной теме. Анализ универсальных учебных действий, формируемых у учащихся при изучении данной темы. Трудные вопросы курса. Примеры заданий для учебной деятельности. Примерное поурочное планирование.
Тема 2.4. Изучение темы «Клетка - живая система» на примере линии УМК Сонина Н.И. (линейный курс) по биологии для 6 класса
Место темы «Клетка - живая система» в курсе биологии основной школы. Анализ целей и задач учителя при обучении учащихся по данной теме. Анализ универсальных учебных действий, формируемых у учащихся при изучении данной темы. Трудные вопросы курса. Примеры заданий для учебной деятельности. Примерное поурочное планирование.
Определение метапредметных результатов изучения биологии в 6 классе при работе над темой «Клетка – живая система».
Тема 2.5. Изучение темы «Питание и пищеварение» на примере линии УМК Сонина Н.И. (линейный курс) по биологии для 6 класса
Место темы «Питание и пищеварение» в курсе биологии основной школы. Анализ целей и задач учителя при обучении учащихся по данной теме. Анализ универсальных учебных действий, формируемых у учащихся при изучении данной темы. Трудные вопросы курса. Примеры заданий для учебной деятельности. Примерное поурочное планирование.
Тема 2.6. Изучение темы «Обмен веществ и энергии» на примере линии УМК Сонина Н.И. (линейный курс) по биологии для 6 класса
Место темы «Обмен веществ и энергии» в курсе биологии основной школы. Анализ целей и задач учителя при обучении учащихся по данной теме. Анализ универсальных учебных действий, формируемых у учащихся при изучении данной темы. Трудные вопросы курса. Примеры заданий для учебной деятельности. Примерное поурочное планирование.
Тема 2.7. Изучение темы «От клетки до биосферы» на примере линии УМК Сонина Н.И. (линейный курс) по биологии для 7 класса
Место темы «От клетки до биосферы» в курсе биологии основной школы. Анализ целей и задач учителя при обучении учащихся по данной теме. Анализ универсальных учебных действий, формируемых у учащихся при изучении данной темы. Трудные вопросы курса. Примеры заданий для учебной деятельности. Примерное поурочное планирование.
Формирование личностных результатов при изучении темы «Многообразие живых систем». Разработка тестовых заданий для учащихся по теме «От клетки до биосферы» на основе УМК Сонина Н.И (линейный курс) по биологии в 7 классе. Моделирование комбинированного урока по теме «Чарльз Дарвин и происхождение видов» на основе УМК Сонина Н.И. (линейный курс) по биологии в 7 классе.
Тема 2.8. Изучение темы «Группа лишайники» на примере линии УМК Сонина Н.И. (линейный курс) по биологии для 7 класса
Место темы «Группа лишайники» в курсе биологии основной школы. Анализ целей и задач учителя при обучении учащихся по данной теме. Анализ универсальных учебных действий, формируемых у учащихся при изучении данной темы. Трудные вопросы курса. Примеры заданий для учебной деятельности. Примерное поурочное планирование.
Тема 2.9. Изучение темы «Растительное сообщество. Многообразие фитоценозов» на примере линии УМК Сонина Н.И. (линейный курс) по биологии для 7 класса
Место темы «Растительное сообщество» в курсе биологии основной школы. Анализ целей и задач учителя при обучении учащихся по данной теме. Анализ универсальных учебных действий, формируемых у учащихся при изучении данной темы. Трудные вопросы курса. Примеры заданий для учебной деятельности. Примерное поурочное планирование.
Предметные результаты изучения темы «Растительные сообщества». Формулировка тем и целей для подготовки докладов учащихся при изучении темы «Растительное сообщество. Многообразие фитоценозов» (биология, 7 класс) на основе УМК Сонина Н.И. (линейный курс).
Тема 2.10. Изучение темы «Тип кишечнополостные» на примере линии УМК Сонина Н.И. (линейный курс) по биологии для 8 класса
Место темы «Тип кишечнополостные» в курсе биологии основной школы. Анализ целей и задач учителя при обучении учащихся по данной теме. Анализ универсальных учебных действий, формируемых у учащихся при изучении данной темы. Трудные вопросы курса. Примеры заданий для учебной деятельности. Примерное поурочное планирование.
Разработка индивидуальных заданий для самостоятельной работы учащихся по теме «Тип кишечнополостные» (8 класс) на основе УМК Сонина Н.И. (линейный курс).
Тема 2.11. Изучение темы «Вирусы» на примере линии УМК Сонина Н.И. (линейный курс) по биологии для 8 класса
Место темы «Вирусы» в курсе биологии основной школы. Анализ целей и задач учителя при обучении учащихся по данной теме. Анализ универсальных учебных действий, формируемых у учащихся при изучении данной темы. Трудные вопросы курса. Примеры заданий для учебной деятельности. Примерное поурочное планирование.
Тема 2.12. Изучение темы «Среда обитания. Экологические факторы. Экосистема» на примере линии УМК Сонина Н.И. (линейный курс) по биологии для 8 класса
Место темы «Среда обитания. Экологические факторы. Экосистема» в курсе биологии основной школы. Анализ целей и задач учителя при обучении учащихся по данной теме. Анализ универсальных учебных действий, формируемых у учащихся при изучении данной темы. Трудные вопросы курса. Примеры заданий для учебной деятельности. Примерное поурочное планирование.Реализация системно-деятельностного подхода при изучении биологии в основной школе.
Тема 2.13. Изучение темы «Происхождение человека» на примере линии УМК Сонина Н.И. (линейный курс) по биологии для 9 класса
Место темы «Происхождение человека» в курсе биологии основной школы. Анализ целей и задач учителя при обучении учащихся по данной теме. Анализ универсальных учебных действий, формируемых у учащихся при изучении данной темы. Трудные вопросы курса. Примеры заданий для учебной деятельности. Примерное поурочное планирование.
Проектирование урока биологии по теме «Происхождение человека» (9 класс) в современной информационной образовательной среде на основе УМК Сонина Н.И. (линейный курс).
Тема 2.14. Изучение темы «Кровь» на примере линии УМК Сонина Н.И. (линейный курс) по биологии для 9 класса
Место темы «Кровь» в курсе биологии основной школы. Анализ целей и задач учителя при обучении учащихся по данной теме. Анализ универсальных учебных действий, формируемых у учащихся при изучении данной темы. Трудные вопросы курса. Примеры заданий для учебной деятельности. Примерное поурочное планирование.
Тема 2.15. Изучение темы «Человек и окружающая среда» на примере линии УМК Сонина Н.И. (линейный курс) по биологии для 9 класса
Место темы «Человек и окружающая среда» в курсе биологии основной школы. Анализ целей и задач учителя при обучении учащихся по данной теме. Анализ универсальных учебных действий, формируемых у учащихся при изучении данной темы. Трудные вопросы курса. Примеры заданий для учебной деятельности. Примерное поурочное планирование.
Метапредметные результаты изучения темы «Человек и окружающая среда». Разработка тем и планов реферативных работ для учащихся по современным экологическим проблемам. Организация проектной деятельности учащихся по биологии как средство формирования универсальных учебных действий (УУД).
Тема 2.16. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и предметные результаты освоения биологии
Общие положения ФГОС основного общего образования, утвержденного 17 декабря 2010 г. № 1897. Требования к результатам освоения основной образовательной программы (на примере метапредметных и предметных результатов по биологии). Требования к структуре основной образовательной программы общего образования, реализуемой образовательным учреждением, и место в ней биологии. Требования к условиям реализации основной образовательной программы общего образования: психолого-педагогические и информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования на примере биологии.
Тема 2.17. Реализация требований ФГОС ООО в УМК Сонина Н.И. (линейный курс) по биологии
Концепция фундаментального ядра содержания общего образования и предмет биология. Реализация образовательных целей в УМК Сонина Н.И. (линейный курс) по биологии. Распределение содержания предмета биологии по возрастным ступеням обучения в УМК Сонина Н.И. (линейный курс). Учебно-методическое и информационное обеспечение содержания предмета биологии в УМК Сонина Н.И (линейный курс).
Тема 2.18. Формирование универсальных учебных действий и проектирование уроков по биологии на примере УМК Сонина Н.И. (линейный курс)
Формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) при изучении предмета биологии. Достижение личностных, предметных и метапредметных результатов обучения биологии в УМК Сонина Н.И. (линейный курс). Информационная образовательная среда уроков биологии. Проектирование уроков биологии в современной информационной образовательной среде.