1. Что такое Школа Владельцев Бизнеса:
«Школа владельцев бизнеса» - это консалтинговая программа для владельцев малого и среднего бизнеса. Цель этой программы - внедрить в компании основные инструменты управления, без которых владелец не может управлять, а компания не может эффективно развиваться.
ШВБ - полноценный консалтинговый проект с внедрением всех основных инструментов управления: организующей схемы компании, системы измерения результатов, системы коммуникаций, координации, финансового планирования. Особенности этого проекта и отличие от обычного консалтинга в том, что все основные практические действия по внедрению инструментов управления осуществляет сам владелец компании. Этот проект длится 7,5 месяцев.
2. Как родилась идея ШВБ:
Мы сталкивались с тем, что малый бизнес больше крупный нуждается в инструментах управления, в тоже время экономика не позволяет малому бизнесу покупать услуги консалтинговых компаний. Поэтому редко владельцы компаний пользуются помощью консультантов. Если же консультанта привлекают только для выполнения отдельных действий по организации, то консультант разрабатывает организующую схему, статистики, читает семинар или создает обучающий материал по ним и уходит. Владелец же, не обладая достаточным пониманием инструментов управления, не обладая опытом, отказывается от каких-то ключевых инструментов, на его взгляд "мелочей". В результате инструменты управления перестают работать, а владелец разочаровывается в технологии управления.
К нам обращались за консалтингом владельцы малого бизнеса небольших компаний и когда мы называли цену на полный консалтинговый проект становилось понятно, что такая стоимость больше, чем может себе позволить владелец. В тоже время в малом бизнесе стандарты администрирования низкие, и проблемы администрирования является действительно значительными проблемами, которые влияют на доход. Поэтому все время пока я занимаюсь консалтингом у меня было желание разработать особый консалтинговый продукт для малого бизнеса, который соответствует уровню доходов малого бизнеса. В результате мы создали особый продукт, который приводит к наведению порядка и внедрению инструментов управления. Основа этой программы и секрет снижения стоимости заключается в том, что мы добились, чтобы сам владелец компаний своими руками осуществлял основной объем организационных изменений.
3. На кого рассчитана ШВБ:
Владельцы малого бизнеса. Под этим я подразумеваю, компании примерно до 100 человек, если это компании, которые занимаются услугами и торговлей. Если это производственные компании, то это даже может быть размер больше, чем 100 человек.
Главный критерий – это количество административного персонала, это персонал, который не занят непосредственно на производстве. Например, если это строительная компания, в которой 800 человек, из которых 700 человек заняты на самой стройке, она все равно относится к категории малого бизнеса, потому что количество административного персонала всего 100 человек.
Этот продукт для тех владельцев, у которых от 3 до 100 человек административного персонала.
4. Какие проблемы решает ШВБ:
Первая и главная проблема – это эффективность управления компанией: эффективность руководителей и персонала. Обычно она очень низка из-за того, что большая часть усилий сотрудников тратится на то, чтобы достичь согласия, исправить последствия ошибок, сделать работу за кого-то. Чтобы увидеть это на практике достаточно сделать хронометраж рабочего времени и вы обнаружите, что время, которое сотрудники тратят по-настоящему производительно составляет не более 4 часов в день. Когда владельцы компаний проходят ШВБ, они начинают видеть все слабые места и получают возможность их устранить. Появляются необходимые функции, люди начинают работать более слажено, каждый из них начинает производить в 1,5-2 раза больше, чем производил раньше и за счет этого обычно растет доход и увеличивается прибыль компании.
5. Из каких разделов состоит ШВБ:
Первое: знакомство с компанией для которого наши консультанты вместе с владельцем производят небольшое исследование в компании, чтобы мы узнали все подводные камни и можно было ручаться за успешность программы. Это позволяет нам правильно сформировать группы, чтобы потом в этих группах движение было быстрым и учесть особенности бизнеса, что тоже является не маловажным, например, на занятиях предоставить соответствующие примеры различных документов и так далее. На этом шаге мы также тестируем личностные качества руководителя, чтобы можно было выполнить следующий шаг.
Второе: Основываясь на результатах исследования и тестов мы выясняем, какие личностные качества владельца нужно обязательно улучшить до того как внедрять инструменты управления. Мы составляем индивидуальную программу для владельца и проводим его через программу, чтобы откорректировать эти личностные качества. Эти не значит, что мы приводим их к какому-то «стандарту», только устраняем те слабые места, которые у них есть. Это важно, так как когда на последующих шагах ему придется проводить занятия с сотрудниками, улаживать их возражения, сталкиваться со сложными ситуациями, а если у него проблемы с общением, он просто не сможет это уладить. Зачастую подобные проблемы являются главным препятствие при внедрении инструментов управления. Иногда мы сталкиваемся с необходимостью повысить коэффициент интеллекта или способность обучаться, мы это успешно делаем. Во многом успешность ШВБ зависит от наличия этого шага. Завершается эта часть ШВБ сессией, которую мы называем «Возвращение мощи лидеру», название которой говорит само за себя.
Третье: Мы разрабатываем и внедряем в компании эффективную организующую схему компании, систему измерения результатов каждого сотрудника и подразделения, очень удобную и рациональную система финансового планирования, которая позволяет сделать так, чтобы компания не тратила больше, чем зарабатывала и при этом средства распределялись эффективно и расходовались на то, что принесет еще больше дохода. Кроме того внедряется система письменной коммуникации, в результате чего сотрудники тратят в 2-3 раза меньше времени на общение. Внедряется основы системы обучения и подготовки персонала, которая позволяет быстро ставить на посты новых сотрудников и увеличивать эффективность уже существующих. Кроме того внедряется координация управления и основы стратегии. Это – самая большая и насыщенная часть программы ШВБ.
6. В чём особенность ШВБ:
Особенность предоставления заключается в том, что мы сочетаем очень эффективное обучение и короткое, поэтому ШВБ примерно на 25 % состоит из из обучения по специально составленным письменным материалам, плюс семинары, которые проводят опытнейшие консультанты, плюс специально разработанные тренинги, плюс консалтинговая работа с каждым владельцем индивидуально. Все это происходит во время сессий. В рамках программы предоставляется много шаблонов различных документов.
Кроме того есть очень важная и большая часть программы — это работа между сессиями, которая заключается в помощи по преодолению препятствий и контроле. После сессии каждый участник программы получает точные задания и должен полностью их выполнить в своей компании. Между сессиями консультанты предоставляют ему помощь в решении проблем и при выполнении практических заданий. По объему усилий и по значимости эта консалтинговая поддержка между сессиями очень ценна и от неё в значительной степени зависят результаты. Это помощь и контроль. Владелец возвращаясь в свою компанию после сессии сталкивается с множеством проблем, и если никто его не подталкивает и не направляет, обычно благие намерения остаются мечтами.
7. Чем отличается ШВБ от подобных программ (например МВА для владельцев):
MBА — это просто стандарт, который устанавливает, какой набор дисциплин должен быть рассмотрен при обучении и какой объем теории и практики должно быть в программах обучения. Это очень мягкий стандарт обучения, который не ставит своей целью осуществить какие-то изменения в компаниях. Кроме MBА, есть семинары, обучающие программы и другое обучение, но я могу сказать что ни одна известная мне программа обучения, соответствующая стандартам MBА или не соответствующая стандартам MBА не ставит перед собой цель внедрить инструменты управления в компании. Эти программы ориентированы на обучение и владелец компании остается после завершения обучения один на один со сложностями внедрении.
ШВБ разработана так, чтобы обеспечить применение, внедрение и были получены практические результаты. Эта программа, конечно, включает обучение, но её цель – не только знания владельца, её цель – практическое внедрение. Поэтому теории у нас меньше, чем в МВА, а практики гораздо больше.
8. Результаты, которые есть сейчас:
Статистики наших студентов вы можете посмотреть потока ШВБ 2009.
Результаты с точки зрения управления,
На эту программу в 2009 году стартовало 12 владельцев бизнеса. 11 из них успешно выполняют эту программу, они внедрили организующие схемы, у них работают статистики, у них внедрено финансовое планирование, работает система координаций. У каждого из них есть достижения, многие из них говорят о росте дохода, многие говорят о росте прибыли, все говорят о увеличении эффективности.
9. Будет ли какая-то следующая ступень ШВБ, где будут «продвинутые» данные:
Будет следующая ступень ШВБ, более «продвинутая». Для того, чтобы принять участие в этой программе нужно успешно завершить первую ступень. Инструменты, которые будут внедряться на второй ступени ШВБ обычно не ассоциируют с малым бизнесом. Это стратегическое управление, построении системы продаж и продвижения, получения дохода, нормальной управляемой маркетинговой деятельности. Об этом мы просто не говорим людям, которые еще не закончили ШВБ по той простой причине, что для них не реально, что в малом бизнесе можно иметь хорошее стратегическое управление, что можно хорошо наладить систему получения дохода.