Базовый курс посвящён усвоению основных понятий монтажа: планы и ракурсы, понятие современного комфортного монтажа, мизансценирование кадра и внутрикадровый монтаж, важность движения камеры и его закономерности.
Особое внимание в курсе уделено определению и использованию так называемой «оси внимания» между персонажами (источник частых ошибок на телевидении и даже в высокобюджетных фильмах) и принципиальной важности осознанных монтажных «ошибок» как главного оружия монтажёра.
Параллельный монтаж, работа со временем, внутрикадровое движение и эффект Кулешова — то, что обычно «пробалтывают» на первых занятиях по монтажу — вынесено в продвинутый практический курс режиссуры монтажа.
Курс основан на методике прославленного — иначе не скажешь — педагога и режиссёра В. А. Фенченко и с первых же занятий включает в себя практические съёмочные задания.
Подробный практический разбор основных понятий позволяет пропустить монтажные приёмы через себя на уровне ощущений — как и подобает тонкому искусству, которое более сродни музыке, чем литературе.
Для выполнения заданий требуется любая видеокамера (стандарт и технические возможности значения не имеют) и домашний компьютер или ноутбук, на который можно установить монтажную программу.
Галина Мезенцева
Кино- и театральный режиссёр. Окончила режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская В. И. Хотиненко и В. А. Фенченко). Ставила спектакли в театре им. Гоголя и в составе ТО «Газгольдер». Призёр XXVII Международного фестиваля ВГИК. Дебютный полнометражный фильм «Окно для наблюдателя» участвовал в фестивалях «Окно в Европу» (2009) и «Литература и кино» (2010).
Программа курса
I. ВВОДНЫЙ УРОК.
· Понятие монтажа, как средства выражения художественного замысла фильма.
· Линейный и нелинейный монтаж.
· Понятие комфортного монтажа (комфортная склейка).
· Неправильный монтаж – мотивация применения.
· Внутрикадровый монтаж.
· От кадра к фильму: раскадровка, режиссерский сценарий, драматургия и темпоритм.
ОСНОВНАЯ ТЕМА: ПЛАНЫ И РАКУРСЫ.
· Крупность (деталь, сверхкрупный, крупный, средний, общий и дальний планы).
· Зависимость длительности кадра от крупности плана.
· Линейка планов: центр внимания.
· Комфортный монтаж ракурсов при одинаковый крупности плана.
· Развитие драматургии сцены на основе ракурса.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:
1. Полная линейка планов.
2. Ракурсы (шесть кадров).
II. ПРОСТРАНСТВО
· Создание собственной географии и атмосферы пространства (натура).
· Развитие образа персонажа через характер интерьера.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:
1. Пространство (натура, три кадра).
2. Пространство (интерьер, три кадра).
III. ВНУТРИКАДРОВЫЙ МОНТАЖ
1. ГЛУБИННАЯ МИЗАНСЦЕНА
· Особенности применения внутрикадрового монтажа.
· Мотивация смены крупности планов при внутрикадровом монтаже.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:
Глубинная мизансцена (один кадр, статичная камера).
2.ОБЩИЙ ПЛАН
Событие на общем плане, как прием внутрикадрового монтажа.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:
Событие на общем плане (один кадр, статичная камера).
IV. ДВИЖЕНИЕ КАМЕРЫ
· Мотивация движения камеры.
· Субъективная и объективная камера.
· Отличие трансформатора от приближения/удаления камерой.
· Принцип склейки статичного кадра и кадра на движении.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:
Движение камеры (один кадр).
V. ОСЬ ВНИМАНИЯ.
· Правила пересечения оси внимания.
· Монтаж через деталь.
· Монтаж по движению.
· Монтаж через кадр на оси.
· Разворот персонажа в кадре.
· Смена оси при помощи движения камеры.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:
1. ОСЬ 1 (использование всех способов пересечения оси внимания для одного персонажа)
2. ОСЬ 2 (использование всех способов пересечения оси внимания для двух персонажей)
VI. МОНТАЖНАЯ ОШИБКА КАК ПРИЕМ
Понятие скачка (монтажной ошибки) в монтаже.
Условия возникновения скачка.
Скачок как средство художественной выразительности.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:
Неправильный монтаж (ярко выраженная монтажная ошибка при общей комфортности восприятия видеоэтюда, не более 3х минут).