1. Развитие отношений человек – природа в эпоху первобытных обществ
Синкретизм – то есть неразрывность человека и природы на самых ранних этапах человеческого общества. Анимизм – одушевление всех объектов природы. Зооморфизм – космос в иконографии животных в эпоху Палеолита (древнекаменном веке): пещерные росписи в свете новых научных открытий. Сакрализация животных и первые ритуалы. В эпоху Мезолита (среднекаменном веке) человек выделяет себя из среды животных, о чем повествует мезолитическая иконография – письма в рисунках, как рассказ о деятельности человека и передача опыта последующему поколению. В эпоху Неолита (новокаменном веке) происходит «Приручение» природы: земледелие и скотоводство, складывается представление о мире, формирование культовых обрядов, в которых проигрываются природные процессы. Все явления и процессы в природе передаются в устных формах - мифах, сказках… Возникновение традиционных культур.
2. Бог – человек – природа в мифологических моделях в эпоху Древнего мира
В преддверии возникновения древних цивилизаций формируется устойчивая традиционная культура с фольклорно – обрядовым наследием. Полностью сформированы модели мира, в которых каждому явлению природы, в том числе и человеку, определено своё место. Сакрализация природы: вода, камень, священные горы, священные рощи, деревья, источники… Священные пейзажи и культовая архитектура – диалог с Небом. Роль природы в отношении человека с богами. Жертвоприношение как договор людей с Богами. Сады древних цивилизаций как подобие небесной природы. Древняя архитектура как создание из природных материалов, так и отражение природы. Соотношение иерархии миров и богов с классовой иерархией древнего общества. Архитектура – главная летопись человечества: обо всём читаем во фресках и рельефах храмов. Крушение Древнеримской империи, зарождение монотеистических религий, изменение отношений человека к миру, а значит и самого человека.
3. Человек и природа в средневековой картине мира
Дуализм – главное определение мировоззрения средневекового человека: резкое непримиримое разделение мира горнего – небесного и мира дольнего – земного. Организация городского пространства – все дороги ведут в храм. Место храма в природном ландшафте. Модели средневековых храмов как модели мира на примерах романских, готических, византийских и русских храмов. Монастыри – феномен средневековья. Символика элементов растительного и животного мира в искусстве средневековья. Монастырские сады как подобие небесного рая. «Человек – червь, ползающий по земле». Подвиги святых. Личина – лицо – лик в иконографии средневекового искусства.
4. Человек в картине мира эпохи Ренессанса
Рождение человека сознательного. Пересматриваются христианские тексты и новое их понимание. Акцент на том, что человек – главное творение бога по своему образу и подобию. Антропоцентризм – человек в центре вселенной – определяющее понятие мировоззрения в эпоху Возрождения. Огромный интерес и изучение вновь открытого наследия античной культуры. Влияние древнеримской культуры на формирование искусства ренессанса. Изменение иконографии христианских сюжетов. Пантеизм – обожествление природы. Сады как преображенная земная природа. События на фоне пейзажа ранней весны в картинах раннего и высокого ренессанса как надежда на возможность создания рая на земле. Титанизм и его обратная сторона. Крушение идей, поражение в войне, торжество без-образ-ия. Трагизм позднего Возрождения. Все метаморфозы этой яркой эпохи представлены на примерах поэзии и живописи великих авторов.
5. XVII век. «Песчинка в лабиринте вселенной»
Открытия Коперника и Кеплера – переворот привычной картины мира. Геоцентрическую картину мира сменяет гелиоцентрическая. Открытие бесконечности вселенной стирает привычные ориентиры, человек чувствует себя крошечной песчинкой в необъятных просторах вселенной. Эпоха ставит новые вопросы, в искусстве – новые сюжеты. Барокко – самый фантастический, драматический и динамичный стиль с высоко духовным содержанием. Вечно актуальная античная классика, обращение к которой подарило прекрасное искусство Ренессанса, вновь становится уместной в новых исторических условиях нового времени – рождается стиль классицизм, прослужившему человечеству несколько последующих веков. Регулярные сады – приглашение на седьмое небо, в мир, где живут боги. Вопросы и ответы эпохи на языке искусства.
(Возможна по желанию экскурсия «Санкт – Петербург – библиотека архитектурных стилей в контексте мировой культуры»).
6. Картина мира и место человека в ней в эпохи Просвещения и Романтизма
Эпоху Просвещения можно назвать «под эгидой разума», когда человек пытается постичь природу своим разумом. Естествознание – одно из первостепенной деятельности человека. Философия вместо религии, энциклопедия заменяет библию. Утопическое упование на образование, преобразующее человека и государство. И опять новые идеи эпохи вооружаются культурным наследием античной классики. Крушение иллюзий приводит к смене мировоззрения и … рождению новой эпохи Романтизма. Хаос как преддверие космоса, неизбывный источник для творчества. Мятежность в образах природы и человека. Ищущая беспокойная и бунтующая душа. Уникальность и неповторимость человеческой души, первый разговор об одиночестве. Эпоха, родившую фантастику, как литературный жанр. Пейзажные сады созданные, по словам Д. С. Лихачева, поэтами, писателями, философами и знатоками искусств – не архитекторами и не садоводами.
7. На рубеже ХIХ – ХХ веков. «Всё сначала, только без бога»
Во второй половине 19в. наступает эпоха Позитивизма. Торжество материализма: «Капитал» К. Маркса, в искусстве – реализм. Научно- технический прогресс. Капитализм на престоле мировой экономики. Крушение всех ценностей. Десакрализация августейших персон. Революции – войны – революции. Массовые убийства и самоубийства. От восторга до отчаяния в спектре восприятии всего нового. Мир перевернулся. Тотальное одиночество. Урбанизация поглощает природу. Человек и природа в калейдоскопе новых опытов в искусстве. Рождение кинематографа. Великие открытия и ужасные катастрофы. Как жить дальше? Вопрос, переходящий по эстафете от эпохи к эпохе. Как ответить на этот вопрос современникам, может подсказать опыт пережитых эпох.