Время обучения: Каждое занятие, посвященное определенной тематике состоит из 2 частей по 2 часа с переходом на другую тему. Периодичность занятий - 1 раз в неделю, позволяющая слушателям вдумчиво выполнить домашнее задание, адаптироваться к сложным темам лекций и подготовиться к следующему очередному занятию - этапу своего творческого роста.
Структура: Программа обучения составлена таким образом, чтобы слушатели изучали курс сразу по трем разделам Теория, История и Практика. В раздел Теории включены также занятия по психологии воображения. Практика будет тесно связана с решением пространственно-образных задач различной степени сложности в визуальном и вербальном исполнении. Все три раздела имеют постепенное повышение уровня сложности. История Архитектурного фантазирования, выстроенная по эволюционному принципу, раскроет приемы и секреты мастеров прошлого. Домашние задания, практические занятия в аудитории, а также семинары по развитию силы воображения позволят учащимся максимально интенсивно развить свой творческий потенциал. Мастерклассы известного архитектора-фантаста Артура Скижали-Вейса помогут студентам глубже разобраться в особенностях и тонкостях построения сложных архитектурных фантазий, быстро овладеть мастерством архитектурной графики.
Развернутая программа базового курса
Занятие 1
Часть 1. Знакомство с аудиторией и тестирование творческих способностей студентов. Теоретическая вводная лекция. «Архитектурное фантазирование» - новая учебная дисциплина. Общие понятия и определения.
Часть 2. Практический семинар по развитию силы воображения студентов. Упражнения интеллектуальной гимнастики. Психотренинг учащихся.
Домашнее задание по теме практического семинара.
Занятие 2
Часть 1. Лекция по истории «Архитектурного фантазирования» - «Утопическое мышление архитектора». «Атлантида» Платона, идеальные города и здания Ренессанса, «Город Солнца» Т. Кампанелла, «Остров Нигдея» Т. Мора и другие.
Часть 2. Эксперименты Леонардо да Винчи. П.Брейгель, Х. Босх - пионеры архитектурного фантазирования. Первые трехмерные изображения. Знакомство с произведениями старых мастеров.
Занятие 3
Часть 1. Лекция по истории «Архитектурного фантазирования» - «Яков Чернихов, жизнь, творческие поиски и основные произведения».
Часть 2. Подробное знакомство с системой «Архитектурного фантазирования» Якова Чернихова.
Домашнее задание.
Занятие 4
Часть 1. Теория беспредметного моделирования воображаемых объектов. Основы «Эксприматики».
Часть 2. Семинар. Практическое построение студентами плоскостных графических композиций в черно-белом изображении по системе Я. Чернихова.
Домашнее задание по теме практического семинара.
Занятие 5
Часть 1. Теория моделирования воображаемых объектов на основе «Аристографии».
Часть 2. Семинар. Практическое построение студентами объемных графических композиций в цвете по системе Я. Чернихова.
Домашнее задание по теме практического семинара.
Занятие 6
Часть 1. Лекция по истории «Архитектурного фантазирования» - «Великие итальянцы». А. Каналетто мастер «Каприччо». Знакомство с произведениями мастера.
Часть 2. Д. Б. Пиранези создатель грандиозных фантастических барочных пространств. Знакомство с произведениями мастера.
Занятие 7
Часть 1. Теоретическая лекция. Роль трех основных факторов: Времени, Пространства и Функционального назначения в построении архитектурных фантазий.
Часть 2. Практический семинар по развитию силы воображения – «Ролевые игры» со студентами с использованием «Таймсерфинга».
Домашнее задание по теме практического семинара.
Занятие 8
Часть 1. Теоретическая лекция - Основные виды жанров архитектурного фантазирования. «Научная фантастика», «Альтернативная история», «Апокалиптика», « Тайм-панк» и другие.
Часть 2. Различные методы и приемы моделирования вымышленных объектов и пространств.
Домашнее задание по теме практического семинара.
Занятие 9
Часть 1. Теоретическая лекция – «Вербальные фантастические образы». Мастера классической литературы по научной фантастике Г. Уэллс, Беляев, Жюль-Верн, С. Лем, Р. Бредбери и другие.
Часть 2. Практический семинар. Приемы написания различных сценариев для архитектурных концепций.
Домашнее задание по теме семинара.
Занятие 10
Часть 1. Теоретическая лекция. Основные методы разработки и критерии отбора первичных визуальных архитектурных образов. Вариативное и содержательное эскизирование на различные темы.
Часть 2. Практический семинар. Способы построения быстрых концептуальных рисунков. Мастеркласс Артура Скижали-Вейса.
Домашнее задание по теме практического семинара.
Занятие 11
Часть 1. Лекция по истории «Архитектурного фантазирования». «Архитекторы – революционеры» К. Леду, Э. Булле, А. Сант-Элиа, И. Леонидов и другие. Манифест итальянского футуризма.
Часть 2. Советская бумажная архитектура конца ХХ века. Творческий тандем; «А. Бродский – И. Уткин». Знакомство с произведениями архитекторов-бунтарей.
Занятие 12
Часть 1. Теория построения простого масштабного архитектурного объекта в воображаемом пространстве.
Часть 2. Практический семинар по разъяснению начальных стадий моделирования. Мастеркласс Артура Скижали-Вейса.
Домашнее задание по теме практического семинара.
Занятие 13
Часть 1. Теория построения сложного, детально-проработанного архитектурного объекта в воображаемом пространстве.
Часть 2. Практический семинар. Основные стадии и технические приемы в моделировании сложных архитектурных объектов. Мастеркласс Артура Скижали-Вейса.
Домашнее задание по теме практического семинара.
Занятие 14
Часть 1. Лекция по истории «Архитектурного фантазирования». М. Эшер – мастер пространственных иллюзий и головоломок. «Пространство Мебиуса».
Часть 2. Я. Иерка – мастер ландшафтных метаморфоз. Знакомство с произведениями мастеров.
Накопившиеся вопросы и помощь по домашним заданиям.
Занятие 15
Часть 1. Теория построения крупных комплексных архитектурных научно-фантастических концептов по различным темам.
Часть 2. Знакомство с практическими примерами построения научно-фантастических концепций. Мастеркласс Артура Скижали-Вейса.
Домашнее задание по теме практического семинара.
Занятие 16
Часть 1. Лекция по истории «Архитектурного фантазирования». «Архитекторы-фантасты второй половины ХХ века». К. Танге, П. Сольери, В. Локтев, П. Меймон, группа «Аркигрэм», Р. Херрон, А. Гутнов, Д. Пюрвеев и другие.
Часть 2. Практический семинар по построению фантастических градостроительных комплексов. Самостоятельная клаузура по выбранной теме. Разбор «архитектурных полетов».
Занятие 17
Часть 1. Теория цифрового моделирования вымышленных объектов. Современные компьютерные технологии в «Архитектурном фантазировании». Виртуальная реальность XXI века. Кинематографическая архитектура.
Часть 2. Мастера цифрового фантазирования В. Калебо, Ж. Фреско, С. Скачков и другие. Всемирное общество цифровых художников. Знакомство с произведениями современных авторов.
Занятие 18
Часть 1. Теория развития творческих сверхспособностей архитектора. Психотренинг в «Архитектурном Фантазировании». «Йога воображения». Методы тибетских монахов. Раскрытие библиотеки подсознания и активация спящих фантастических образов. «Слиперы», «Предсказатели», Медитация и другое.
Часть 2. Заключительный практический семинар. Разбор домашних заданий, накопившихся вопросов по пройденному курсу «Архитектурного фантазирования».