У вас уже есть заявка на текущий период.
Если вы хотите, чтобы данная программа участвовала в розыгрыше гранта в этом месяце, необходимо добавить ее в папку "Интересные мероприятия".
Или создайте заявку на другой период.
22.02.2017 - 31.05.2017 Уточните расписание у организатора. Возможно он не успел обновить расписание.
Форма обучения:
Дистанционная
Вид мероприятия:
Курсы
Преподаватель
Асланян Марлен Мкртычевич - Доктор биологических наук МГУ имени М.В.Ломоносова.
Анонс программы
Цель данного курса состоит в том, чтобы познакомить студентов с основными понятиями, показателями, методами сбора и анализа демографических данных, выделить главные тенденции развития населения в России и мире, показать возможные перспективы демографических изменений и подходы к оценке их социально-экономических последствий.
Описание программы
Лекция 1. Менделизм. Опыты Г. Менделя и его последователей
Гибридологический анализ. Моногибридное скрещивание, доминирование одного из родительских признаков в F1 и расщепление в Е2 (3:1). Анализирующее скрещивание. Наследственный фактор - дискретная единица наследственности -ген. Понятие аплель гена, Утверждение принципа, что наследуются не признаки, а аллели генов, контролирующие нх развитие.
Лекция 2. Дигибридное скрещивание
Доминирование в F1 и расщепление в F2 (9А-В-: ЗА-вв: 3ааВ-: 1 аавв).
Независимое комбинирование и независимое наследование признаков. Цитологические основы явления. Неаллельное взаимодействие генов. Ген и признак. Пенетрантность и экспрессивность признака. Норма реакции генотипа. Формально-генетический подход анализа наследования признаков. Типы взаимодействия неаллельных генов: комплементарное, эпистатическое, полимерия.
Лекция 3. Хромосомная теория наследственности Т.Г. У1органа
Наследственные факторы - гены ...
Подробнее о программе
Лекция 1. Менделизм. Опыты Г. Менделя и его последователей
Гибридологический анализ. Моногибридное скрещивание, доминирование одного из родительских признаков в F1 и расщепление в Е2 (3:1). Анализирующее скрещивание. Наследственный фактор - дискретная единица наследственности -ген. Понятие аплель гена, Утверждение принципа, что наследуются не признаки, а аллели генов, контролирующие нх развитие.
Лекция 2. Дигибридное скрещивание
Доминирование в F1 и расщепление в F2 (9А-В-: ЗА-вв: 3ааВ-: 1 аавв).
Независимое комбинирование и независимое наследование признаков. Цитологические основы явления. Неаллельное взаимодействие генов. Ген и признак. Пенетрантность и экспрессивность признака. Норма реакции генотипа. Формально-генетический подход анализа наследования признаков. Типы взаимодействия неаллельных генов: комплементарное, эпистатическое, полимерия.
Лекция 3. Хромосомная теория наследственности Т.Г. У1органа
Наследственные факторы - гены локализованы в хромосомах.
Гены расположены в хромосоме в линейном порядке и составляют группу сцепления генов. Между гомологичными хромосомами может происходить обмен участками (кроссинговер), что приводит к нарушению сцепления генов, т.е. генетической рекомбинации. Величина кроссинговера есть функция расстояния между генами на хромосоме. Генетические карты, характеризуют относительные расстояния между генами, выраженные в процентах кроссинговера.
Лекция 4. Теория гена. Сложное строение гена. Функциональный и рекомбинационный тесты на аллелизм Лекция 5. Генетика пола
Пол - сложный, генетически контролируемый признак. Генетические) и эпигенетические факторы детерминации пола. Гены, контролирующие детерминацию и дифференцировку пола. Хромосомное определение пола. Основная функция половых хромосом (X,Y и W,Z)- поддержание полового диморфизма и первичного соотношения полов (N♂/N♀=1). Наследование признаков, сцепленных с полом. Реципрокные скрещивания. Отсутствие единообразия у гибридов F1, и наследование признака по типу «крест-накрест». Первичное и вторичное нерасхождение половых хромосом. Гинандроморфизм.
Лекция 6. Мутационная и модификационная изменчивость
Наследственная изменчивость – мутационная и комбинативная – характеризуется изменением генотипа. Модификационная – ненаследственная изменчивость – видоизменяет фенотип организма в пределах нормы реакции генотипа.
Мутация – дискретное изменение признака, передающееся по наследству в ряду поколений организмов и клеток.
Классификация мутаций: по структуре генетического материала; по месту локализации; по типу аллельного; по причине возникновения.
Генетические последствия загрязнения окружающей среды. Мутагенные факторы Мониторинг уровня частоты различных типов мутаций в одних и тех же географических точках. Скрининг мутагенной активности лекарственных препаратов, пищевых добавок, новых промышленных химических соединений.
Лекция 7. Мутационный процесс: спонтанный и индуцированный
Мутационный процесс характеризуется: всеобщностью и причинностью, статистичностью и определенной частотой, протяженностью во времени.
Спонтанные мутации возникают в результате ошибок в работе ферментов матричного синтеза ДНК. Генетический контроль мутационного процесса. Гены мутаторы, гены антимутаторы. Системы репарации генетических повреждений.
Закономерности индуцированного мутагенеза (радиационного, химического и биологического). Дозовая зависимость, временной характер, мощность дозы (концентрация), предмутационные изменения генетического материала и др.
Методы количественного учета мутаций. Молекулярные механизмы возникновения генных мутаций и хромосомных перестроек.
«Адаптивный» мутагенез. Проблема «наследования приобретаемых признаков».
Лекция 8. V. Генетика популяций
Любую популяцию составляют особи, отличающиеся в той или иной мере по генотипу и фенотипу. Для понимания генетических процессов, протекающих в популяции необходимо знать: 1) какие закономерности управляют распределением генов между особями; 2) изменяется ли это распределение из поколения в поколение, и если изменяется, то каким образом.
Согласно формуле Харди-Вайнберга, в идеальной популяции, находящейся в равновесии, доли разных генотипов должны неограниченно долго оставаться постоянными. В реальных популяциях эти доли могут изменяться из поколения в поколение вследствие ряда причин: малочисленность популяции, миграции, отбор мутации. Генофод популяции, геногеография (А.С. Серебровский), генетическая гетерогенность природных популяций (С.С. Четвериков), генетико-автоматические процессы (Н.П. Дубинин). Лекция 9,10. Генетика развития
Современная биология развития представляет собой сплав эмбриологии, генетики и молекулярной биологии. Мутации генов, контролирующих разные этапы индивидуального развития, позволяют выявить время и место действия нормального аллеля данного гена и идентифицировать продукт этого гена в виде и - РНК, фермента (полипептида) или структурного белка.
Генетический контроль детерминации и дифференцировки пола.
Проблемы генетики развития: анализ дифференциальной активности генов, активность.
Гомеозисные мутации, их роль на ранних этапах онтогенеза. Эпигенетика индивидуального развития и её перспективы. Генетический импринтинг. Роль апоптоза(генетически программированная гибель клеток) и некроза в ходе индивидуального развития многоклеточных организмов. АЛЛОФЕННЫЕ МЫШИ –генетические мозаики. В отличие от животных у растений из соматических клеток сформированного организма можно получить взрослое полноценное растение (морковь, табак, томаты), способное к половому размножению. Из изолированной клетки под действием растительных гормонов можно получить целое растение.
Проблема репрограмирования генома в дифференцированныз клетках животных. Эмбриональные стволовые клетки (ЭСК). Тотипотентнось, плюрипотентност и мультипотентность разных типов клеток. Получение индуцированных плюрипотентных клеток фибропластов человека (iPS ) с помощью индукторов репрограмирования транскрипционных факторов Oct4, Sox2, c-Mic, Klf4 и Nanog.
Клонирование позвоночных животных (овечка Долли, 1997), В настоящее время клонированы десятки видов животных из класса млекопитающих (мышь, корова, кролик, свинья овца, коза, обезьяна-макака резус и др.).
Лекция 11,12. Генетика человека
Биосоциальная природа человека. Антропогенетика и медицинская генетика. Методы исследования: генеалогический, близнецовый, цитологический, биохимический, молекулярно - генетический, математический и др.
Менделирующие – моногенные и мультифакториаьные- полигенные признаки. Нормальный кариотип человека. Дифференциальное окрашивание хромосом и Fish –метод. Хромосомные аберрации и связанные с ними генетические синдромы.
Методы картирования генома человека. Гибридизация соматических клеток человека и мыши. Секвенирование генома человека ( 3,5х109 п.о.).. Геномика (структурная, функциональная, фармакогеномика, этногеномика и т.д.).
Генетический полиморфизм – основа биоразнообразия человека Типы полиморфизма ДНК( по числу и распредеоению мобильных генетических элементов; по числу копий тандемных повторов и др).
Медицинская генетика. Развитие медико-генетического консультирования. Пренатальная диагностика (кариотипирование; ДНК- маркеры, биохимические и иммунологические маркеры; прогноз для потомства). Демографическая генетика.
Евгеника, генотерапия, , генетическая паспортизация (проблемы и спорные вопросы).
Лекция 13. Генетические основы селекции
Селекция растений и животных. Исходный материал (дикие формы, районированные сорта растений и заводские породы животных, инбредные линии).
Методы отбора ( массовый – индивидуальный, по фенотипу- по генотипу, по родословной – по качеству потомства) . Гибридная кукуруза (простые и двойные межлинейные гибриды). Межлинейные яичные и мясные гибриды кур.
Явления гетерозиса и инцухт - депрессии.
Межродовой фертильный гибрид редьки и капусты ( рафанобрассика).
Биотехнология и использование трансгенных организмов.
В результате освоения курса слушатель:
получает представление о базовых понятиях генетики (ген, генотип, фенотип, мутация, репликация, рекомбинация, репарация,геном , геномика) достижениях в этой области знаний и практическом применении этих знаний в практике сельского хозяйства, медицины, биотехнологии;
овладевает методами генетического анализа на прокариотических и эукариотических организмах; методами цитологического, физико-химического и биоинформатического анализа генетических феноменов и процессов;
понимает интегрирующую роль генетики в познании ключевых звеньев и этапов фундаментальных биологических процессов (фотосинтез, синтез пептидов, онтогенез, онкогенез и др.).
Формат
Форма обучения заочная (дистанционная).
Еженедельные занятия будут включать просмотр тематических видео-лекций, решение генетических задач и выполнение тестовых заданий с автоматизированной проверкой результатов.
Важным элементом изучения дисциплины является написание творческих работ в формате сочинения-рассуждения по заданным темам, которое должно содержать полные развернутые ответы, подкрепленные примерами из лекций и/или личного опыта, знаний или наблюдений.
Требования
Знание математики, физики, химии и биологии в соответствии со стандартами обучения на биологических факультетах университетов.