Обучение персонала - инструмент для решения задач бизнеса
Корпоративное обучение. Цели. Задачи. Актуальность.
Решение задач бизнеса через обучение сотрудников.
-
Увеличение прибыли
-
Повышение конкурентоспособности
-
Развитие HR-бренда
-
Освоение нового рынка
Решение кейсов: «Издательский дом», «Целлюлозная фабрика», «Вредное производство».
Методы выявления потребности в обучении.
-
Экспертная оценка
-
Бенчмаркетинг (bench mark)
-
360 градусов
-
Центр оценки (assessment)
Решение задач: «Торговая компания», «PR компания».
Стратегические и тактические цели корпоративного обучения.
-
Повысить производительность
-
Создать новые продукты или услуги
-
Изменить модели поведения сотрудников
Мозговой штурм: цели обучения.
Индивидуальные цели обучения.
-
Повышение квалификации
-
Увеличение стоимости на рынке труда
-
Повышение конкурентоспособности внутри компании
-
Зачисление в кадровый резерв
-
Повышение по должности
-
Саморазвитие
Упражнение на определение потребности в развитии компетенций сотрудников.
Модели и кластеры компетенций.
-
Подход Ричарда Бояциса
-
Кластеры Лайла Спенсера
-
Поведенческие модели Стива Уиддета
Моделирование групп компетенций.
Разработка групп компетенций исходя из потребности компании.
-
Коммуникативные
-
Личностные
-
Профессиональные
-
Поведенческие (социальные)
-
Мотивационные
-
Аналитические
-
Предпринимательские
-
Исполнительские
-
Управленческие
-
Креативные
-
Лидерские
Деловая игра: «Определяю - обучаю».
Организация и методология обучения персонала компании
Формы и методы обучения.
-
Массовое обучение
-
Групповое обучение (тренинги, семинары)
-
Индивидуальное обучение (коучинг, наставничество)
-
Дистанционное обучение (видео-курсы, вебинары
-
Учебные курсы на электронных носителях
-
Очное обучение (на рабочем месте, на выездных курсах)
-
Заочное обучение (по договорам с ВУЗами, бизнес-школами)
-
Мастер-классы
-
Методы активного обучения (деловые игры, кейс-обучение, моделирование, анализ, проектирование, интерактивные программы)
Упражнение: логическая подстановка методов обучения, формы и целевые группы.
Разработка учебного курса.
-
Определение актуальности курса
-
Практическое назначение курса для сотрудников компании
-
Постановка целей курса
-
Тематическое планирование
-
Структура обучающих программ лекций, семинаров, тренингов
Моделирование цепочки структуры программ обучения.
Инструменты обучения.
-
Кейс-стади (case-study)
-
Информативная презентация
-
Разработка сценария деловой игры
Упражнения на оценку кейсов, структурную разработку кейсов, презентаций и сценариев игр.
Наставничество как способ передачи знаний в компании.
-
Понятие, цели и задачи
-
Методы и инструменты
-
Менторы и ученики
-
Программа наставничества
-
Положение о наставничестве
-
Способы мотивации реализации программы наставничества
-
Условия сотрудничества и договорные отношения
Моделирование системы наставничества и планирование мероприятий.
Работа с внешними провайдерами обучающих услуг.
-
Рынок образовательных услуг
-
ВУЗы, Бизнес-школы, Курсы повышения квалификации, тренеры-фрилансеры
-
Критерии выбора учебного заведения
Решение кейсов: «ВУЗ или колледж», «Фриланс», «Бизнес-школа».
Методическое планирование.
-
План-сетка (краткосрочное, долгосрочное планирование обучения персонала)
-
Этапы организации обучения
-
Оценка качества программ обучения
Упражнение: планирование обучающих мероприятий.
Построение системы обучения персонала в компании. Отдел обучения – учебный центр – корпоративный университет
Современные подходы к обучению и развитию персонала компании.
-
Концепция самообучающейся организации
-
Концепция «обучение действием»
-
Концепция управления знаниями, как управление интеллектуальным капиталом
Упражнение: построение модели системы обучения.
Элементы системы обучения персонала в компании.
-
Подразделение по обучению, Корпоративный университет, Учебный центр
-
Организационные ресурсы
-
Формализованные процессы и регламентирующие документы
-
Методологическая база
-
Система оценка качества и результатов обучения
Мозговой штурм: «Элементы системы».
Алгоритм построения системы обучения персонала.
-
Формализация процессов (положение об обучении сотрудников в компании и другие документы)
-
Круг ответственных должностных лиц
-
Организация работы отдела обучения, функциональные и оперативные задачи
Решение задач: «Нормы дозволенного и запрещенного», «Расчеты и прогнозы».
Менеджеры и специалисты по обучению.
-
Рынок труда и критерии отбора профессионалов в области обучения
-
Функциональные и оперативные задачи специалистов по обучению
-
Поиск и привлечение тренеров-фрилансеров
-
Поиск, оценка, отбор и найм корпоративных тренеров и специалистов по обучению (особенности требований к квалификации и опыту)
-
Индивидуальные KPI
Практическое задание: определить потребность - составить профиль - найти специалиста.
Бюджет системы обучения персонала.
-
Алгоритм построения бюджета на обучение персонала с нуля
-
Статьи расходов
-
Планирование, распределение и освоение бюджета
-
Риски и пути их предупреждения
-
Планирование, прогнозирование, расчет
-
Способы оптимизации расходов
-
Инвестирование в развитие компетенций сотрудников
Решение кейсов: «Целевые затраты», «Статьи расходов», «Верный выбор».
Оценка эффективности и результативности обучения
Технология оценки эффективности обучения: понятие, содержание, структура и алгоритм.
-
Совокупность приемов, способов, форм и методов измерения эффективности процесса и результата обучения в рамках одной технологии
Недостатки системы оценки обучения сотрудников и пути их устранения.
-
Трудоемкий сбор данных о результатах обучения
-
Противоречия целей и результатов обучения
-
Разночтения сформулированных показателей результативности обучения
-
Низкая мотивация сотрудников на обучение
-
Отсутствие связи системы обучения с другими подсистемами (карьерного развития, ротации, мотивации)
Мозговой штурм на выявление проблем, ошибок и недостатков системы. Анализ. Обмен мнениями, опытом.
Упражнение: «Ошибка-решение».
Ключевые показатели эффективности организации обучения.
-
Постановка целей обучения, формирование задач и индивидуальных результатов обучения через Ключевые Показатели эффективности
-
Разработка КПЭ для менеджеров и специалистов по обучению исходя из общих целей системы обучения
Решение кейса: ключевые показатели эффективности отдела обучения.
Модель оценки результатов обучения по компетенциям.
-
Ключевые компетенции для оценки результатов обучения
-
Лист оценки по компетенциям
-
Критерии оценки новых компетенций
-
Инструменты и приемы оценки результатов обучения по компетенциям
Решение практических задач: «Функция-компетенция».
Упражнение: разработка индикаторов измерения уровня компетенций.
Техники интерпретации полученных данных.
-
Логика
-
Субъективная оценка
-
Личный и социальный опыт
-
Корректные способы расшифровки данных
-
Интерпретация результатов оценки влияния внешних и внутренних факторов на качество обучение
-
Разработка формулы: качество обучающей информации +корректный метод обучения +эффективность транслирующего = качество обучения
-
Оценка результатов тренингов на развитие управленческих навыков
Упражнения с применением проективных и аддитивных методик.
Оценка эффективности тренингов.
-
Социальная и экономическая эффективность активного обучения
-
Отсроченный эффект активных форм обучения
-
Критерии оценки тренингов на развитие коммуникативных (или любых других) навыков
-
Оценка результатов тренингов на развитие управленческих навыков
-
Оценка результативности тренингов командообразования
Ролевая игра: «Знания (знаю - понимаю)», «Умения (осваиваю - выполняю)», «Навыки (обучаю-закрепляю)».
Инструменты оценки эффективности обучения.
-
Алгоритм разработки:
-
анкет
-
кейсов
-
опросных листов
-
тестов для оценки результатов обучения
-
Принципы и правила целевого применения инструментов оценки
-
Корректная интерпретация полученных данных
Технология оценки результативности процессов ACIR.
-
Aim – цель, ради которой проводится обучение
-
Criterion – признак, которым характеризуется положительный эффект от обучения
-
Instrument – инструмент измерения, который показывает насколько была достигнута поставленная цель
-
Rate – норма, ожидаемая компанией и уровень изменений, которого достиг сотрудник в ходе обучения
Упражнение на освоение принципа ACIR.
Развитие персонала. Мероприятия по результатам обучения
Развитие персонала в компании: понятие, цели, задачи, принципы. Управление развитием персонала.
-
Управление потенциалом сотрудников
-
Корректная расстановка кадров
-
Подготовка персонала (профессиональная и социальная адаптация)
-
Повышение квалификации (углубление, расширение и дополнение профессиональных знаний и навыков)
-
Переподготовка персонала (обучение новым профессиональным знаниям, новой специальности)
-
Ротация (перемещение сотрудников компании)
Создание кадрового резерва из потенциальных лидеров.
-
Работа с ВУЗами (студентами и выпускниками)
-
Группы компетенций для оценки лидерского потенциала специалистов
-
Методы выявления лидерских компетенций
-
Алгоритм работ по созданию кадрового резерва
-
Мотивация и удержания сотрудников кадрового резерва
-
Принципы построения кадрового резерва на примере ведущих промышленных компаний России
Решение кейсов. Моделирование.
Планирование индивидуальной карьеры по всем подразделениям.
-
Концепции карьерного развития ведущих мировых и российских компаний
-
Алгоритм построения карьерного пути и индивидуального карьерного планирования
-
Направления внутриорганизационной карьеры (вертикальная, горизонтальная, функциональное развитие, линейное, отраслевое)
-
Введение в должность
Решение кейсов. Моделирование.
Работа с уникальными специалистами (талантами).
-
Критерии определения талантливых сотрудников
-
Модели компетенций уникальных сотрудников
-
Планирование обучения и развития талантливых специалистов
-
Критерии оценки эффективности программ развития талантов компании
Упражнение: разработка профессиональных профилей уникальных специалистов.
Развитие линейных руководителей.
-
Роли руководителей (лидер, администратор, предприниматель)
-
Возможные пути развития руководителей среднего и высшего звена
-
Решение проблемы «потолка» развития топ-менеджера
-
Решение проблемы выхода из компании в конкурирующую среду
-
Программы удержания и сохранения управленческих и уникальных компетенций в компании
Решение кейсов. Создание проекта.
При участии двух и более сотрудников от одной компании предоставляются скидки по оплате: 2 человека и более – 7%.
В стоимость обучения входит: методический материал, обеды, кофе-паузы.
По окончании обучения выдается Удостоверение о повышении квалификации в объеме 72 часов.
Региональным клиентам оказывается помощь в бронировании гостиницы на период прохождения курса.