Модуль 1. Нормативно-правовое обеспечение системы управления персоналом (8 ак.ч.). Нормативно-правовая база в сфере HR. Соблюдение законности при подборе и приеме персонала на работу. Трудовой договор. Заключение трудового договора. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации. Материальная ответственность сторон трудового договора. Правовое сопровождение и кадровое делопроизводство. Необходимая документация в кадровой службе. Увольнение сотрудников: специфика, проблемы, законность. Трудовой кодекс РФ, нормативно-правовая база процедур приема, увольнения, перевода, перемещения работников; безопасность и охрана труда. Кодекс об административных правонарушениях РФ, УК РФ, ГК РФ и др. ФЗ, имеющие отношение к регулированию трудовых отношений; Социальное право, Миграционное право, основные документы Международного трудового права.
Модуль 2. Управление персоналом как система. Стратегическое и оперативное управление персоналом (8 ак.ч.). Стратегия предприятия. Стратегическое управление персоналом – управление формированием конкурентоспособного трудового потенциала организации. Методы и инструменты анализа развития предприятия. SWOT-анализ как основной инструмент разработки стратегии компании. Оценка конкурентоспособности предприятия в ближайшем и отдаленном окружении, анализ тенденций развития.
Модуль 3. Маркетинг и планирование персонала. Брендинг (16 ак.ч.). Анализ потребности в персонале, создание оптимальной модели кадровой структуры. Особенности привлечения персонала в зависимости от стадии развития организации: формирование, интенсивный рост, стабильное функционирование. Экономический анализ затрат на планируемый или существующий персонал; оптимизация затрат на содержание персонала; анализ текущего состояния персонала организации; оценка потребности в персонале; оптимизация количественного и качественного состава персонала. Формирование бренда работодателя. Составляющие бренда. Основные черты привлекательного работодателя. Анализ мотивов кандидата при выборе работодателя. Корпоративная идеология и формирование системы ценностей организации. Теории Дейла, Зонненфельда, Ханди и др.
Модуль 4. Организация и контроль работы персонала (16 ак.ч.). Организация работы персонала. Организация рабочего пространства. Потенциал рабочего места. Целеполагание. Делегирование, правила делегирования. Инструктирование сотрудников. Контроль работы персонала. Контроль и оценка эффективности работы персонала. Виды контроля. Методы и формы контроля. Создание документов, инструкций и правил, регламентирующих работу компании.
Модуль 5. Мотивация персонала (32 ак.ч.). Основные теории мотивации. Внутренняя и внешняя мотивация работника. Виды стимулирования. Современные подходы к системе оплаты труда. Практика применения тарифных сеток, грейдов, ССП и др. Практическое применение социальных программ как инструментов, повышающих эффективность персонала; экономическое обоснование их применения. Нематериальные методы повышения мотивации персонала. Планирование карьеры персонала.
Модуль 6. Методы и критерии подбора персонала (32 ак.ч). Сущность понятия «профессиональный отбор» (кадровый рекрутинг). Корпоративные компетенции и модели компетенций сотрудников. Разработка профиля кандидата: карты компетенций, квалификационные карты, обязательные требования и дополнительные пожелания к кандидату. Должностные инструкции сотрудников.
-
Основные технологии и методы поиска персонала. Сравнение технологий подбора и привлечения кадров: headhunting, executive search, recrutment.
Модуль 7. Адаптация персонала (16 ак.ч.). Понятие «профессиональной адаптации» и ее аспекты. Первичная и вторичная адаптации персонала. Адаптация персонала как инструмент формирования лояльного персонала. Цели, этапы адаптации. Наставничество и коучинг на испытательном сроке. Коучинговые методики. Создание индивидуального плана работы сотрудника как инструмент управления по целям (МВО Питера Друкера).
Модуль 8. Обучение и развитие персонала (32 ак.ч.). Цели и методы обучения и развития персонала. Определение потребности в обучении. Анализ эффективности обучения и развития. Планирование затрат на обучение и развитие персонала. Формирование кадрового резерва. Роль кадровых служб в повышении квалификации персонала.
Модуль 9. Оценка персонала (28 ак.ч.). Стоимость и практическое значение аттестации и оценки персонала для работодателя. Понятие, основные цели, принципы эффективной оценки. Количественные и качественные методы оценки персонала. Выбор метода. Процедура оценки. Технология ассесмент-центра. Этапы, методы; использование данных ассесмента. Типовые ошибки оценочных мероприятий. Факторы успеха оценки персонала. Методика оценки лояльности персонала. Функциональная оценка руководителя (методика определения стиля руководства).
Модуль 10. Психология делового общения и корпоративная культура (32 ак.ч.). Внешние коммуникации персонала. Понятие клиентоориентированности во внешних коммуникациях. Профессиональный имидж сотрудника.
-
Внутренние коммуникации. Командообразование. Этапы формирования команды. Корпоративная этика. Теория Канценбаха, теория Смита, др. теории. Особенности распределения ролей в команде по Белбину. Психологическая совместимость в команде. Отличие команды от рабочих групп и коллективов.
Модуль 11. Управление конфликтами (32 ак.ч.). Социально-психологическое понятие конфликта. Типология конфликтов. Функция конфликтов. Алгоритм конфликтов, конфликтогены. Основные причины возникновения конфликтов. Типы поведения в конфликте как особенности личности по методу Томаса-Килманна. Типология конфликтных личностей. Действия руководителя, провоцирующие конфликт. Ожидаемое поведение руководителя в конфликтной ситуации. Выход из конфликта.
Медиация как способ управления конфликтной ситуацией. Этапы процесса медиации, роли и тактики взаимодействия с оппонентами.
Модуль 12. Личная эффективность менеджера по персоналу (32 ак.ч.). Методы и инструменты эффективного управления персоналом. Диаграмма Ганта. Композиция целей организации и декомпозиция целей до уровня подразделения, сотрудника.
-
Организация работы персонала; рабочее пространство; потенциал рабочего места.
-
Эффективный тайм-менеджмент. Контроль времени. Матрица времени Эйзенхауэра, Outlook, «Светофор», и т.д.
-
Переговоры – деловые и межличностные. Стадии переговорного процесса.
-
Этапы и стили переговоров. Алгоритм ведения переговоров. Переговоры в режиме компромисса и взаимного выигрыша. Достижение и закрепление результатов.
-
Профессиональный имидж руководителя.
-
Публичные выступления.
-
Ораторское искусство как черта лидера. Законы удачных переговоров, презентаций, публичных выступлений. Стандарты эффективного рабочего совещания.
Модуль 13. Инновационные модели и методы управления персоналом (36 ак.ч.). Разработка и внедрение проектов совершенствования системы и технологий управления персоналом на основе передового отечественного и зарубежного опыта.
-
Проектирование организационной структуры предприятий различных форм собственности и различных видов деятельности.
-
Особенности управления персоналом в сфере большого, среднего и малого бизнеса. Отечественная и зарубежная практика.
-
Управление изменениями и инновациями. Виды изменений. Особенности восприятия изменений и введения инноваций персоналом организации.
-
Методы управления изменениями и инновациями. Особенности инноваций по Дж. Коллинзу. Опыт успешных западных компаний.
-
Инновации в альтернативном управлении персоналом: использование технологии удаленных офисов; проектного привлечения; неполной занятости сотрудников; привлечения труда льготных категорий граждан и др. методы альтернативного управления с целью оптимизации налогообложения в пределах должностной компетенции.
Модуль 14. Организация и контроль ведения кадрового делопроизводства (64 ак.ч.). Разработка и утверждение корпоративных стандартов в области управления персоналом; разработка и утверждение локальных нормативных актов экономического и организационного характера; подготовка и внедрение кадровой и управленческой документации; подготовка предложений об изменении действующих или отмене устаревших и утративших силу нормативных актов.
Модуль 15. Коучинг в развитии и обучении персонала (36 ак.ч). Понятие коучинга. История развития коучинга. Методологические истоки коучинга. Коучинг, тренинг, пси-консультирование, наставничество, консалтинг: сравнительный анализ. Виды коучинга: внутренний и внешний, бизнес и лайф-коучинг. Эмоциональная и коммуникативная компетентность как основные навыки работы в коучинге. Реализация системного подхода в рамках коучинг-подхода. Структура проведения коучинга. Модель GROW как базовая модель коуч-сессии, основные вопросы на каждом этапе работы. Возможности для применения коучинга в компании: ключевые категории сотрудников и типовые задачи. Форматы проведения бизнес-коучинга. Коучинг в работе HR-специалиста: индивидуальный план развития сотрудника как итог коуч-сессии и инструмент управления по целям. Коучинг на рабочем месте в работе управленца.
Практика.
Итоговая аттестационная работа.
Целями обучения слушателей по программе «Управление персоналом» являются усвоение основных теоретических и практических вопросов управления персоналом как элемента системы управления организации, а также развитие следующих профессиональных компетенций. Программа разработана в соответствии с проф.стандартами 2016 года.