ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Программа состоит из четырех взаимосвязанных 3-х дневных модулей, самостоятельной работы участников после завершения каждого из них и их консультирования по всем вопросам преподавателями-консультантами, ведущими программы. Интенсивность проведения программы составляет 1 модуль в месяц.
Модуль 1. Стратегические аспекты работы с персоналом: как добиться организационного счастья, когда цели работодателя совпадают с желаниями работников?
1. Руководитель и его влияние на систему управления персоналом
Немного теории: типологии, их виды и назначение; о самой методике и типологии личности Юнга. Построение «формулы» своего психотипа, основные характеристики, сильные и слабые стороны.
Практика:
1. Диагностика своего типа личности с помощью индикатора MBTI Майерс- Бриггс. На основании результатов теста участники программы получат ответы на следующие вопросы:
- Каков оптимальный для меня тип организационной культуры?
- Каков мой оптимальный стиль управления?
- Какую кадровую политику мне лучше вести?
- Как мне построить эффективную управляющую команду?
- Что мотивирует меня самого и моих подчиненных?
- Куда мне развиваться дальше?
- Как избежать стрессов и управлять своим временем?
2. Деловая игра «Определите психотипы» (проводится по анализу видеозаписей)
3. Индивидуальное консультирование участников
2. Три кита эффективной, успешной организации: структура, культура и стратегия
2.1. Корпоративная культура и управление персоналом
Немного теории: Роль первого руководителя в формировании корпоративной культуры. Корпоративная культура в управлении бизнесом. Характеристики культуры. Типы и профили корпоративной культуры. Создание, поддержание и изменение корпоративной культуры, направленной на эффективное использование персонала и достижение бизнес-целей организации.
Практика (организационная диагностика и тренинги):
1. Диагностика типа корпоративной культуры Вашего предприятия и анализ полученных результатов;
2. Работа с моделью «Идеальная культура»;
3. Анализ существующих корпоративных ценностей (формальных и неформальных);
4. Слагание корпоративных «легенд и мифов»;
5. Анализ существующих в организации традиций и ритуалов;
6. Формулировка девизов, лозунгов и символов компании;
7. Разработка картины «светлого будущего» для персонала.
2.2. Стратегия фирмы и ее влияние на методы управления персоналом
Немного теории: Базовые корпоративные и конкурентные стратегии фирмы и их влияние на систему и методы управления персоналом. Особенности управления персоналом в производственных, торговых и сервисных бизнесах. Что должен знать персонал о стратегии фирмы и как это лучше до него донести?
Практика (организационная диагностика и проектирование):
- диагностика корпоративной стратегии;
- анализ соответствия действующих методов управления персоналом стратегии предприятия;
- разработка программы мероприятий по совершенствованию существующих методов управления персоналом.
2.3. Организационная структура фирмы и управление персоналом
Немного теории: Основные элементы системы управления персоналом. Особенности управления персоналом в организациях малого и среднего бизнеса. Ключевые функции в сфере управления персоналом. Типичные проблемы в управлении персоналом на разных стадиях жизненного цикла организации и основные походы в их преодолении. Дилемма руководителя: создавать кадровую службу или перераспределять функции по управлению персоналом?
Практика (организационная диагностика и проектирование):
1. Анализ организационной структуры предприятия;
2. Работа с моделью «Система управления персоналом моего предприятия»: анализ распределения функций по управлению персоналом на предприятии.
Модуль 2 . Оперативная работа с персоналом: что и как необходимо делать с человеческими ресурсами постоянно? (часть 1)
1. Поиск, подбор, отбор и найм персонала
Немного теории: Возможности малого и среднего бизнеса в конкурентной борьбе за лучших специалистов на рынке труда. Оценка эффективности различных способов поиска и подбора кандидатов. Обзор рынка кадровых агентств Калининграда и особенности работы с ними: как сделать работу наиболее эффективной? Проведение эффективного собеседования при приеме на работу. Как привлечь и найти специалиста, нужного именно вам?
Практика:
1. Организационная диагностика «Анализ возможностей фирмы по привлечению квалифицированных специалистов»
2. Проектирование ситуации «Работа с кадровым агентством»;
3. Ролевая игра «Отборочное собеседование»;
4. Кейс «Основные ошибки собеседования»;
5. Практикум «Разработка вопросов для проведения проективного интервью»;
6. Деловая игра «Виртуальный отдел»;
7. Индивидуальная разработка ситуаций для проведения CASE- интервью.
2. Программы адаптации персонала
Немного теории: Программа адаптации - что это? Адаптация или испытательный срок? Инструменты адаптации. Принципы формирования программ адаптации. Типичные ошибки в организации адаптации. Оценка эффективности адаптации. Как добиться скорейшего вхождения специалиста в свои обязанности?
Практика:
1. Организационная диагностика « Анализ действующей системы адаптации»;
2. Проектирование системы адаптации для своей компании;
3. Решение задачи « Orientation » по разработке введения в должности с подробным анализом.
3. Обучение персонала
Немного теории: Обучение как инструмент развития ключевых компетенций фирмы. Как лучше сформировать целевые группы для обучения? Способы выявления потребности в обучении. Методы обучения и целесообразность их использования. Внутрифирменное и внешнее обучение - возможные сложности и типичные ошибки. Разрабатывать или покупать тренинг? Как создать систему наставничества и эффективно встроить ее в систему обучения? Как, кого и чему учить, а также проверить эффективность обучения?
Практика:
1. Практикум «Разработка оценочных тестов по модели Киркпартрика (оценка эффективности обучения сотрудников»);
2. Практикум «Точка безубыточности обучения»;
3. Проектирование методов посттренингового сопровождения;
4. Кейс «Разработка показателей эффективности обучения»;
5. Проектирование индивидуальных программ обучения для персонала.
4. Оценка и аттестация персонала
Немного теории: Цели, принципы и методы оценки. Профили компетенций как многофункциональный инструмент работы с персоналом. Особенности оценки различных категорий персонала. Как внедрить систему оценки в компании? Аттестация персонала - цели, способы проведения. Как понять, кто и на что способен?
Практика:
1.Деловая игра по разработке профилей компетенций и инструментов их оценки для типовых должностей в малом и среднем бизнесе;
2. Деловая игра по разработке образца бланка с результатами аттестации;
3. Практикум «Оценка персонала» (проведение в группе процедуры оценки).
5. Управление карьерным ростом и формирование кадрового резерва
Немного теории: Типы карьер. Периоды и критические точки карьеры. Технология планирования успеха. Управление карьерным ростом персонала и развитие организации. Как обеспечить бесперебойное и рациональное замещение должностей? Как отобрать лучших из лучших?
Практика:
1. Практикум по работе с диагностическим комплексом «Профкарьера»;
2. Диагностика «Якоря карьеры»;
3. Ролевая игра «Коучинг».
6. Психологические аспекты увольнения персонала
Немного теории: Цивилизованные методы увольнения персонала. Психологическое восприятие увольнения человеком. Техники увольнения. Технология беседы вовремя увольнения. Основные ошибки при увольнении сотрудников. Как расстаться красиво?
Практика:
1. Ролевая игра «Заключительное интервью»;
2. Практикум «Разработка анкеты обратной связи от увольняемого сотрудника».
Модуль 3. Оперативная работа с персоналом: как добиться от персонала эффективности в работе и лояльности по отношению к организации? (часть 2)
1. Эффективная система материального стимулирования
Немного теории: Понятие мотивации. Мотивы руководителей и персонала. Что снижает мотивацию персонала и лояльность по отношению к фирме. Простые инструменты диагностики трудовой мотивации. Правила и последовательность построения эффективной системы материального стимулирования.
Практика:
1. Анализ мотивации на предприятии на основе предварительно проведенного анкетирования сотрудников.
2. Практикум по оценке должностей.
3. Организационная диагностика «Анализ действующей системы премирования в фирме».
4. Деловая игра «Разработка показателей премирования для ключевых сотрудников».
2. Нематериальное стимулирование
Немного теории: Обзор эффективных инструментов нематериального стимулирования. Правила нематериального стимулирования. Кого и как мы мотивируем? Как эффективно мотивировать и стимулировать персонал к героическим свершениям? Какими мотивирующими качествами обладает лидер? Как узнать, что вызывает профессиональный интерес у подчиненных?
Практика:
1. Организационное проектирование «разработка системы нематериального стимулирования в компании»;
2. Ролевая игра «Работа с полной отдачей»;
3. Диагностика типов мотивации сотрудников.
3. Эффективные коммуникации с персоналом
Немного теории: Коммуникации как двусторонний процесс. Особенности письменных, телефонных и устных коммуникации. Эмоциональные и рациональные коммуникации. Технологии эффективного общения с подчиненными. Умение убеждать. Как противостоять манипуляциям? Как «разруливать» конфликты?
Практика:
1. Тренинг по отработке навыков применения технологий эффективного общения;
2. Групповая игра «Манипуляции»;
3. Разбор профессиональных коммуникативных тестов;
4. Тренинг по отработке техник ассертивного (уверенного поведения) при взаимодействии с подчиненными;
5. Ролевая игра «Конфликтные ситуации»;
6. Кейс «Конфликт».
Модуль 4 . Управление персоналом в период изменений: как сделать персонал сторонником организационных изменений и чтобы каждый сотрудник фирмы делал только полезную работу, создающую ценность?
1. Сущность изменений в организации и управление ими
Немного теории: Изменение как процесс. Постоянство и неопределенность изменений как условие жизни. Организационное развитие и организационное изменение. Понятие адаптации. Психологические аспекты изменений в организации. Сопротивление персонала. Этапы проведения изменений.
Практика:
1. Организационная диагностика «Выявление проблем, требующих изменений в организации»;
2. Ролевая игра «Выступление руководителя перед персоналом»;
3. Организационное проектирование «Разработка программы работы с сопротивлением персонала и лидерами оппозиции»;
4. Организационное проектирование «Картина будущего организации».
2. Управление персоналом в условиях кризиса
Немного теории: Как выглядит кризис в глазах персонала? Проблемы в системе управления персоналом. С чего начинать изменения? Как мотивировать персонал, когда нет денег? Чему и как обучать персонал в этот период? Экспресс- методы диагностики настроений персонала. Как вдохновлять людей? Как и кого увольнять? Как работать результативно в ситуации неопределенности? Как оптимизировать численность персонала? Оптимизация, формализация и управление производительностью труда как основные методы работы с персоналом в период кризиса.
3. Оптимизация трудовых процессов на основе хронометража
Немного теории: За что организация платит и за что должна платить сотруднику? Фотография рабочего времени как зеркало трудовых процессов. Карта стандартной работы. Технология проведения хронометража. Основные формы при проведении хронометража: лист наблюдений, сводная таблица наблюдений, балансовая таблица. Разработка плана оптимизации рабочего процесса. Легализация мероприятий по оптимизации рабочего процесса с учетом требований ТК РФ.
Практика:
Практикум по проведению хронометража на одном из предприятий – участнике программы.