У вас уже есть заявка на текущий период.
Если вы хотите, чтобы данная программа участвовала в розыгрыше гранта в этом месяце, необходимо добавить ее в папку "Интересные мероприятия".
Или создайте заявку на другой период.
24.11.2016 - 25.05.2017 Уточните расписание у организатора. Возможно он не успел обновить расписание.
Форма обучения:
Вечерняя
Вид мероприятия:
Курсы
Анонс программы
Данный курс призван показать особенности лингвистического взгляда на текст, привить элементарные навыки лингвистического анализа: отличать грамматически редкое и необыкновенное от обычного и стандартного, видеть следы древней истории и чувствовать "налет старины" в текстах авторов, к которым мы привыкли относиться как к текстам на современном русском языке (А. Пушкин, И. Тургенев и др.). Читателям, вовсе не владеющим инструментом лингвистического анализа, наблюдение грамматического обаяния лучших образцов русской прозы вряд ли доступно. Осторожное проникновение в глубь истории русского языка дает наглядное представление о том, как языки живут во времени: что в них меняется, что теряется, что сохраняется и в каком смысле о языке можно говорить как о памятнике культуры.
Описание программы
Часть первая. Общее знакомство
Современный русский язык в его отношении к церковно-славянскому, древнерусскому.
Древнейшее диалектное разнообразие: Новгородские, Псковские и другие диалектные черты. Разнообразие современных славянских языков.
Важнейшие грамматические черты стандартного древнерусского сравнительно с церковнославянским.
Грамматический разбор фрагментов текстов.
Из Жития Мефодия (по Успенскому сборнику).
Из летописей.
Из Новгородских грамот на бересте.
Часть вторая. Повторительная грамматика современного русского языка
Фонетика и ударение. Из истории русского ударения.
Графика и орфография. Исторические источники русской орфографии.
Парадигматика (имя и глагол). Следы предшествующих состояний в современной морфологии.
Элементарный синтаксис.
Разбор отрывков из текстов художественной и деловой прозы.
Первоначальное знакомство с древними европейскими языками (латынь, греческий, старославянский) значительно облегчит овладение материалом курса, однако отсутствие навыков в чтении текстов на указанных языках не является препятствием для успешного участия в занятиях. Поскольку основной язык — русский, и как таковой хорошо знаком слушателям, постольку освоение лингвистического инструмента не должно быть трудоемким.
Важная, хотя и не основная, цель курса — продемонстрировать слушателям весь спектр исследовательских задач лингвистики, показать, что «грамматика русского языка» (как и любого родного) отнюдь не сводится к мастерству орфографической и пунктуационной грамотности.
Литература:
Успенский сборник XII-XIII вв. Котков С.И. (ред.) 1971, Наука, Москва
Зализняк А. А. Древне-новгородский диалект, М., 2004
Зализняк А. А. Слово о полку Игореве. Взгляд лингвиста. М., 2004
Исаченко А. В. Грамматический строй русского языка в сопоставлении со словацким, Братислава, 1965