1. Введение в логистику.
2. Функциональные области логистики.
3. Роль запаса в логистической цепи. Виды запасов. Анализ состояния запасов. Выявление неликвидов.
4. Структурный анализ ассортимента («АВС», «ХYZ»). Зависимые товары.
-
Основы теории вероятностей и мат. статистики.
-
Случайная величина, вероятность.
-
Характеристики случайной величины.
-
Вариационный ряд, виды распределений.
-
Корреляционно-регрессионный анализ.
5. Прогноз спроса (расхода). Понятие временного ряда.
-
Простые методы прогнозирования.
-
Средний коэффициент роста.
-
Скользящие средние.
6. Экспоненциальное сглаживание.
7. Регрессионный метод.
8. Корректировка временного ряда, превращение статистики продаж в статистику спроса.
9. Расчет оптимального размера заказа.
-
Учёт транспортной составляющей.
10. Системы контроля пополнения запасов.
11. Расчет страхового запаса.
12. Уровень сервиса. Задача «продавца газет».
13. Анализ эффективности управления запасами на предприятии. Факторный анализ.
14. Неликвиды и борьба с ними.
Управление запасами – не только важнейшая из всех функциональных областей логистики, но также и самая сложная. Ни одна из областей логистики не вызывает столько ожесточенных как управление запасами. Вспомнить хотя бы всем известную «формулу Уилсона» для определения оптимального размера заказа. Работает или не работает? И если работает, то как использовать (какие затраты включать и т.д.)? Тоже самое с определением размера страхового запаса.
Логистика - точная наука, поэтому без математики здесь никак не обойтись. И если в других областях логистики еще как-то ухитряются обойтись простой арифметикой, то в управлении запасами незнание специальных методов просто заведет в тупик.
С одной стороны спрос, имеющий неравномерный характер, с другой - поставки, также редко осуществляющиеся по системе «точно в срок», вынуждают использовать аппарат мат. статистики.
Из-за сложности вопроса (а зачастую из-за сложности изложения в специальной литературе) в большинстве случаев логист просто игнорирует все методики, не прибегает ни к каким расчетам и работает по принципу «в среднем из среднего по среднему» или, проще говоря, «тычет пальцем в небо», что, естественно, приводит к негативным результатам.
Следует отметить, что методы, используемые в управлении запасами, используются также в финансовом менеджменте (модели формирования запасов и оборотных средств идентичны), транспортной логистике (моделирование срока перевозки).
Другой важный вопрос – прогнозирование. Именно на прогнозирование спроса (расхода) опираются все системы управления запасами. Очевидно, что точность прогноза напрямую влияет на размер запаса и удовлетворенность/неудовлетворенность потребителей.
Все блоки программы подкреплены упражнениями и практическими заданиями.