Программа: 1. Экономическая безопасность предпринимательской деятельности.
· Определение понятия «экономическая безопасность». · Место экономической безопасности в системе национальной безопасности государства, региона, города, предприятия. · Факторы, влияющие на экономическую безопасность. · Риски. · Система управления рисками. · Риск-менеджмент - основа экономической безопасности предприятия.
2. Борьба с преступлениями в экономической сфере.
· Классификация экономических преступлений. · Преступления в финансово-кредитной сфере. · Преступления в области высоких технологий («информационные преступления»). · Виды мошенничества. · Формы и методы борьбы с преступлениями в экономической сфере. · Государственные и международные организации по борьбе с экономическими преступлениями: Налоговая полиция, ГТК, ФСБ (Департамент экономической безопасности), Управление по борьбе с экономическими преступлениями МВД РФ, Департамент финансового мониторинга («Финансовая разведка»), Управление «Р» МВД, Интерпол и другие.
3. Система комплексной безопасности предприятия (СКБП).
· Внешние и внутренние угрозы безопасности предприятию.
· Структура и принципы построения системы комплексной безопасности предприятия. · Системный подход к обеспечению комплексной безопасности. · Метод OPSEC ("Operation Security"). · Подсистемы СКБП: физическая защита, охрана периметра и охранная сигнализация, контроль и управление доступом, информационная безопасность, деловая разведка, противодействие промышленному шпионажу, работа с персоналом, хранение и перевозка материальных ценностей и др. · Технические средства и методы, обеспечивающие СКПБ. · Анализ рынка систем безопасности. · Требования к подсистемам комплексной безопасности предприятия (с учетом специфики предприятий и особенностей конкурентной среды). · Методика составления типовых документов, должностных инструкций, положений, регламентирующих обеспечение комплексной безопасности предприятия.
4. Мировые и российские информационные ресурсы для деловой разведки.
· Анализ рынка деловой информации. · Российские информационно-аналитические агентства, предлагающие деловую информацию: Росбизнесконсалтинг, Integrum, AK&M, Прайм-ТАСС, Финмаркет и др. · Деловая разведка в Internet. · Процедуры поиска деловой информации в Internet. · Перечни специальных сайтов, используемых для ведения деловой разведки. · Мониторинг средств массовой информации. Агентство WPS.
5. Профессиональные базы данных. Lexis-Nexis, Integrum и др.
· Сравнение возможностей профессиональных баз данных и Internet. · Принципы организации Lexis-Nexis. · Информационные источники Lexis-Nexis. · Российские профессиональные базы данных.
6. Информационно-аналитическая поддержка обеспечения безопасности предпринимательской деятельности.
· Классификация информационных источников. · Открытые источники информации. · Извлечение информации из открытых, но труднодоступных источников. · Методология оценки информации по надежности, достоверности, полноте, актуальности. Метод «Кента». · Извлечение оперативно-ценной информации из СМИ (газеты, журналы, телевизионные и радио передачи). · Патентная информация как источник получения информации для деловой разведки. · Методы журналистского расследования в деловой разведке. · Интервью. · Извлечение необходимой информации «в темную». · Анкетирование. · Опрос. · Наблюдение. · Неявная информация (слухи, оценки, мнения). · Сбор информации на специализированных выставках, конференциях, семинарах. · Внутренние и внешние информационные потоки. · Создание интегрированной базы данных в службе деловой разведки. · БД «Кронос».
7. Деловая разведка.
· Определение деловой разведки (бизнес-разведка, конкурентная разведка). · Промышленный шпионаж и деловая разведка - сходство целей, различие принципов. · Технология деловой разведки - разведывательный цикл. · Основные элементы разведывательного цикла: постановка задачи, сбор информации, анализ информации, представление результатов анализа. · Методы анализа. · Конкурентная среда (метод «пяти сил М. Портера). · Собственное производство (фирма, организация). · Экспертный метод. Предприятие-конкурент. · Качественные и количественные методы анализа. · Метод SWOT. · Метод контент-анализа. · Статистические методы. · Автоматизированные методы анализа текстовой информации. · Текстово-аналитические системы: система «Галактика-Zoom», система «Дипломат-1», система «Коперник». · Подготовка аналитических документов. · Виды аналитических документов, особенности их подготовки. · Методология создания службы деловой разведки на предприятии. · Основные принципы и этапы. · Требования к сотрудникам службы деловой разведки. · Деловая разведка и бенчмаркинг. · Особенности ведения деловой разведки в различных регионах.
8. Правовые вопросы обеспечения экономической безопасности предприятия.
· Общая характеристика отечественного законодательства в сфере обеспечения экономической безопасности предпринимательской деятельности. · Нормативные акты регламентирующие деятельность службы безопасности и службы деловой разведки предприятия: Законы РФ «О частной охранной и детективной деятельности», «Об оперативно-розыскной деятельности». · Основные положения закона «О коммерческой тайне». · Правовое обеспечение механизмов борьбы с мошенничеством. · Правовое поле, в котором действуют надзирающие и правоохранительные органы (какие действия могут совершать по закону государственные структуры в отношении лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью).
9. Защита интеллектуальной собственности.
· Определение предметной области интеллектуальной собственности. · Нормативная база. · Виды интеллектуальной собственности. · Патенты. · Ноу-хау. · Торговые марки и знаки. · Авторское право. · Организационно-правовые вопросы защиты интеллектуальной собственности.
10. Организация противодействия промышленному шпионажу.
· Понятие промышленного шпионажа. · Основные методы промышленного шпионажа. · Естественные и искусственные каналы утечки конфиденциальной информации. · Технические каналы утечки информации. · Методы обнаружения утечки конфиденциальной информации. · Технические и организационные меры по защите информации. · Методология проверки помещения. · Понятие «тайны». · Виды тайн: государственная, банковская, судебная, коммерческая и т.д. · Методология создания на предприятии перечня сведений, содержащих коммерческую тайну. · Организационно-правовые методы по защите сведений, составляющих коммерческую тайну. · Цели, задачи и организационная структура подразделения по борьбе с промышленным шпионажем.
11. Работа с персоналом.
· Методология подбора персонала с учетом обеспечения безопасности предприятия. · Оперативные методы проверки персонала при приеме на работу. · Взаимодействие с правоохранительными органами при проверке кандидатов. · Анкетирование. · Собеседование. · Выявление признаков, характеризующих недобросовестные устремления кандидатов. · Организация контроля за действиями персонала с целью предотвращения утечек конфиденциальной информации. · Особенности увольнения сотрудников, имевших допуск к сведениям составляющим коммерческую тайну предприятия. · Технические средства проверки персонала - «Полиграф».
12. Элементы информационного противоборства при решении задач обеспечения безопасности предпринимательской деятельности.
· Борьба с «черным PR». · Корректировка имиджа предприятия в позитивном направлении. · Активные мероприятия. · Влияние информационно-психологических мероприятий на ведение бизнеса.
В стоимость включено:
методические материалы; компакт – диск; кофе-брейк; обед; сертификат слушателя курса.