ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Программа состоит из шести взаимосвязанных 3-х дневных модулей, самостоятельной работы участников после завершения каждого из них и их консультирования по всем вопросам преподавателями-консультантами, ведущими программы. Интенсивность проведения программы составляет 1 модуль в месяц.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Модуль 1. Сущность методологии ССП и цели компании
Система сбалансированных показателей как управленческая система. Система сбалансированных показателей как модель стратегического управления компанией. Основные проекции ССП. Взаимосвязь стратегического и оперативного управления. Контрольная функция ССП. Сущность качественной и количественной балансировки системы. Причинно-следственные связи целей и показателей. Факторы достижения результатов: запаздывающие и опережающие.
Построение карты сбалансированных показателей.Целеполагание. Взаимосвязь стратегии и целей развития компании. Иерархия целей. Дерево целей компании. Соотношение финансовых и нефинансовых показателей. Запаздывающие и опережающие показатели. Балансировка показателей. Этапы определения стратегических инициатив.
Финансовая перспектива.Финансовые стратегии и цели на этапах жизненного цикла бизнеса. Целевая модель максимизации стоимости компании. Сокращение издержек. Рост эффективности активов.
Перспектива клиентов.Формирование ценностного предложения клиенту и постановка целей. Ключевые показатели клиентской перспективы. Основные мероприятия для достижения клиентских целей компании.
Перспектива внутрихозяйственных процессов. Ключевые компетенции компании, цепочка создания стоимости и стратегически важные бизнес-процессы. Постановка целей и определение показателей по перспективе внутрихозяйственных процессов.
Перспектива обучения и развития.Нематериальные активы и создание стоимости. Целеполагания по перспективе обучения и развития. Взаимосвязь перспективы обучения и развития с перспективой внутренних бизнес-процессов.
Инфраструктура внедрения системы сбалансированных показателей.Каскадирование ССП на нижние уровни управления. Трансформация стратегических целей в операционные. Организационная структура компании, стратегия и ССП. Интеграция ССП в системы бюджетирования и мотивации.
Результат модуля 1:Разработка предварительной системы управления и контроля развитием компании на основе сбалансированной системы целей, показателей и программ действий в области финансов, маркетинга, внутрихозяйственных отраслевых процессов и кадров, что обеспечивает выживание и рост бизнеса в современных условиях хозяйствования.
Модуль 2. Финансовая перспектива
Финансовые стратегии компании.Характеристики финансовых стратегий. Принципы, этапы, направления разработки и реализации финансовых стратегий. Функциональные виды финансовых стратегий. Объекты финансового анализа.
Финансовые цели компании. Основные требования, предъявляемые к формированию стратегических финансовых целей компании. Финансовые цели основных групп стейкхолдеров. Этапы жизненного цикла компании и финансовые цели. Три финансовых стратегических направления развития компании и финансовые цели. Дерево целей финансовой перспективы.
Финансовые показатели ССП.Целевая модель максимизации стоимости компании. Процесс формирования стоимости. Классификация показателей стоимости. Сбалансированный рост компании. Модель финансового роста. Схема формирования показателей роста продаж. Принципы разработки стратегии эффективности издержек. Показатели сокращения издержек. Соотношение между ростом доходов и удельными издержками. Конкурентные стратегии и управление издержками. Конкурентное преимущество по издержкам: относительная позиция по дифференциации и относительная позиция по затратам. Показатели эффективности использования активов компании: структура активов и их доходность и оборачиваемость.
Зоны финансовой ответственности и мероприятия по достижению финансовых целей. Финансовый контроллинг. Формирование системы финансового управления на основе центров ответственности. Типы центров ответственности: центры издержек, центры доходов, центры прибыли, центры инвестиций. Программы действий ЦФО по достижению финансовых целей компании. Факторы и программы действий в области роста доходов и расширения масштабов деятельности компании. Факторы и программы действий в области сокращения издержек. Факторы и программы действий в области эффективности использования активов.
Результат модуля 2:Разработка системы управления и контроля финансовым развитием компании на основе сбалансированной системы целей, показателей и программ действий в области финансов.
Модуль 3. Клиентская перспектива
Сущность и связи клиентской перспективы. Взаимосвязь клиентских целей со стратегией развития бизнеса. Сегментация рынка. Клиентская перспектива и создание устойчивого дифференцированного предложения ценности. Взаимосвязи финансовых и нефинансовых показателей. Корреляционный анализ тестоны связи. Сущность клиентоориентированного менеджмента.
Целеполагание и политика компании в области формирования ценностных предложений.Стандартный набор целей для клиентов. Области формирования ценностных предложений. Области ценностных предложений для клиентов: товар, имидж, близость к клиенту. Уровень фифференцированности ценностного предложения. Дерево целей по клиентской перспективе.
Ключевые показатели клиентской перспективы. Стандартный набор показатели клиентской перспективы: доля рынка, клиентская база, прибыльность клиента, удовлетворение потребностей клиентов. Методика расчета основных показателей клиентской перспективы. Оценка уровня удовлетворенности клиента. Анализ прибыльности клиентов и их классификация. Запаздывающие и опережающие показатели клиентской перспективы.
Программы действий по достижению целей клиентской перспективы.Стратегии управления по созданию ценности для клиентов: операционная эффективность, лидерство по продукту, близость к клиенту. Программы лояльности клиентов, формирования имиджа компании, формирования эффективного товарного портфеля.
Результат модуля 3:Разработка системы управления и контроля развитием взаимоотношений компании с клиентами на основе сбалансированной системы разработанных целей, показателей и программ действий в области финансов.
Модуль 4. Перспективы внутренних бизнес - процессов
Сущность процессного подхода к управлению:Составные элементы процессного управления. Преимущества процессного управления. Классификация бизнес-процессов. Моделирование бизнес-процессов. Матрица ответственности бизнес-процесса. Построение сети бизнес-процессов. Управление процессами по циклу Деминга.
Ключевые факторы успеха и их обусловленность внутренними бизнес-процессами: Конкурентные стратегии и КФУ. Ключевые компетенции компании. Стоимостная цепочка внутренних бизнес-процессов. Определение стратегически важных бизнес-процессов. Матрица соответствия КФУ и бизнес-процессов.
Целеполагание и ключевые показатели перспективы бизнес-процессов:Цепочка создания стоимости. Инновационные процессы. Операционные процессы. Послепродажное обслуживание. Взаимосвязь перспективы внутренних бизнес-процессов с клиентской перспективой. Балансировка клиентских целей и целей операционного процессов. Балансировка клиентских целей и целей инновационных процессов. Балансировка клиентских целей и целей процессов управления клиентов. Дерево целей и показателей развития бизнес-процессов.
Программы действий по достижению целей перспективы внутренних бизнес-процессов.Взаимосвязь конкурентных стратегий, КФУ, целей развития бизнес процессов и программ действий. Подходы к улучшению процессов. Направления совершенствования бизнес-процессов: стоимость, время, качество, риски. Программы действий по достижению целей перспективы бизнес-процессов.
Результат модуля 4:Разработка системы управления и контроля внутренних бизнес-процессов на основе сбалансированной системы разработанных целей, показателей и программ действий в области операционной деятельности компании.
Модуль 5. Перспектива обучения и развития
Роль нематериальных активов в процессе создания стоимости компании. Стратегические задачи перспективы обучения и развития как инфраструктурные факторы выполнения плана трех первых перспектив. Нематериальные активы: человеческий, организационный, информационный капитал. Стратегическое соответствие нематериальных активов.
Цели и показатели перспективы обучения и развития. Обусловленность целей обучения персонала и развития компании клиентскими целями и целями совершенствования ключевых бизнес-процессов. Принципиальные составляющие обучения и роста: возможности работника, мотивация, делегирование полномочий, лидерство и команда, соотношение личных и корпоративных целей. Построение дерева целей в области обучения персонала и развития компании. Система ключевых показателей перспективы обучения и роста и их причинно – следственной связи: структура и эффективности трудовых ресурсов, издержки на персонал, показатели обучения, организационные показатели.
Программы действий по достижению целей перспективы обучения и роста. Последовательность разработки программы действий по обучению и развитию. Модель готовности человеческого персонала. Выявление стратегических групп профессий. Разработка профилей компетенций стратегических профессий. Поиск и отбор персонала. Мероприятия по развитию персонала. Мероприятия по развитию организационного и ИТ капиталов.
Результат модуля 5: Разработка системы управления и контроля обучения персонала и развития компании на основе сбалансированной системы разработанных целей, показателей и программ действий по достижению стоящих перед персоналом целей.
Модуль 6. Инфраструктура управления реализацией стратегии на основе ССП
Системное управление компанией, организационная структура и ССП.Модель системного менеджмента и организационного дизайна «Пятиконечная звезда». Факторы построения организационной структуры. Организационная структура компании, стратегия и ССП. Каскадирование ССП на нижние уровни управления. Определение рациональных уровней каскадирования корпоративной ССП. Трансформация стратегических целей в операционные. Персональные ССП.
Финансовая структура компании.Сущность финансовой структуры компании. Соответствие организационной структуре финансовой. Принципы финансовой структуризации. Классификация центров финансовой ответственности. Финансово-экономические показатели центров финансовой ответственности и их взаимосвязь с ССП.
Бюджетирование и ССП.Интеграция ССП в систему планирования и бюджетирования. Программы действий по достижению целей компании и их включение в бюджеты. Модели сводных и операционных бюджетов и бюджетов ЦФО как инструменты управления и контроля эффективности работы компании в целом и ее подразделений. Бюджетные показатели как основа финансовой проекции ССП. Интеграция ССП в систему отчетности компании.
Мотивация и ССП.Принципы и правила мотивации персонала компании. Элементы премиальной системы. Схемы мотивации центров финансовой ответственности, нацеленные на сбалансированный рост компании. Использование показателей ССП при мотивации персонала. Взаимосвязь мотивации с бюджетным процессом.
Результат модуля 6:Разработка инфраструктуры внедрения ССП, включающей организационную структуру адекватную стратегии и целям развития компании, финансовую структуру компании, системы бюджетирования и мотивации персонала.