В курсе «Стратегия» обсуждаются основные стадии стратегического процесса: стратегический анализ, стратегический выбор и реализация стратегии, а также наиболее важные аспекты стратегий современных организаций, позволяющие им добиваться конкурентных преимуществ.
Назначение курса
не ограничивается представлением основ для стратегического анализа и планирования. Методы стратегического анализа уже давно доступны на открытом рынке. Теории и модели проверяются на практике: выдвигаются и развиваются новые идеи, а утратившие свою ценность — отбрасываются. Но одних только знаний этих моделей, концепций и методов, пусть даже обширных и современных, недостаточно для получения преимуществ перед менеджерами других организаций, которые также стремятся быть хорошо информированными.
Большее значение имеет Ваша способность применять теоретические знания на практике, проявляя реализм и строгость мышления, гибкий подход к обработке информации, критический подход к идеям и данным и, наконец, интуицию и инновационность мышления. Одним словом проявляя подлинно стратегическое мышление. Поэтому главная цель этого курса — повышение качества Вашего стратегического мышления на основе приобретения необходимых знаний и развития соответствующих навыков.
В единый комплекс обучения на курсе входят восемь книг, хрестоматия, учебные ситуации, очные занятия, письменные задания и выездная школа. Кроме многообразия современных инструментов стратегического анализа и формирования стратегии в книгах курса представлен целый ряд мини-сценариев, в которых анализируется история успехов и неудач ведущих мировых компаний.
Обучение на курсе предоставляет многочисленные возможности применения приобретенных из книг знаний для анализа практики реальных организаций: как на основе интересных и содержательных учебных ситуаций, так и на примере организации, в которой Вы работаете.
Курс изучается в рамках программы MBA ЛИНК «Стратегия», а также как самостоятельный курс повышения квалификации.
Программа МВА занимает первое место по критерию «Приобретенные практические навыки» в рейтинге журнала «Секрет Фирмы» (2009).
Методика обучения заняла 1 место по применению активных форм обучения в рейтинге журнала "Финанс", 2007, № 19 (205)
Содержание курса
-
Что такое стратегия: значение стратегии; отличительные особенности стратегического менеджмента; уровни стратегии; стратегический выбор; стратегический успех и стратегическое соответствие; стихийные и запланированные стратегии; стратегические рецепты; особенности стратегического мышления.
-
Анализ внешнего окружения: дальнее и ближнее окружение организации; анализ структуры отрасли; влияние структуры отрасли на прибыльность и конкуренцию; динамика развития отрасли; стратегические группы и стратегическое пространство; ключевые факторы успеха; основные стратегии, обеспечивающие конкурентное преимущество; конкуренция и сотрудничество в отрасли.
-
Конкуренция на основе способностей: ресурсный подход к стратегии; анализ цепочки наращивания потребительской ценности; ресурсы и способности организации как источник конкурентного преимущества; роль ноу-хау, скрытых знаний, организационных обычаев и обучения в создании и переносе способностей; устойчивость конкурентных преимуществ.
-
Организация: заинтересованные стороны и ответственность роль предназначения организации; соответствие предназначения, стратегии, ценностей и организационных норм; основные составляющие формулировки миссии; анализ заинтересованных сторон; корпоративная и социальная ответственность.
-
Конкурентная и корпоративная стратегия: стратегический выбор; общие стратегии для создания и использования конкурентного преимущества; стратегия радикального поворота; способы оценки стратегических возможностей; корпоративная стратегия в; товарно-рыночные стратегии; диверсификация; интеграция; слияния и поглощения.
-
Реализация стратегии: культура и изменения: основные типы структур и соответствующие им организационные механизмы и системы; основные рычаги и системы стратегического контроля; соответствие организационной структуры и стратегии; новые организационные формы; культура и стратегия; культурная сеть; корпоративная и организационная культуры; учет особенностей национальных культур; организационная парадигма; управление стратегическими изменениями; сопротивление изменениям и стратегический дрейф; поворотное лидерство.
-
Международная стратегия: особенности международной стратегии; типы международной стратегии; мировая торговля и международные конкурентные преимущества; подходы к анализу международной цепочки наращивания потребительской ценности; типы международных отраслей и международных компаний; глобализация и регионализация; международная конкуренция в сфере услуг; стратегические альянсы и совместные предприятия; управление многонациональными корпорациями.
-
Динамика стратегии: стратегическое позиционирование и операционная результативность; стратегия как обеспечение устойчивого развития организации; стратегические парадоксы и динамика стратегии.
Методика обучения
Обучение построено на образовательных методиках Открытого Университета Великобритании, что предполагает:
-
использование реальных рабочих ситуаций слушателей
-
активное вовлечение в учебный процесс практического опыта коллег по обучению
-
применение методов, развивающих навыки диагностики и решения управленческих проблем
Учебный план курса включает в себя:
-
Работу над учебниками.
-
Посещение 6-8 очных занятий — «тьюториалов».
-
Обязательное участие в работе Выездной школе.
-
Подготовку 4 письменных заданий (ТМА).
-
Участие в Интернет-конференциях с выполнением структурированных коллективных заданий.
-
Участие в завершающем трехчасовом письменном экзамене.
Учебные материалы
Представляют собой кейс со специально разработанными учебными материалами. Фрагменты информационных материалов чередуются с вопросами, отвечая на которые студент контролирует степень усвоения материала, а также анализирует свою рабочую ситуацию и ищет пути ее улучшения.
Тьюториалы
В Модуле предусмотрено примерно шесть тьюториалов, которые обычно проводятся в выходные дни, длятся три-четыре часа с применением активных методов обучения (групповые дискуссии, деловые игры, решение кейсов), нацеленных на развитие практических навыков применения концепций курса для совершенствования навыков коллегиальной управленческой деятельности и творческого решения практических задач, группового переосмысления полученных знаний и умений, взаимного обмена опытом.
Выездная школа
Частью Программы является обучение на двух двухдневных Выездных (воскресных) школах, которые будут проходить в выходные дни с утра субботы до обеда в воскресенье. Школы дадут вам возможность встретиться с другими менеджерами и тьюторами. В небольшой группе вы сможете интенсивно поработать над решением конкретной проблемы, над своими навыками ведения переговоров, займетесь саморазвитием. Работая в команде вместе с другими менеджерами, вы сможете оценить и развить свои сильные стороны и разобраться в слабых. Для получения Профессионального Сертификата необходимо посетить обе Выездные школы. Выездная школа проводится 1 раз в полгода — по содержанию двух модулей.
Письменные работы (ТМА)
В Модуле предусматривается выполнение четырех письменных заданий (ТМА), посвящена решению практических вопросов, которые будут проверены и оценены Вашим тьютором.
Интернет-конференция курса
предназначена для совместной работы с коллегами по обучению. Она помогает выполнить письменную работу и детально проработать основные вопросы курса и применения соответствующих финансовых инструментов.
Экзамен
По итогам изучения проводится один заключительный письменный 3-х часовой экзамен.
Еще о методике
Итог обучения
По окончании курса студент получает зачет соответствующих дисциплин по программе MBA ЛИНК «Стратегия» или Сертификат МИМ ЛИНК.