Модуль A. Основы работы редактора текстов массовой коммуникации (базовый модуль)
Тема 1. Требования к тексту и необходимость редактирования
Текст СМИ как объект работы редактора. Основные характеристики текста и их практическое значение для медиаредактирования. Установка редактора на осознанное отношение к пониманию текста, к авторскому творчеству. Контроль как специфическая функция работы редактора. Функции редактора в системе автор – текст – читатель. Знание редактором основных требований, предъявляемых к речевой деятельности в сфере массовой коммуникации (соответствие высказывания нормам культуры речи, ло-гичность изложения, точность, ясность, информативная новизна, выразительности речи).
Тема 2. Этические основы редактирования
Особенность отношений в системе редактор - текст - автор (издательство) - читатель. Основные принципы, формирующие профессиональную культуру работы редактора (необходимость произво-дить правку на основе объективных критериев оценки изложения, аргументированность редакционной правки, точная квалификация дефекта, умение выдвигать и отбирать оптимальные варианты правки и др.). Знания и интуиция в работе редактора.
Тема 3. История дореволюционной, советской и постсоветской цензуры: дореволюционная цензура в Российской империи
Понятие цензуры. Ее предмет, цели, задачи, функции. Фактическое возникновение светской цензуры при Петре I. Цензура от Петра I до Елизаветы Петровны (формирование требований, способы контроля). Юридическое учреждение светской цензуры Екатериной II. Мрачное семилетие. Цензура эпохи Александра II. Влияние Великих реформ на журналистику. Влияние Первой русской революции на положение печати. Высочайший манифест 17 октября 1905 г. Временные правила о печати (1905, 1906 и др.). Воен-ная цензура. Цензура Временного правительства. Ведомственная цензура дореволюционной России.
Тема 4. История дореволюционной, советской и постсоветской цензуры: советская цензура
Советская цензура 1917 – 1921 гг. Эпоха комиссародержавия. Декреты. Протесты интеллигенции. Революционный трибунал печати. ГИЗ. Функции, отделы, методы работы ГИЗа. Советская цензура 1922 – 1927 гг. Создание Главлита. Цель, задачи, функции. Репрессивные меры к контролируемым произведениям. Период партийной цензуры. Цензура II Мировой войны и послевоенного времени. Военная цензура. Постановление ЦК ВКП(б) 1946 г. Цензура эпохи оттепели. Расширение границ допустимого в журналистике. Реабилитация авторов. Цензура эпохи застоя. Ужесточение цензуры. Подавление выступлений диссидентов. Литературные процессы (А. Д. Синявский, Ю. М. Даниэль и пр.). Открытое письмо к IV съезду Советских писателей А. И. Солженицына.
Тема 5. История дореволюционной, советской и постсоветской цензуры: цензура умерла. Да здравствует цензура?
Цензура перестройки. Реорганизация Главлита. Постепенное расширение границ гласности, границ легального информационного поля. Принятие Закона СССР о печати и других СМИ, Закона РФ о СМИ. ГКЧП и журналистика. Фонд защиты гласности. «Карты гласности» в РФ. Убийство политических противников как крайняя форма цензуры.
Цензура в электронных СМИ. Современные методы воздействия на СМИ и журналистов. Рейтинги свободы прессы в мире и РФ. Темники, медийные и аппаратные записки, стоп-листы и др. Биополитическая цензура. Опросы ВЦИОМа. Международные организации «Freedom Hourse» и «Reporters Sans Frontieres».
Тема 6. Виды редактирования. Лингвистическая экспертиза текста
Политическое редактирование. Научное редактирование. Литературное редактирование. Лингвистическая экспертиза текста: определение понятия, принципы проведения.
Тема 7. Редакторский анализ текста. Психологические особенности профессионального редакторского чтения
Роль знаний из области психологии в формировании научных основ редактирования и его практических приемов. Работа редактора над текстом как вид творческой деятельности. Виды чтения в арсенале работы редактора. Ознакомительное чтение. Углубленное чтение. Шлифовочное чтение.
Критика текста: методика обоснования необходимости изменений в тексте, оценка вариантов правки, отношение к творческой манере и к стилю автора.
Тема 8. Виды и операции правки. Тренинг по корректорской правке как самостоятельному виду правки в медиаредактировании
Правка текста как средство реализации творческих возможностей редактора. Степень вмешательства в авторский текст в процессе его анализа. Критерии для обоснования выбора вида правки. Правка-вычитка. Правка-сокращение. Правка-обработка. Правка-переделка. Основные операции правки. Техника владения знаками редакторской правки. Навыки проведения корректорской правки (тренинг): сложные вопросы орфографии и пунктуации в современном медиатексте.
Тема 9. Логические основы редактирования текста
Виды алогизмов в медиатексте. Методика их анализа и правки. Соблюдение в тексте законов логики: за-кона тождества, закона противоречия, закона исключенного третьего, закона достаточного основания. Соблюдение в тексте правил операции и понятиями: правила определения и классификации понятий.
Дистантные и контактные алогизмы. Преднамеренные и непреднамеренные алогизмы.
Тема 10. Работа редактора над языком и стилем публикации
Методика анализа текста СМИ с позиций культуры речи. Типичные нормативно-стилистические ошибки, приемы их анализа и исправления.
Мастер-класс по коррекции речевой канвы медиатекста.
Зачетный тест по теории и практике медиаредактирования
Модуль Б. Редактирование журналистского текста
(вариативный модуль по выбору)
Тема 1. Методика редакторского анализа и правки текста СМИ
Содержательно-смысловой аспект редактирования (корректировка смысловой структурой текста). Жанрово-композиционный аспект редактирования. Креолизованные тексты в системе СМИ. Определение понятия креолизованный текст. Оценка редактором соответствия медиатекста коммуникативным нормам публичного общения.
Тема 2. Редактирование новостных текстов СМИ
Психологические особенности восприятия и интерпретации новостных текстов. Критерии оценки редактором степени соответствия новостного текста основным принципам современного информирования. Принципы и приемы редактирования материалов информационных агентств. Принципы и приемы редактирования цитат и ссылок на источники информации. Оценка редактором степени проявления авторской позиции в информационном сообщении.
Тема 3. Редактирование текстов деловой журналистики
Психологические особенности восприятия и интерпретации деловой информации. Критерии оценки редактором степени соответствия текста основным принципам деловой коммуникации. Этико-правовой аспект редактирования текстов деловой журналистики. Приемы интерпретации и аргументации в деловой коммуникации. Оценка редактором грамотности их использования в медиатексте. Приемы популяризации информации деловой сферы. Оценка редактором грамотности их использования в медиатексте. Принципы и приемы редактирования цитат и ссылок на официальные источники информации.
Тема 4. Редактирование научно-познавательных текстов СМИ
Психологические особенности восприятия и интерпретации научной информации. Критерии оценки редактором степени соответствия научно-познавательного медиатекста принципам просвещенной популяризации. Приемы адаптации специальной научной лексики к возможности эффективного функционирования в текстах массовой коммуникации. Принципы и приемы редактирования цитат и ссылок на источники научной информации.
Модуль В. Редактирование рекламного текста
(вариативный модуль по выбору)
Тема 1. Теория редактирования и специфика коммуникативной деятельности в рекламе
Природа маркетинговых коммуникаций. Типология маркетинговых коммуникаций. Реклама как вид мар-кетинговых коммуникаций. Виды рекламы в СМИ.
Понятие нормы в рекламной коммуникации. Технологическая основа разработки рекламного коммуникативного продукта и аспекты редактирования.
Тема 2. Коммуникативно-функциональная структура рекламного текста
Рекламный текст как основная коммуникативная единица маркетинговых коммуникаций. Коммуникативно-функциональная структура рекламного текста (РС, РО, РП). Рекламное сообщение: основная маркетинговая информация (информация о товарной категории, субъекте и объекте коммуникации и цели рекламных мероприятий); методика анализа и редактирования текста на информационном уровне.
Тема 3. Этико-правовое регулирование рекламы
Закон «О рекламе». Консолидированный кодекс МТП практики рекламы и маркетинговых коммуникаций. Ограничения и рекомендации. Анализ кейсов.
Тема 4. Система идентификации и принципы редактирования
Айдентити как первичная коммуникативная система. Экспертиза коммерческого имени и идентификаци-онного комплекса: принципы и возможности редактирования. Закон «О русском языке» и «нередактируемый» нейминг. Логика речевого поведения и специфика разных видах неймов («Как я провел этим летом», «Дура», «На ощупь» и под). Экспертиза слогана: содержание, форма, креатив. Анализ содержания и тестирование формы. Вид слогана как фактор, влияющий на строгость редактирования формы и содержания.
Тема 5. Законы логики в рекламе
Логическая структура рекламного текста. Категория связности и цельности. Нарушение законов логики в рекламе и возможности редакторского вмешательства. Специфика логической структуры текстов разного коммуникативного типа (вербального, вербально-визуального, аудио-вербального, мультимедийного) и коммуникативные потери, связанные с логическими ошибками.
Тема 6. Редактирование рекламных текстов вербального коммуникативного типа
Типология жанров в журналистике и рекламе. Редактирование текста определенной жанровой формы: рекламное сообщение, рекламный репортаж, рекламное интервью, рекламная статья, рекламный очерк.
Тема 7. Разработка и редактирование текстов модульной рекламы
Технология создания модульной рекламы: брифование, формулировка и обоснование креативной кон-цепции, устное словесное рисование, референсы, скетчи. Навыки и умения редакторской правки текста на разных этапах создания модульной рекламы. Редактирование текстов описательно-повествовательной структуры. Логика композиции. Связь вербальных и невербальных компонентов текста с брифом.
Тема 8. Сценаристика и редактирование текстов радио- и ТВ-рекламы
Технологическая процедура создания сценария в рекламе.
Жанровая теория в рекламе и ее реализация в практике создания радио- и телевизионных роликов. Промежуточное тестирование, позволяющее выявить погрешности текстовой структуры: экспликация вербального компонента, разные виды раскадровки, аниматик. Редактирование описания и повествования.