Cеместр 1
Модуль 1. Основы управления организациями
В качестве введения в двухлетний курс обучения, модуль, открывающий программу, включает в себя вопросы управления организациями и успешного лидерства. Вы узнаете, как Стокгольмская школа экономики подходит к теоретическим аспектам и их практическому преломлению в рамках программы МБА для руководителей, и получите первую возможность поработать в тесном контакте с другими слушателями программы. Принимая участие в деловой игре, у вас будет возможность испытать на себе, как динамика поведения в группе может оказывать непосредственное влияние на стратегические решения, которые принимают в современном контексте управления. Упражнения, используемые на модуле, базируются на образах мышления и поведенческих принципах людей, которые были определены в результате психологического исследования команд и других групп.
Модуль 2. Люди и организации
Результаты в бизнесе достигаются людьми. Задача данного модуля научить вас лучше понимать, как управлять отдельными людьми и организациями. Мы начнем со знакомства с психологическими принципами поведения людей и их мотивацией, основанных на результатах исследований. В рамках модуля мы обсудим такие важные вопросы управления как максимально эффективное использование имеющихся в организации человеческих ресурсов и их развитие. Мы ответим на эти вопросы, применяя такие фундаментальные практические методики управления персоналом, как поиск перспективных кандидатов, отбор и прием на работу достойных кандидатов, удержание сотрудников с высокой производительностью труда и предоставление возможности сотрудникам для развития их профессиональных навыков и готовности к переменам. И наконец, мы рассмотрим организации в целом и попытаемся найти ответы на такие вопросы: как разработать эффективную организационную структуру, как использовать организационную культуру в качестве инструмента управления и как создать организацию, в которой персонал непрерывно учится и накапливает знания.
Модуль 3. Основы маркетинга
Цель данного модуля – создание рыночно ориентированной платформы для понимания и адресного обслуживания запросов потребителей. Мы обсудим такие важные вопросы маркетинга, как «Почему многие компании не понимают, почему потребители покупают именно этот товар, а не другой?», «Что такое бренд?», «Как можно позиционировать свое предложение на рынке?». Управление, основанное на запросах рынка, отвечает на вопрос, какие аспекты вашего предложения приведут к удовлетворенности клиента и его лояльности. Модуль содержит упражнения, вовлекающее в работу всю группу, которая должна принять управленческое бизнес-решение. В деловой игре ваша группа будет конкурировать в течение нескольких дней с другими группами на искусственном рынке, который позволяет имитировать реальные ситуации. Чтобы победить в этой деловой игре, вам придется отточить свои навыки и постигнуть сложную науку маркетингового управления.
Модуль 4. Бухучет и финансовый анализ
Этот модуль обеспечит вас универсальным языком бизнеса – бухучетом. Вы познакомитесь с документами финансовой отчетности: отчетом о прибылях и убытках, балансовым отчетом и отчетом о движении денежных средств, – и научитесь понимать связь между ними. Вы изучите принципы оценки, необходимые для понимания цифр бухучета. Анализ финансовой отчетности включает рентабельность, финансовое состояние, структуру капитала, ликвидность и рост, Вы познакомитесь с методиками прогнозирования финансового провала. Модуль содержит множество упражнений на основе конкретных примеров, в которых финансовый анализ используется как для оценки прошлых показателей деятельности компании, так и для прогнозирования финансовых результатов стратегии компании. Далее в модуле рассматриваются такие вопросы как стандартизация бухучета, гармонизация и качество бухучета.
Модуль 5. Бухучет и управленческий контроль
Цель модуля - научить участников понимать сущность и принципы функционирования системы управленческого контроля. Данная система помогает менеджерам повысить эффективность работы организации и снизить затраты. Модуль содержит методы расчетов себестоимости продукта (включая метод калькуляции стоимости по виду деятельности), анализ структурирования трансфертных цен, планирование бюджета (включая скользящие прогнозы и карты сбалансированных показателей), анализ корпоративных инвестиций и способы оценки эффективности подразделений с помощью показателей финансовой деятельности. Основной акцент модуля – понимание взаимозависимостей между различными методами управленческого учета их влияния на принятие управленческих решений.
Семестр 2
Модуль 6. Системы рынков
Если у вас нет достаточного представления, как функционируют и взаимодействуют рынки, вы не будете понимать, как управлять своим бизнесом. Мы обсудим, как живут и действуют различные рынки под влиянием макро- и микроэкономических факторов, а также законодательную среду систем рынков, регулирующую бизнес, например, антимонопольные законы. Пример обсуждаемой проблемы, стоящей перед руководителем в аспекте систем рынков: «Каковы стратегические последствия того, что я воспринимаю и оцениваю рынок не так, как мои конкуренты?»
Модуль 7. Стратегия
В постоянно меняющемся мире необходимо иметь ясное представление о том, что представляет собой стратегия, какие существуют стратегические инструменты и как можно ими пользоваться во благо своему бизнесу при существующих и возможных в будущем экономических условиях. На этом модуле делается акцент на стратегическом управлении и его инструментах, а также на анализе конкурентной среды. Пример обсуждаемой проблемы: «Почему фирма-конкурент в нашей отрасли деятельности рентабельнее нашей фирмы, и что можно сделать, чтобы поправить наше положение?»
Модуль 8. Управление бизнесом в условиях изменений
На этом модуле мы рассмотрим с «кроссфункциональной» точки способность компании успешно функционировать в меняющихся экономических условиях. Мы начнем с рассмотрения изменений во внешней макроэкономической и правовой среде и в рамках такого контекста займемся вопросами стратегическими планирования в непредвиденных или кризисных обстоятельствах, а также управления рисками организации. Как сделать, чтобы деятельность компании была гибкой и позволяла адаптировать деятельность персонала и активы к изменившейся ситуации? Как организовать процесс принятия решений и наладить коммуникации, чтобы совершать быстрые и верные действия? В заключение мы поговорим об инициировании и управлением изменениями. Здесь, вместо обсуждения перемен, на которые мы вынуждены реагировать, поговорим о том, как самим инициировать изменения в организации.
Семестр 3
Модуль 9. Международный бизнеc
Мы будем изучать такие аспекты международного бизнеса, как: проникновение/вхождение на локальные рынки, создание совместных предприятий и бизнес-альянсов, эффективность стратегий в различных «макро» и «микро» экономических условиях, методика, тактика и особенности ведения переговоров в различных странах. Мы также будем изучать, как адаптировать методы ведения бизнеса с учетом культурной среды, особенностей государственных и ведомственных структур в различных странах. И наконец, мы будем проходить изучение перспектив и эффективных методов построения и ведения бизнеса с таким великим соседом России как Китай, а также потенциальных возможностей, которые предоставляет международный бизнес в период кризиса.
Модуль 10. Управление производственными процессами и организационное совершенствование
Вы получите базовые знания о том, как организовывать и совершенствовать процессы, формулировать и применять операционные стратегии. Также вы познакомитесь с основами управления организациями по принципам «превосходства в бизнесе» (TQM, или комплексного управления качеством) и приемами систематического и непрерывного совершенствования. Примеры задач: совершенствование процессов и управление изменениями.
Модуль 11. Стратегический маркетинг
В этом модуле мы уделим внимание ключевым стратегическим темам маркетинга, как с точки зрения клиента, так и с точки зрения компании. Мы рассмотрим такие вопросы, как клиентская лояльность и рентабельность, управление взаимоотношениями с клиентами, клиентская база как ключевой актив компании, управление закупками, продажи и сбыт и т.п. Примеры вопросов, которые будут рассмотрены с точки зрения руководителя: «Каковы самые важные критерии при выборе поставщика или организации эффективных продаж?», «Какие категории клиентов будут приносить мне долговременную прибыль?», «Как совершенствовать наши предложения клиентам?»
Модуль 12. Корпоративные финансы
Менеджеры сталкиваются с двумя ключевыми финансовыми вопросами: «Какие инвестиции следует делать фирме?» и «Как финансировать инвестиции?» Модуль расширяет и углубляет знания участников программы о фундаментальных концепциях стоимости и риска, необходимых для оценки перспектив проекта и планирования капитальных вложений. Мы концентрируем внимание на связи между окупаемостью и риском, а также на возможных финансовых трудностях, с которыми компания может столкнуться в будущем. Обсуждаются такие финансовые вопросы, как оптимальная структура капитала, принципы погашения затрат, кредитное финансирование и ценные бумаги. И наконец, рассматриваются основные концепции и финансовые инструменты управления рисками.
Семестр 4
Модуль 13. Лидерство
Вы постоянно сталкиваетесь с необходимостью лидировать, управлять людьми и оказывать на них влияние. Этот модуль посвящен искусству и науке лидерства и руководства людьми. Особое внимание уделяется компетенциям руководителя. Мы рассмотрим эффективные модели лидерства и обсудим влиятельных лидеров в различных областях. Практические упражнения помогут вам усовершенствовать ваше умение принимать решения и вести переговоры. Чтобы повысить ваше умение убеждать, вы будете поставлены в ситуацию, в которой у вас будет возможность улучшить ораторские качества. Этот заключительный модуль из области взаимоотношений с людьми основан, в основном, на практических упражнениях. Анализ и отзывы о вашем выступлении в классе перед аудиторией призваны помочь вам самосовершенствоваться в области риторики, ведения переговоров и разрабатывать свои персональные стратегии для достижении успеха .
Модуль 14. Стратегическое бизнес-планирование
Недавние события показали: единственное, что мы точно знаем о будущем, это то, что оно неопределенно. Эту неопределенность можно разбить на две части, которые и составят основу этого модуля. Во-первых, мы рассмотрим «измеряемую неопределенность» с помощью маркетинговой стратегии и тактических решений, включающих ценообразование и инвестиционный анализ, которые применяются в управленческом учете. Во-вторых, мы не остановимся на этом и пойдем дальше, поскольку верим, что творческое воображение «неизмеряемой неопределенности» имеет даже большее значение для наших будущих успехов. Будут обсуждаться такие вопросы как, например: «На какой компромисс необходимо пойти относительно краткосрочной и долгосрочной перспективы при составлении стратегического бизнес-плана?» В рамках этого модуля вы также получите возможность разработать и защитить свой стратегический бизнес-план, составленный с учетом сложившейся непростой экономической ситуации.
Модуль 15. Опыт обучения
Отличительной особенностью этого модуля является то, что его содержание основано на пожеланиях участников, высказываемых на протяжении двухлетнего курса обучения. Модуль включает в себя деловую игру на тему управления компаниями в наукоемких отраслях промышленности и интегрирует знания и опыт, полученные в ходе нескольких предыдущих модулей программы. Вы сможете проявить себя, участвуя в детальном рассмотрении успешной ролевой модели – вам предстоит дать анализ деятельности известной компании. Как правило, этот модуль проходит за границей, поэтому его конкретное наполнение будет зависеть от места проведения. Пример вопроса, на который должен будет ответить руководитель: «Какие важные уроки можно извлечь из анализа образцовой компании и как применить полученные знания в своей повседневной работе?»
Программа MBA в формате Executive на русском языке представляет собой международную программу MBA для руководителей, которая проводится в европейском формате. Более 90% преподавателей приезжают из Европы и других стран мира.
MBALive
Благодаря тому, что для Скандинавии характерна открытая корпоративная культура, уже давно стало традицией, что студенты Стокгольмской школы экономики обучаются на примере реальных проблем, с которыми компании сталкиваются сегодня. В SSE Russia мы все чаще используем опыт компаний, в которых работают участники программы, предлагая им проанализировать текущую деятельность их компаний в ходе выполнения заданий по модулям и других заданий. Теперь мы пошли еще дальше и представляем в качестве основной концепции нашей педагогики MBALive®, в рамках которой участники интегрируют и применяют теоретические концепции управления и системы, изученные в ходе курсов МБА для руководителей, в отношении актуальных управленческих проблем в реальных компаниях.
Продолжительность модуля: 5 дней (среда - воскресенье)
Время проведения занятий: 09:00 - 19:30
Выпускная магистерская работа руководителя
Важной частью программы является выпускная работа руководителя, работа над которой способствует развитию у слушателей глубокого понимания основ менеджмента и навыков критического мышления, а также повышает уровень их аналитических способностей. Выпускная работа Мастера Делового Администрирования базируется на знаниях, полученных при изучении модулей, но «расширяет» и «углубляет» их, отчасти благодаря систематизации работы участников над сбором и анализом данных. Основным требованием к выпускным работам Стокгольмской школы экономики является наличие как теоретической, так и практической частей. Поэтому темой такой работы может стать, например, актуальная проблема бизнеса, с которой столкнулась собственная компания участника, или отрасль в целом. Работа над выпускным проектом начинается в первом семестре с выбора темы. Затем, в течение последующих семестров проект развивается, и результаты его развития обсуждаются с руководителем. Таким образом, качество работы постоянно улучшается. В конце последнего семестра выпускная работа мастера защищается перед комиссией из приглашенных экзаменаторов, не являющихся штатными сотрудниками Стокгольмской школы экономики.
Экзамены и выпуск
Знания участников программы систематически тестируются посредством заданий, выполняемых между модулями и в ходе модулей, а также сдаются специальные экзамены в конце каждого семестра. Результаты этих экзаменов и выпускная магистерская работа составляют окончательные оценки при завершении программы. Программа завершается выпускной церемонией, на которой всем участникам, успешно выполнившим требования, вручается международно признанный диплом MBA в Executive формате Стокгольмской школы экономики европейского образца.
Примечание: содержание модулей, приведенное выше, является примерным и может быть изменено ректором SSE Russia.