I. Мастерство телеведущего
1. Вводное занятие.
2. Монолог в кадре.
3. Логика чтения.
4. Новости.
5. Телесуфлер.
6. Парное ведение.
7. Прямой эфир.
8. Художественные жанры ТВ:
9. Детские программы.
10. Интервью.
11. Аналитика.
12. Молодежные программы.
13. Ток-шоу.
14. Творческие профессии на ТВ.
15. Права и обязанности ведущего ТВ.
II. Техника речи
1. Дыхание. Фонационное дыхание, «теплый выход».
2. Звук. Мягкая атака звука, звуковые волны, резонаторы и регистры, летящий звук, «стон».
Дикция.
3. Постановка голоса.
4. Речевой голос и его гигиена. Упражнения на развитие диапазона голоса в пределах октавы. Развитие силы голоса в выразительном центре. Развитие звучности и выносливости, гибкости голоса.
5. Логическое выразительное чтение.
III. Мастерство эфирного выступления
1. Вводная лекция. Русский язык и устная речь в работе телерадиоведущего.
2. Лекция «Параметры СМИ», их влияние на работу ведущего.
3. Чтение информационных выпусков. Подготовка и чтение информационных выпусков для ознакомления с речевыми особенностями и возможностями студентов.
4. Подробный разбор законов «Логики речи». Разъяснение законов логики речи, необходимости их соблюдения.
5. Чтение материалов различных жанров и бестекстовые выступления. Выполнение индивидуальных заданий, направленных на устранение недостатков и усиление позитивных элементов выступления.
6. Методы абсолютной импровизации и тренинг. Необходимость импровизации в эфире. Методы самоподготовки. Тренинг.
IV. Актерское мастерство
1. История возникновения профессии телерадиоведущего.
2. Последовательность обучения актёра в театральных ВУЗах, формы актёрского тренажа, этюды на «память физических действий».
3. Просмотр и коллективное обсуждение этюдов на ПФД.
4. Система Станиславского, как метод подготовки современного актёра.
5. Просмотр учебных кинофрагментов, наглядно иллюстрирующих элементы актерского мастерства, с которыми учащиеся ознакомились на предыдущем занятии.
6. Тренаж по методике, введённой в практику обучения Народным артистом РСФСР Л.А.Волковым.
V. Телевизионная журналистика
1. Журналистика как сфера массово-информационной деятельности.
2. Природа современного телевидения и его специфика
3. Социальный и должностной статус тележурналиста
4. Типология средств массовой информации
5. Информационная политика телеканалов
6. Телевизионные новости
7. Тележурналист в службе новостей
8. Система информационных жанров
9. Структура телевизионного сюжета
10. Информационный жанр – интервью
11. Организация телевизионной съемки
12. Аналитическая публицистика
13. Художественно-публицистические жанры
14. Телевизионная программа
15. Телевизионный сценарий
16. Развлекательное и познавательное телевидение
17. Этика журналиста
VI. Ведение радиоэфира
1. Освоение радиопульта.
2. Микширование музыкальных треков.
3. Работа у микрофона на музыкальной подкладке: овладение техникой звучания голоса на музыкальной подкладке.
4. Обязательные для ведущего радио эфирные элементы: идентификация радиостанции, время, погода, представление себя в эфире.
5. Подготовка и ведение новостей, рубрик, авторских программ с использованием музыкальных подкладок.
6. Особенности и качества линейного ведущего (позитив, дружелюбие, великодушие, юмор, оригинальность, профессионализм и дисциплина).
7. Режиссура эфира.
8. Работа с джинглами и лайнерами.
9. Фронт - анонсы, разговоры на интродукциях музыкальных треков.
10. Работа в эфире в интерактивном режиме (прямой телефон, sms сообщения)
11. Ведение и построение часа по заявкам с sms сообщениями и прямым телефоном в студию.
12. Парное ведение утреннего шоу (вечернего, дневного)
13. Интервью.
14. Игры в радиоэфире.
15. Работа над рекламными текстами. Реклама в эфире.
16. Имидж ведущего в радиоэфире.
17. Сила радио - в эмоции!
VII. Телевидение и общество
1. Информационная функция. Социальное предназначение журналистики как системы задач по информационному обеспечению жизнедеятельности массовой аудитории в соответствии с их информационными потребностями.
2. Культурно-просветительная функция.
3. Интегративная функция.
4. Социально-педагогическая функция.
5. Организаторская функция.
6. Образовательная функция.
7. Рекреативная функция.
VIII. Психология общения
1. Введение. Предмет курса, основные понятия и определения Межличностное общение, функции и структура.
2. Основные психологические теории, описывающие процесс общения.
3. Межличностное общение в диаде, общение в группе - особенности и динамика процессов коммуникации.
4. Роль социализации в общении человека. Влияние установок на процесс общения и способы их преодоления.
5. Общение как процесс передачи информации.
6. Роль невербального поведения и его влияние на процесс общения.
7. Восприятие и познание людьми друг друга. Влияние ролевого поведения на психологию общения.
8. Виды психологического влияния в общении.
9. Общение в ситуациях агрессии и стресса. Агрессия как защитный механизм личности.
10. Деловой этикет и общение. Влияние культурных различий на деловое общение.
11. Распознавание манипуляций и противодействие им.
12. Проблемы адекватного приема и передачи информации. Обратная связь и ее роль в общении людей.
13. Методы развития коммуникативных способностей.
14. Психологические особенности ведения деловых дискуссий и публичных
IX. Литературное редактирование
1. История литературного редактирования. Взаимоотношения автора и редактора. Основные принципы редактирования текстов.
2. Понятие о литературной норме. Лексические, грамматические, орфоэпические и стилистические нормы. Точность словоупотребления в журналистских текстах.
3. Функциональные стили. Книжная, разговорная, просторечная лексика. Лексика ограниченного употребления — диалектизмы, профессионализмы и термины. Канцеляризмы, речевые штампы. Заимствованные слова. Фразеологические обороты. Правильное и неправильное употребление в журналисткой практике.
4. Поиск нужного слова. Подбор синонимов. Основные ошибки, связанные с употреблением омонимов и паронимов.
5. Основные ошибки, связанные с нарушением грамматических норм. Склонение фамилий. Склонение географических названий. Склонение количественных и собирательных числительных. Ошибки при согласовании подлежащих и сказуемых, при управлении, при употреблении предлогов.
6. Основные стилистические ошибки. Точность, ясность, краткость, образность, своеобразие речи.
7. Логические ошибки. Четыре закона классической логики и их применение на практике.
8. Композиция текста. Основные принципы построения информационных текстов. Редактирование информационных текстов.
9. Отличие устной речи от письменной. Устная форма письменной речи.
10. Как придумывать заголовки. Упражнения, помогающие выработать необходимые навыки.
11. Упражнения на сложность текста. Телевизионные тексты.
12. Цифры, цитаты в текстах. Основные правила употребления.
13. Фоника. Основные ошибки, связанные со звучанием речи.
Х. Режиссура ТВ (вкл. теорию монтажа)
1. Место и роль телевидения в системе массовой культуры. Синтетический характер аудио-визуальных искусств. Истоки возникновения и развития режиссуры.
2. Выразительные и изобразительные характеристики кадра. Кадр – основа визуального языка. Точка съёмки. Выбор и взгляд на событие. Жизнь и её кадровое представление. Мизансцена, как выразительное средство режиссерского искусства. Различия театральной и «экранной» мизансцены.
3. Монтаж как способ режиссёрского мышления. Монтаж в звуковом фильме. Понятие звуковой сферы. Перезапись- последний акт драмы художника.
4. Режиссёр на съёмочной площадке. Работа со съёмочной группой. От «тарелки» к «шапке»: писанные и «неписанные» законы режиссёрского цеха.
5. Общие принципы и основы монтажа видеоизображения.
6. Понятие монтажа. Монтажное построение экранного произведения.
7. Роль монтажа в отражении главной мысли экранного произведения.
8. Реализация режиссерской задачи и мотивация выбора монтажного решения.
9. Дифференциально-психологические черты восприятия видеоизображения.
10. Параметры видеоизображения и специфика их воздействия на зрителя.
11. Соблюдение условий съемки под монтаж. Понятие «монтажности».
12. Межкадровый и внутрикадровый монтаж. Построение монтажного перехода.
13. Логика построения изобразительного ряда. Характеристика повествовательного типа монтажа.
14. Значение монтажной фразы в создании звукозрительного образа.
15. Монтаж эпизода. Разнообразие типов монтажных решений.
16. Значение монтажа в композиционном построении экранного произведения
XI. Телевизионный грим
1. Краткая история искусства грима, прически и косметики.
2. Техника гримирования. Художественно-технические приемы в гриме. Живописные приемы в гриме.
3. Изображение деталей лица. Формы глаз. Имитация морщин, складок и отеков кожи.
4. Скульптурно-объемные детали лица. Физические изменения лица. Фактура лица и травмы. Постиж.
5. Виды грима (возрастной, национальный, характерный, гротесковый, портретный).
6. Грим в учебном спектакле.
ХII. Творческие мастерские
1. «Новости. Структура. Верстка. Организация»
Зачет: Организация и эфир «НОВОСТИ «Останкино»
2. «Лаборатория тележурналиста. Специальный репортаж. Расследование. Технология работы над сюжетом. Стендап. Появление в кадре»
Зачет: Подробный мнопсис. Специальный репортаж.
3. «Жанры и форматы. Видеоуроки мастеров с обсуждением»
ХIII. Мастер-классы
Стоимость обучения:
440 у.е./мес. (1 у.е. = 43 рубля)
оплата производится поэтапно: за первый и последний месяц обучения - при поступлении, начиная со второго месяца обучения - ежемесячно.