О своем курсе он говорит так:
«Мы все путешествуем. Почти все об этом пишут в блоги и выкладывают фото в Instagram. Но мало кому удается превратить хобби в завидную работу, став писателем-путешественником, или, как сейчас говорят, трэвел-райтером.
Профессия эта отнюдь не нова. Трэвел-райтерами были столь разные личности, как Гомер и Свифт, Карамзин и Чехов, Гете и Генри Миллер. К этому жанру относятся такие разные современные произведения, как «Венеция — это рыба» и «Есть, молиться, любить». В чем изюминка этого жанра? Как сделать так, чтобы ваши путевые заметки сложились в настоящий текст и заинтересовали не только редакции журналов, но и издательства?
Разумеется, в ходе двухдневного семинара невозможно получить все ответы. Но правильно поставленный вопрос — уже половина ответа».
Часто задаваемые вопросы
Что это вообще такое — травелог?
Литературное произведение, описывающее путешествие героя-рассказчика. Как правило, в далекий и экзотический край, но это не обязательно. Один из самых известных и резонансных травелогов в русской литературе — «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева. А самые известные травелоги в мировой литературе — «Божественная комедия» Данте и «Путешествия Гулливера» Свифта вообще описывают путешествия в вымышленные миры.
Значит, речь идет о литературе, а не о журналистике?
Конечно. Наша задача — добиться того, чтобы время жизни вашего текста оказалось намного большим, чем жизненный цикл ежемесячного журнала.
Почему в списке рекомендованной литературы нет тех книг и авторов, которые сейчас у всех на слуху: «Есть, молиться, любить» Гилберт, «Их Италия» Познера и т. д?
Потому что вы прочтете их и без нашей помощи. Но с нашей помощью вы лучше поймете, откуда они взялись и в какую традицию встроены.
Можно ли вообще за два дня стать писателем?
Конечно, нельзя. Ни за два дня, ни за три месяца. Но можно найти своего внутреннего писателя и помочь ему выбраться наружу.
А что дальше?
Если ваши темы и тексты будут того заслуживать, мы охотно посодействуем тому, чтобы они появились на страницах журналов. Но только если действительно будут заслуживать.
Почему вы пишете «травелог»? Ведь по-английски правильнее «трэвелог».
Слово это вошло в русский язык намного раньше, чем английский язык стал общемировым. И вообще — сто лет назад писали и говорили «футбольный мэтч», а сейчас нам это кажется комичным.
Программа курса
1. Травелоги — древнейший вид литературы.
1.1. «Книги пути» и «книги с путем».
1.2. Между блогом, очерком и рассказом.
1.3. Между фикшн и нон-фикшн.
1.4. Книга журналиста, статья писателя: что общего, чем отличаются.
2. Живая и мертвая вода литературы. Нарратив и повествовательная позиция.
2.1. Нарратив — главная конвенция между автором и читателями.
2.2. «Основной драматический вопрос».
2.3. Протагонист. Его цель.
2.4. Другие конвенции.
2.5. Повествовательная позиция.
2.5.1. «Я-повествование».
2.5.2. Другие варианты.
2.5.3. Безличное повествование.
2.6. Представление героев. Show, don’t tell.
3. Живая вода литературы.
3.1. Описание — что это такое.
3.2. Остранения в описаниях.
3.2.1. Проблема понятийного аппарата: «идол поганский предивной работы» или мраморная статуя Аполлона?
3.2.2. Субъективные описания (через восприятие персонажей).
3.3. Диалоги.
3.3.1. Полифонический диалог.
3.3.2. Явное и скрытое в диалоге (текст и подтекст).
3.4. Время и место.
3.4.1. Понятие хронотопа.
3.4.2. Историческое время и личное время.
3.4.3. Экзотическое и обыденное. Условность этого деления.
3.4.4. Описания природы как элемент конструкции.
3.4.5. Биоритмы и сезонные ритмы.
3.4.6. Время повествования.
3.5. Тема.