1. Цели курса
1.1 Цель курса – познакомить слушателей с основами теории и практики современной журналистики, дать представление о специфике журналисткой профессии. Сформировать систему знаний о работе газеты, ТВ, интернет- порталов
2. Теоретическая программа курса
2.1 Вводное занятие
2.1.1 О журналистике как профессии и как хобби
2.1.2 Миссия журналиста
2.1.3 Микромир редакции, коллективность журналистского труда, взаимодействие
2.1.4 Права и обязанности журналистов
2.1.5 «Подводные камни» профессии
2.2 Информация и ее источники
2.2.1 Источники информации: человек, документы
2.2.2 Как составить собственный архив и сеть контактов. Записная книжка журналиста
2.2.3 Как находить нужную информацию
2.2.4 Правила работы с информацией в журналистике: стандарты профессии
2.3 Журналистская этика
2.3.1 Что такое этика? Взаимосвязь правовых норм и законов нравственности
2.3.2 Этика работы с источниками информации. Этика работы с героями материалов
2.3.3 Шокирующие темы в СМИ
2.3.4 Материалы, вредные для общественной морали
2.3.5 Этика взаимодействия с коллегами и внешним миром
2.4 Система жанров журналистики. Формы работы с информацией
2.4.1 Основные видов жанров в журналистике
2.4.2 Информационное сообщение (заметка)
2.4.3 Репортаж – король жанров
2.4.4 Пресс-конференция
2.4.5 Интервью как жанр и метод сбора информации
2.4.6 Новости – классика жанра
2.5 Репортаж как основной вид подачи информации
2.5.1 Тема для репортажа: от актуального события до собственного участия. Понятие «информационный повод»
2.5.2 «Орудия труда» журналиста
2.5.3 Техника работы на месте события: ничего не упустить
2.5.4 Техника написания: кто? где? когда?
2.5.5 Что такое лид, способы написания лидов
2.5.6 Подводка в телерепортаже. Синхрон, stand-up. Структура телесюжета
2.5.7 Живой репортаж с места события
2.6 Интервью
2.6.1 Трудности амплуа интервьюера
2.6.2 Подготовка к интервью
2.6.3 Техника интервью
2.6.4 Мастера жанра
2.7 Основы организации редакции газеты и телеканала
2.7.1 Структура редакции крупного печатного издания: кто и за что отвечает в редакции
2.7.2 Структура малой редакции: все в руках одного-двух человек
2.7.3 Телевидение – сложный организм. Структура телеканала
2.7.4 Как планируется номер газеты
2.7.5 Формат современных медиа-редакций: мультимедиа, технология конвергентного ньюсрума
2.8 Проект содержания печатного издания
2.8.1 Основные понятия. Типы газет (в зависимости от содержания и графического оформления)
2.8.2 Эффективное чтение
2.8.3 Редакционное пространство – постоянные рубрики, тематические колонки
2.8.4 Графическая «одежда» – макет, выбор размера и вида шрифта для заглавия, подзаголовка, надзаголовка, «выделения», лида, текста
2.8.5 Ритм газеты
2.9 Читатель и Зритель
2.9.1 Кем является Ваш Читатель/Слушатель/Зритель?
2.9.2 Социология аудитории
2.9.3 Контакт Читателя/Слушателя/Зрителя с редакцией
2.10 Нью-медиа и мультиформат
2.10.1 Универсальный журналист – новое требование рынка
2.10.2 Особенности интернет-журналистики. Новостные интернет-порталы
2.10.3 «Рерайтинг» и «копипастинг»: противостояние качественного плагиата и авторской журналистики
3. Заключительное занятие.
3.1 Краткий итог сведений, изложенных в курсе.