Общая информация о программе
За эти годы выпускниками программы стали более 160 человек. Многие из них занимают руководящие позиции в ведущих государственных и частных организациях здравоохранения Северо-Запада. В последние годы программа получила признание на всероссийском уровне и стала привлекательной для слушателей из других регионов России.
Программа «Менеджмент в здравоохранении» - это программа профессиональной переподготовки для руководителей высшего и среднего звена, а также специалистов в сфере здравоохранения. Она разработана на основе многолетнего опыта подготовки специалистов и руководителей на базе ВЭШ СПбГЭУ и направлена на развитие ключевых компетенций, необходимых для эффективного управления организациями здравоохранения.
Миссия программы – обучение современным методикам, технологиям, процедурам управления, а также развитие практических навыков менеджмента с учетом специфических особенностей деятельности учреждений здравоохранения.
Цель программы – сформировать у слушателей комплексную систему знаний и навыков, необходимую для эффективного управления организациями здравоохранения в условиях изменяющейся среды.
Ключевые особенности программы
Уникальность этой программы, прежде всего в концептуальной основе, которая позволяет слушателям в процессе обучения сформировать системное представление о развитии организаций здравоохранения различных форм собственности с учетом появления новых нормативных требований и изменений в бизнес-среде.
Учебный процесс строится на базе современной методики «blended learning», предусматривающей комбинирование различных типов обучения: лекций, семинарских занятий, кейсов, тренингов и индивидуальной работы с использованием современных средств дистанционного обучения.
Со слушателями работают ведущие специалисты СПбГЭУ в области экономики, финансов, менеджмента и маркетинга, признанные лидеры бизнес-обучения и консалтинга, ведущие преподаватели медицинских вузов Петербурга. Все они имеют богатый личный опыт управления или работы в области здравоохранения, что способствует более глубокому усвоению знаний и лучшему пониманию современных задач в сфере общего менеджмента, маркетинга, управления персоналом, финансов, бухгалтерского и управленческого учета, а также правового обеспечения деятельности организации здравоохранения.
В процессе обучения решается и другая важная задача – развитие лидерских качеств и управленческих компетенций, необходимых для успешной карьеры современного руководителя, который должен научиться принимать решения, опираясь не только на интуицию, но и на накопленную базу знаний, делегировать полномочия, эффективно использовать имеющиеся в его распоряжении человеческие и материальные ресурсы.
Предлагаемая программа является практико-ориентированной и направлена на решение следующих задач:
-
ознакомить слушателей с современными концепциями менеджмента и показать особенности управления организациями здравоохранения различных форм собственности;
-
ознакомить слушателей с современными подходами к построению системы менеджмента качества, направленной на удовлетворение не только потребностей конечного потребителя медицинских услуг, но и других заинтересованных сторон;
-
ознакомить слушателей с особенностями правового регулирования деятельности государственных, муниципальных и частных организаций здравоохранения, а также нормативно-правового обеспечения внутриорганизационных кадровых и экономических задач;
-
раскрыть экономическое содержание финансово-хозяйственной деятельности медицинских учреждений различных форм собственности, научить привлекать возможные альтернативные источники финансирования;
-
научить слушателей составлять бизнес-план на основе базовых знаний по стратегическому планированию, финансовому менеджменту и маркетингу, развивать у слушателей необходимые навыки прогнозирования финансово-экономической ситуации учреждения здравоохранения любой формы собственности;
-
научить слушателей основам бухгалтерского и управленческого учета в учреждениях;
-
помочь в приобретении практических навыков для решения расчетно-статистических и ситуационных задач, связанных с вопросами управления персоналом, материальными и финансовыми ресурсами учреждений и предприятий здравоохранения;
-
развить с позиции лидерства личностный потенциал нынешнего или будущего руководителя.
Обучение завершается подготовкой и защитой перед Государственной комиссией аттестационной работы, в которой решается конкретная проблема менеджмента медицинской организации.
Выпускники программы получают диплом о профессиональной переподготовке, удостоверяющий право (соответствие квалификации) на ведение нового вида профессиональной деятельности.
Директорат программы
Коротеева Ольга Сергеевна
Содержание и структура программы
Базовый модуль включает в себя 9 дисциплин, изучение которых обеспечивает базовые знания для более детального изучения специальности.
Модуль специальности содержит 7 дисциплин и посвящен глубокому изучению управленческой деятельности в учреждениях здравоохранения.
Базовый модуль
1. Основы экономической теории для менеджеров
Современные экономические концепции рыночной экономики. Спрос и предложение на рынке медицинских услуг. Поведение потребителей. Издержки. Конкуренция и монополии. Рынки ресурсов.
2. Менеджмент организаций
Современные концепции и эволюция теорий менеджмента. Функционально-ориентированный и процессно-ориентированный подходы в управлении организацией. Экономические модели и их использование в процессе управления организацией. Структура управления организацией и основные принципы ее формирования. Управление качеством медицинской помощи и создание системы качества организации здравоохранения. Теоретические основы стратегического менеджмента. Процесс целеполагания и стратегический анализ внешней среды. Анализ состояния организации и выработка стратегии. Реализация стратегии.
3. Современная организация здравоохранения в России
Состояние и перспективы развития здравоохранения и системы обязательного медицинского страхования в России. Реформы в здравоохранении. Состояние и обусловленность здоровья населения Российской Федерации. Организация и функционирование системы здравоохранения и системы обязательного медицинского страхования. Медицинское страхование граждан РФ. Типология и уровни взаимодействия органов управления здравоохранением (фондов обязательного медицинского страхования, организаций здравоохранения, страховых медицинских организаций, общественных и других).
4. Основы правового регулирования в здравоохранении России
Актуальные проблемы правового регулирования медицинской деятельности. Правовые основы охраны здоровья граждан в РФ. Организационные, правовые и экономические основы систем ОМС и ДМС. Правовое регулирование предоставления медицинскими учреждениями платных медицинских услуг населению. Защита прав граждан при получении медицинской помощи. Актуальные проблемы правового регулирования профессиональной трудовой деятельности в медицинском учреждении.
5. Управление качеством в сфере здравоохранения
Управление качеством медицинской помощи и создание системы качества организации здравоохранения. Управление качеством медицинской помощи в условиях обязательного медицинского страхования. Система обеспечения качества в здравоохранении. Развитие системы стандартизации, лицензирования, сертификации, аккредитации и аттестации в здравоохранении.
6. Налоги и налогообложение
Сущность налогов. Налоговая система Российской Федерации. Налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций как объекты управления на предприятиях. Единый социальный налог. Налоговая политика. Специальные режимы налогообложения. Налогообложение физических и юридических лиц.
7. Основы бухгалтерского и управленческого учета
Бухгалтерский учет, его объекты, понятия хозяйственных средств и источников их образования. Классификация хозяйственных средств по составу и размещению и по источникам их образования. Счета и двойная запись. Активные и пассивные счета и их назначение. Баланс и обобщение учетных записей. Особенности содержания хозяйственных процессов предприятия разных форм собственности и видов деятельности. Особенности хозяйственных средств и источников их формирования на предприятиях разных форм собственности. Особенности формирования уставного капитала и его разновидностей при регистрации предприятий разных организационно-правовых форм.
8. Основы экономического анализа организации
Содержание, предмет и задачи экономического анализа. Методика анализа основных показателей производственно-финансовой деятельности организации. Анализ финансовых результатов, финансового состояния и движения денежных средств организации. Методы комплексной экономической оценки финансово-хозяйственной деятельности организации.
9. Информационные технологии в экономике
Обзор сведений о пакетах Microsoft Excel, Microsoft Project. Выбор основных параметров проекта, планирование работ. Составление расписаний при наличии ресурсных ограничений. Распределение исполнительных работ. Анализ нагрузки исполнителей. Общие стратегические данные о проекте. Информационное обеспечение и компьютеризация в здравоохранении.
Модуль специальности
10. Финансовый менеджмент в здравоохранении
Финансовый менеджмент в здравоохранении: основные особенности. Планирование затрат на оказание медицинской помощи на основе стандартов. Доходы от предпринимательской деятельности. Смета учреждения. Финансовый план учреждения. Финансовые средства медицинских учреждений. Бюджетное финансирование: новые аспекты, связанные с Бюджетным кодексом и Федеральным казначейством. Финансовые аспекты обязательного и добровольного медицинского страхования. Расходы медицинского учреждения. Финансовый результат. Казначейская система исполнения бюджета. Организация закупок продукции (услуг). Финансовая отчетность медицинской организации.
11. Организационное поведение и управление персоналом в здравоохранении
Организация как объект управления. Стиль руководства. Власть и лидерство. Конфликты в организациях. Принципы и методы командной работы. Содержание функции управления персоналом и ее реализация в организации. Персонал в концепциях менеджмента. Подбор и отбор персонала. Оценка компетенций. Контроль, оценка и аттестация персонала. Корпоративная культура. Формы и методы мотивации. Моральные и материальные стимулы. Роль мотивации в процессе управления. Основные функции заработной платы. Методологические подходы к разработке стимулирующих систем оплаты труда. Премирование. Системы оплаты труда, нацеленные на достижение различных результатов. Практические вопросы оплаты труда в здравоохранении.
12. Бизнес-планирование в медицинских организациях
Бизнес-планы в системе управления фирмой. Структура и содержание бизнес-плана. Методические вопросы разработки бизнес-плана. Основы управления проектами. Пример разработки бизнес-плана и плана-проекта с использованием компьютерной техники.
13. Маркетинг медицинских и фармацевтических услуг
Введение в медицинский менеджмент. Эволюция концепции маркетинга. Медицинская услуга как товар. Рынок здравоохранения как объективная экономическая основа маркетинга. Роль маркетинга в процессе стратегического планирования медицинской организации. Проведение АСП-анализа для разработки и написания маркетингового плана медицинской организации: А – анализ тенденций рынка, возможностей и конкуренции, С – разработка стратегий маркетинга с учетом выводов из анализа, П – детальное определение маркетинговых программ для конкретной медицинской организации. Основы фармацевтического менеджмента.
14. Реклама, PR и бизнес-коммуникации в здравоохранении
Система маркетинговых коммуникаций в здравоохранении. Создание общественной репутации медицинской организации в комплексе мероприятий PR. Наиболее эффективные виды рекламной деятельности и средства распространения рекламы в здравоохранении. Подготовка и создание рекламного продукта на примере конкретной медицинской организации. Планирование рекламного бюджета.
15. Психология продажи медицинских услуг
Особенности продажи медицинских услуг. Психология организации медицинской сервисной услуги. Особенности работы с различными категориями клиентов. Обслуживание VIP-пациентов. Психология пациента в коммерческой медицине. Психология медицинского персонала в новых условиях. Подбор и обучение персонала для коммерческой медицины.
16. Управленческий тренинг
Позиционирование участниками тренинга уровня осознания индивидуальных особенностей межличностного взаимодействия (уровня осознанной некомпетентности). Обучение структурированию индивидуального опыта в межличностном общении. Практическое применение принципов и правил эффективного делового общения в профессиональной деятельности.