Курс «Фотокомпозиция» состоит из двух разделов. Первый включает в себя 6 тем, охватывающих те правила и законы фотокомпозиции, которые связаны с линейной организацией кадра. Первая тема - "Точка съемки". Она рассматривает вопросы влияния высоты, расстояния и направления съемки на линейный рисунок кадра, расположение линии горизонта, масштаб изображения, проблему передачи объемов и взаимного расположения объектов съемки на плоскости кадра.
Изучение второй темы - "Линейная перспектива", позволит не только передавать пространство на плоскости, но и "трансформировать" это пространство в зависимости от поставленных целей и задач.
Закономерности тональной перспективы рассматриваются в теме "Воздушная перспектива". Логика тональных градаций, соответствующая этой перспективе, дает возможность "наполнить" снимок воздухом, создать ощущение трёхмерности пространства в кадре.
Фотографический объектив всего лишь инструмент, который не в силах взять на себя функции членения композиции на главные и второстепенные элементы композиции. Приемы формирования композиционного, зрительного, смыслового центра кадра рассматриваются в теме 4.
Снимок должен быть жизненным и выразительным, в нем должен ощущаться импульс постоянного изменения, движения, динамики. В застывшем мгновении кадра это не всегда удается. Как сделать композицию динамичной рассматривается в теме "Динамичный кадр".
Шестая тема курса - "Целостность и завершенность кадра" посвящена основному закону композиции, который справедлив для всех жанров съемки.
Рекомендуемое фотооборудование
Для занятий на курсе Фотокомпозиция слушателям необходимо иметь цифровую камеру — зеркальную или компактную со сменной оптикой.
При выборе зеркального фотоаппарата вполне достаточно остановиться на одной из моделей начального уровня, например: CANON EOS 1100D, NIKON D3100, NIKON D5100.
Из компактных фотоаппаратов со сменной оптикой подойдет любой, дающий картинку с низким уровнем шума и хорошей детализацией. Важно, чтобы в камере присутствовал режим съемки в RAW-формате.
Компакты с несменной оптикой для занятий в школе не подходят. Исключение составляют лишь модели с матрицей большого размера (некоторые модели Sony, Fuji, Sigma).
Также для занятий желателен штатив для съемки некоторых заданий с длинной выдержкой. Накамерная вспышка необязательна, хотя ее наличие может облегчить выполнение заданий.
Курс набирается два раза в год – в первом и во втором семестрах.