Учебный план образовательной программы
«Общий курс медиации»
Первый модуль. "Введение в медиацию"
Тема 1.1. Законодательство Республики Казахстан по медиации. Интеграция медиации в правовую систему Казахстана.
Основы регулирования медиативной деятельности в Республике Казахстан. Законодательство Республики Казахстан о медиации. Этапы становления и перспективы развития института медиации в Республике Казахстан.
Тема 1.2. Альтернативное разрешение споров: понятие, виды.
Понятие, предмет и система альтернативного разрешения споров. Принципы альтернативного разрешения споров. Методы (формы) альтернативного разрешения споров: разнообразие и краткая характеристика. Преимущества и недостатки альтернативного разрешения споров. Судебная система и альтернативное разрешение споров. Введение в гражданское процессуальное и арбитражное процессуальное право. Общая характеристика примирительных процедур в гражданском и арбитражном процессах.
Тема 1.3. Медиация как альтернативный метод разрешения споров
История медиации как метода альтернативного разрешения споров. Понятие медиации. Посредничество и медиация. Соотношение понятий "конфликт", "конфликтология" и "медиация". Основные принципы медиации. Различные подходы в медиации. Преимущества и недостатки по отношению к другим альтернативным способам разрешения споров.
Тема 1.4. Медиация как междисциплинарная область
Медиация и юриспруденция. Основы гражданского законодательства. Медиация и психология. Медиация и психолингвистика. Медиация и другие области человеческой деятельности. Философия метода. Медиация и доступ к правосудию.
Тема 1.5. Принципы медиации
Принципы в медиации. Конфиденциальность. Добровольность. Нейтральность и беспристрастность третьей стороны. Ответственность сторон за принятие решений. Открытость ("прозрачность"). Равноправие сторон.
Практические занятия
Упражнения и деловые игры.
Тема 1.6. Медиатор и процедура медиации
Требования, предъявляемые к медиатору. Медиатор как профессионал и как личность. Роль медиатора в процедуре медиации. Функции медиатора в процессе медиации. Профессиональная этика медиаторов. Организация работы медиатора. Различные школы и подходы в медиации. Понимающий подход.
Тема 1.7. Инструменты медиации
Факторы, влияющие на успешность процедуры медиации. Инструменты медиации, их виды и значение. Целесообразность применения отдельных инструментов в процедуре медиации.
Второй модуль "Медиативный подход"
Тема 2.1. Восприятие и коммуникация в медиации
Лекционное занятие – 1 час.
Практическое занятие – 2 часа
Субъективная картина мира. Восприятие. Фильтры восприятия. Роль установок. Коммуникация в ходе медиативной беседы. Специальные методы работы в медиативном пространстве с эмоциональной составляющей конфликта.
Тема 2.2. Информация в медиации
Значение информации в медиации. Цели и способы передачи информации. Уровни информации в медиации. Возможности позитивной коммуникации. Способы объективизации фактов. Вопросы как способ получения и прояснения информации. Невербальное общение в медиации. Систематизация полученного материала.
Тема 2.3. Взаимодействие картин мира в процессе медиации
Фильтры восприятия. Индивидуальная и общая реальности. Искажение реальности. Влияние внутренней установки на картину мира.
Тема 2.4. Работа с интересами сторон
Понятие "центральной" проблемы. Позиционное мышление. Иерархии потребностей.
Тема 2.5. Особенности и технология переговорного процесса в медиации
Понятие и структура переговоров. Основания и условия эффективности переговорного процесса. Контексты и «переговорная история» взаимодействия сторон. Оформление переговорных позиций и выявление интересов сторон в переговорах. Техники работы с интересами сторон: стратификация и приоритеты. Стратегии и тактики переговоров. Способы интеграции интересов сторон в переговорах. Аргументация и риторика в переговорном процессе. Организация и стадии переговорного процесса. Проектирование, подготовка и ведение переговоров. Техники и тактики управления переговорным процессом: конкуренция и кооперация в переговорном процессе. Проектирование постпереговорных отношений сторон. Требования к оформлению результатов переговоров. Психологические компетентности в переговорах.
Тема 2.6. Конфликт: понятие и классификации
Понятие и функции конфликта. Правовой конфликт. Структура конфликта. Классификации конфликтов.
Тема 2.7. Работа с возражениями в медиации
Возможности типологического подхода к личности в медиации. "Молчащий клиент". "Трудный клиент". Клиент "нет". Лингвистические способы работы с возражениями.
Третий модуль "Медиация как процедура"
Тема 3.1. Подготовка к процедуре медиации
Обращение сторон к медиатору или организации, обеспечивающей проведение процедуры медиации. Выбор медиатора. Критерии возможности рассмотрения спора с помощью процедуры медиации. Определение возможности урегулирования данного спора сторон с помощью процедуры медиации. Правила проведения процедуры медиации. Заключение соглашения о проведении процедуры медиации.
Тема 3.2. Привлечение представителей сторон, экспертов и других лиц к участию в процедуре медиации
Участие в медиации представителей сторон и их статус. Определение необходимости участия в процедуре медиации психологов, юристов, экспертов и т.д. и их статус.
Тема 3.3. Процедура медиации. Правила проведения процедуры медиации.
Процедура медиации и ее фазы. Значение фаз в медиации. Подходы специалистов к определению количества и значения фаз медиации.
Первая фаза медиации. Цели и задачи первой фазы медиации.
Вторая фаза медиации. Цели и задачи второй фазы медиации.
Третья фаза медиации. Цели и задачи третьей фазы медиации.
Четвертая фаза медиации. Цели и задачи четвертой фазы медиации.
Пятая фаза медиации. Цели и задачи пятой фазы медиации. Формулирование договоренности/соглашения. Предупреждение неисполнения договоренностей и выработка механизмов преодоления трудностей в процессе осуществления решений, отраженных в медиативном соглашении. Подписание медиативного соглашения. Реализация договоренностей, контроль за их исполнением.
Тема 3.4. Результат процедуры медиации
Критерии оценки результата процедуры медиации. Завершение медиации (когда прекращается процедура медиации). Соглашение сторон об урегулировании спора и его соотношение с мировым соглашением и судебным решением. Правовая природа соглашения об урегулировании спора. Исполнение соглашения об урегулировании спора (медиативного соглашения). Утверждение медиативного соглашения об урегулировании спора судом.
Практические занятия
Составление примерного соглашения об урегулировании спора с помощью процедуры медиации в малых группах. Перекрестная проверка группами соглашений (тестирование соглашений на возможность исполнения).
Подготовка эссе о возможности применения медиации при разрешении конкретного спора.
Тема 3.5. Зарубежный опыт медиации
Медиация по-американски. Европейские процедуры медиации. Развитие медиации в странах СНГ. Медиативные процедуры в правовой системе Китая.
Тема 3.6. Продвижение медиации и этические нормы в медиации
Предпосылки и препятствия для формирования института медиации в Казахстане. Правовое регулирование медиации в Казахстане и в зарубежных странах. Казахстанская практика медиации. Деятельность по продвижению медиации. Реклама медиации. Европейский кодекс поведения для медиаторов. Ответственность медиатора. Репутация медиатора.
Тема 3.7. Особенности разрешения споров (конфликтов) возникающих из уголовных преступлений небольшой и средней степени тяжести с помощью медиации
Медиация при разрешении уголовных конфликтов. Следственная медиация, судебная медиация.