Лица, успешно завершившие курс подготовки тренеров медиаторов, имеют право заниматься просветительской деятельностью и преподаванием в области медиации и вести:
-
просветительские лекции и семинары по медиации и медиативному подходу
-
ознакомительные курсы по медиации и медиативному подходу (до 72 час.) в ВУЗах и других образовательных учреждениях
-
краткосрочные курсы (до 72 час.) для различных профессиональных групп
-
преподавательскую деятельность по программе «Медиация. Базовый курс» (продолжительность 120 час.)
Содержание курса:
Первый модуль «Основы обучения медиации»
Тема 1. Программа обучения: структура и цели
Структура программы обучения медиаторов. Цели и задачи обучения. Специфика работы тренера, обучающего медиации. Медиация и конфликтология: общее и различие в подходах к конфликту.
Тема 2. Методика обучения медиации
Методические разработки программы. Специфика учебного процесса. Области обучения: знания, навыки, установки. Роль игры в обучении.
Тема 3. Мотивационная составляющая обучения
Уровень и направленность внутренней мотивации слушателей курса. Мотивации тренера, обучающего медиации.
Тема 4. Дуализм навыков и компетенций
Медиатор и преподаватель, обучающий слушателей медиации. Медиативный подход в работе тренера-медиатора. Зоны ответственности.
Второй модуль «Работа с группой при обучении медиации»
Тема 1. Группа как развивающаяся система: статический и динамический подходы
Психологические теории развития группы. Группа - преимущества и недостатки групповой деятельности в обучении медиации.
Тема 2. Динамика групповой работы
Понятие динамики группы. Стадии развития группы. Роли в процессе совместной работы. Роли в группе: сложившиеся шаблоны и реальность. Управление ролевой структурой группы.
Формирование подгрупп и их влияние на ход тренинга.
Тема 3. Организация взаимодействия в группе
Ролевая и проективная игра, упражнения, групповые обсуждения: руководство процессом. Ситуативная диагностика факторов групповой динамики. Взаимодействие с «проблемными» людьми в процессе тренинга.
Тема 4. Средства создания и поддержания рабочей атмосферы в группе
Критерии формирования пар, троек, малых групп, подбор активных участников для упражнений. Навык наблюдения: способы диагностики состояния участников. Способы регуляции группового напряжения (конфликты, сопротивление, агрессия).
Третий модуль «Игровое взаимодействие при обучении медиации»
Тема 1. Формы и методы работы с группой
Модерация, деловая (ролевая) игра, мозговой штурм, групповая дискуссия, лекция, проверочная работа, ролинг и др. Содержательная и личностная работа. Техники креативности.
Тема 2. Ролевая игра как метод обучения
Принципы проведения ролевой игры. Способы проведения ролевой игры. Ролевая игра и формирования навыков. Способы экологического завершения ролевой игры.
Тема 3. Упражнение как метод обучения
Принципы проведения упражнений. Подбор упражнений для тренинга и занятий. Цели упражнений. Создание инструкций для упражнений. Проведение обратной связи по итогам упражнений.
Тема 4. Направленная дискуссия как метод обучения
Принципы проведения направленной дискуссии. Проблемное обучение. Ведение диалога. Позитивная коммуникация.
Тема 5. Многоаспектность мозгового штурма
Мозговой штурм как техника креативности. Роль мозгового штурма в процедуре медиации. Роль мозгового штурма в обучении методу школьной медиации. Принципы проведения мозгового штурма. Обработка результатов мозгового штурма и проведение обратной связи.
Четвертый модуль «Индивидуальная работа тренера медиации»
Тема 1. Речевое и неречевое (вербальное и невербальное) общение
Ораторские навыки. Принципы ведения беседы. Неречевое общение: язык тела, мимика, жесты. «Дизайн» процесса.
Тема 2. Работа с чувствами и эмоциями в медиации
Сущность наших чувств и эмоций. Уровни информации. Психо-эмоциональные состояния.
Тема 3. Работа с целями в медиации
Делегирование ответственности. Ранжирование целей. Подбор технологий в рамках конкретной цели.
Тема 4. Разработка индивидуального стиля тренера-медиатора на практических примерах
Значение индивидуального стиля тренера. Развитие собственной креативности тренера. Работа с содержанием тренинга. Психологический имидж тренера. Алгоритмы освоения меняющихся ситуаций. Расстановка приоритетов целей тренера.
Тема 5. Супервизия тренерской работы
Основы супервизии. Принципы супервизии. Значение супервизии.