I этап (294 ак. часа)
1. Семинар-тренинг. Введение в психологическое консультирование
Два семинара-тренинга нацелены на рассмотрение процесса психологического консультирования, его этапов, оценки эффективности, формирование профессиональной позиции, овладение навыками консультанта: построение и поддержание контакта, исследование запроса клиента; прояснение различий между проблемой и ситуацией, раскрытие понятия психологический диагноз, значение контракта в процессе консультирования, возможности его изменения.
2. Семинар-тренинг. Основы кризисной психологической помощи
1-й семинар-тренинг направлен на развитие навыков консультирования в кризисных состояниях; рассмотрение понятия кризис, его характерных особенностей, возможностей кризисной интервенции; понимание суицида как способа совладания с кризисом.
2-й семинар-тренинг ориентирован на развитие навыков психологического консультирования в ситуациях утраты: обращение к гореванию как процессу проживания утраты, имеющему определенные стадии; возможности помощи детям, переживающим утрату.
3. Семинар-тренинг. Присутствие, идентификация, самоидентификация
Направлен на развитие навыков присутствия в процессе психологического консультирования. Семинар ориентирован на исследование механизмов, идентификации, отождествления, разотождествления; развитие навыков самоисследования, осознавания и присутствия – как способности отражать и различать внутренние отклики на то, что происходит в процессе консультирования.
4. Семинар-тренинг. Тактики, границы, ответственность консультирования
Дает возможность освоить навыки построения тактики психотерапевтического консультирования с учетом индивидуальных особенностей и предпочтений специалиста.
5. Интегративный семинар
Направлен на подведение итогов первого года обучения по программе, осмысление собственных достижений и трудностей в освоении навыков психологического и психотерапевтического консультирования. Формирование целей на второй год. Также в семинаре уделяется внимание групповым процессам. Участники группы получают обратную связь от преподавателей.
6. Тюторские группы
7. Самостоятельная работа
Состоит из двух частей: 1-я часть – чтение литературы по рекомендованному списку; 2-я часть эссе о самоисследовании в рамках тем семинаров-тренингов, в течение всего года. Подготовленные работы высылаются через интернет.
8. Работа в малых группах
Между сессиями студенты встречаются в малых группах по 3-4 человека для отработки навыков (задание будет даваться преподавателями после каждой сессии) и с последующим написанием отчетов.
II этап (210 ак. часов)
1. Семинар-тренинг. Супервизия как метод профессиональной взаимопомощи
Направлен на знакомство с многообразием видов и форм супервизии, освоение практических приемов супервизорской помощи, освоение способов анализа собственного индивидуального стиля психотерапевтического консультирования и методам профилактики профессионального выгорания.
2. Семинар-тренинг. Психопатология
Направлен на формирование профессиональной позиции в процессе психотерапевтического консультирования лиц с психическими расстройствами; сопоставление медицинских и психологических подходов в оказании помощи.
3. Семинар-тренинг. Пространство внутренних отношений в психотерапевтическом пространстве
Направлен на исследование особенностей внутренних отношений консультанта и клиента как участников психотерапевтического консультативного процесса, их проявления и влияния на терапевтическое взаимодействие. В рамках семинара-тренинга будет введено понятие субличности; участники получат собственный опыт исследования своих субличностей.
4. Семинар-тренинг. Работа с сопротивлением
Формирует профессиональное отношение к сопротивлению, помогает понять природу сопротивления и видеть в нем «помогающее противостояние».
5. Семинар-тренинг. Детско-родительский опыт в системе отношений
Этот семинар предоставляет возможность обратиться к личному опыту отношений со своими родителями, познакомиться с тем, как этот опыт проявляется сегодня в частной жизни и в профессии. Участники семинара смогут исследовать ресурсные аспекты этого опыта, потренировать возможности его использования в практике психологического консультирования.
6. Семинар-тренинг. Психотерапевтический процесс
Адресует участников к исследованию психотерапевтического взаимодействия как целостного процесса. Участие в данном семинаре позволит специалистам интегрировать практические навыки и теоретические представления и усилить свою профессиональную идентичность.
7. Тюторские группы
8. Супервизорские группы
9. Самостоятельная работа
Самостоятельная работа состоит из 2-х частей: 1-я часть - чтение литературы по рекомендованному списку; 2-я часть – выпускная работа (реферат). Подготовленные работы высылаются через интернет. 50 ак. часов
По окончанию обучения выдается Диплом о профессиональной переподготовке в области психологического и психотерапевтического консультирования. Диплом выдается на основании Государственной лицензии.