У вас уже есть заявка на текущий период.
Если вы хотите, чтобы данная программа участвовала в розыгрыше гранта в этом месяце, необходимо добавить ее в папку "Интересные мероприятия".
Или создайте заявку на другой период.
01.10.2017 - Уточните расписание у организатора. Возможно он не успел обновить расписание.
Форма обучения:
Очно-заочная
Вид мероприятия:
Программа переподготовки
Тип мероприятия:
Открытые
Целевая аудитория
Программа предназначена для лиц не моложе 28 лет с высшим психологическим или медицинским образованием, имеющих клиническую психотерапевтическую практику в любой парадигме не менее 1,5 лет.
Преподаватель
Шипилова В.Н.- психоаналитический супружеский психотерапевт, преподаватель ИППиП, член Секции ППСП ОПП и Секции индивидуальной психоаналитической психотерапии ОПП, Москва, разработчик и преподаватель Вводного и Супружеского блоков программы.
Анонс программы
Программа нацелена на повышение профессиональных компетенций клинических психологов/психотерапевтов и дает достаточную основу для начала психоаналитической практики супружеско-семейной психотерапии. Она откроет новые личные и профессиональные возможности и позволит интегрироваться в профессиональное сообщество психоаналитических психотерапевтов.
Описание программы
Вводный блок (100 аудиторных часов).
Введение в психоанализ. История психоанализа/психоаналитической терапии, п/а терапии пар и семей в мире и России. Основные психоаналитические преконцепции (бессознательное, сопротивление, перенос-контрперенос, работа сновидения). Современный психоанализ: обзор психоаналитических школ и основных концепций, на которые опираются эти школы. Применение п/а концепций в п/а терапии индивидума, пары, семьи.
Цели, условия и процесс терапии.
Формирование пары «терапевт-пациент». Что и как изменяется? Симптом, конфликт, дефицит, неизменяемые факторы. Принципы психоаналитической психотерапии: конфиденциальность, нейтральность, абстинентность.
Сеттинг - правила и ограничения. Этапы терапевтической работы
Технические методы психоаналитической психотерапии.
Свободные ассоциации. Экспрессивные и поддерживающие виды интервенций. Слушание. Понимание. Конфронтация. Отзеркаливание. ...
Подробнее о программе
Вводный блок (100 аудиторных часов).
Введение в психоанализ. История психоанализа/психоаналитической терапии, п/а терапии пар и семей в мире и России. Основные психоаналитические преконцепции (бессознательное, сопротивление, перенос-контрперенос, работа сновидения). Современный психоанализ: обзор психоаналитических школ и основных концепций, на которые опираются эти школы. Применение п/а концепций в п/а терапии индивидума, пары, семьи.
Цели, условия и процесс терапии.
Формирование пары «терапевт-пациент». Что и как изменяется? Симптом, конфликт, дефицит, неизменяемые факторы. Принципы психоаналитической психотерапии: конфиденциальность, нейтральность, абстинентность.
Сеттинг - правила и ограничения. Этапы терапевтической работы
Технические методы психоаналитической психотерапии.
Свободные ассоциации. Экспрессивные и поддерживающие виды интервенций. Слушание. Понимание. Конфронтация. Отзеркаливание. Контейнирование. Холдинг.
Индивидуальная психоаналитическая психодиагностика. Основные теории развития.
Понимание различий между проблемами, связанными с конфликтом и задержкой развития. Теории развития Фрейда, М.Кляйн, М. Балинта, Д. Винникотта, М.Малер. Особенности развития в структуре личности. Оценка стиля привязанности.
Оценка защит. Клиническое применение результатов оценки. Долгосрочные и краткосрочные результаты. Последовательное изучение защит и их вскрытие.
Оценка аффектов. Что такое аффект. Аффект в переносе и контрпереносе. Аффективные состояния и психопатология.Защитная функция аффектов. Стыд и/или вина.
Оценка идентификаций. Идентификация, интроекция, интерсубъективное влияние. Понимание идентификаций на основе трансферентных реакций. Клиническое применение результатов оценки идентификаций. Работа с контридентификацией.
Оценка паттернов отношений. Темы отношений в переносе. Паттерны отношений, отсутствующие в переносе. Темы отношений вне терапии. Влияние паттернов отношений на долгосрочную и краткосрочную терапию.
Оценка патогенных убеждений. Происхождение и функция патогенных убеждений. Клиническое применение результатов оценки патогенных убеждений.
Структурное интревью О. Кернберга. Структурный диагноз. Психические структуры и личностная организация. Типы личностной организации – невротический, пограничный, психотический. 1. Степени интеграции идентичности. 2. Типы его привычных защитных операций. 3. Способность к тестированию реальности.
Структурные характеристики пограничной личностной организации - в
Сравнении с невротической и психотической.
Структурное интервью. Фазы интервью и их особенности для разных уровней личностного организации.
Проблема классификации личностных расстройств.
Модульно-Трансформационный Подход в психоанализе. Мотивационные системы и взаимодействие между ними: система привязанности, само- и гетеросохранения, нарциссическая, психобиологической регуляции, сексуально-чувственная. Первичное интервью с точки зрения МТП. Признаки хорошего прогноза для лечения .
Диагностические измерения: Мотивационные системы, Интерсубъективные отношения, Защиты: защиты сокрытия, преобразования, межличностные, Отношение субъекта с самим собой, Репрезентации себя с точек зрения разных мотивационных систем, Организация желаний, Отношения с Супер-Эго, Отношения с собственным телом, Ресурсы Я.
Супружеский блок (128 аудиторных часов).
Профессиональная этика работы с супружескими парами и семьями.
Введение. Этические нормы, стандарты и практика психотерапевта на основе принципов этики. Существующие на данный момент этические руководства (основа – этический кодекс ОПП, кодексы других терапевтических сообществ). Взаимоотношения этических принципов сообщества и законодательства. Этические принципы и культура.
Основные этические принципы, которыми руководствуются психоаналитические психотерапевты.
Процедурные вопросы и взаимодействие с этическим комитетом в случае этического нарушения.
Перспективы развития психоаналитической парной и семейной психотерапии и этика. Разные парадигмы при подходе к этическим дилеммам.
Первичная психодиагностика пары и ее членов . Первичное интервью с парой и диагностические сессии. Уровень психологического развития членов пары их психические защиты и психодинамические проблемы. Уровень функционирования пары в целом и соответствующая специфика парной п/а терапии. Типичные паттерны и конфликты супружеского взаимодействия. Этапы терапевтической работы: 1. Первичное интервью с парой и несколько диагностических сессий. Заключение и содержание терапевтического контракта. 2. Процесс (паттерн-конфликт-симптом-изменения-проработка), 3.завершение.
Детство, Сексуальность и психоаналитические Теории Развития в приложении к п/а терапии супружеских пар. Две магистральные линии понимания детского развития и сексуальности: теория влечений Фрейда и теория объектных отношений.
Школа теории объектных отношений (ТОО) в психоаналитической психотерапии пар. Ключевые понятия ТОО в работе с парами: Бессознательная фантазия, Параноидно-шизоидная и депрессивная позиции, Проективная идентификация (Кляйн), Контейнер/контейнирование (Бион), Пара/психосоматическое партнерство «мать-младенец», Переходные Пространство и Объект (Винникот). Эндопсихическая структура личности Фейрберна. Возбуждающий и отвергающий объекты. Динамика взаимодействия Центрального Я, Либидинозного Я и Антилибидинозного Я. Множественные переносы. Сексуальность в паре с позиции ТОО.
Сравнительный анализ трех теоретических концепций в приложении к терапии супружеских пар: Теории влечения Фрейда, Теории раннего развития Мелани Кляйн и ТОО (Фейрберн и другие).
Проективная /интроективная идентификация в терапии пар.
Множественные переносы членов пары друг на друга. Построение карты множественных переносов членов пары (практические семинары на клиническом материале студентов)
Техника работы с супружескими парами и Специальные темы. Диагностика супружеских проблем (Генри Дикс). Модели лечения супружеских пар- с точки зрения самости и интерсубъективности (Кеннет Райш) и теории объектных отношений (Генри Дикс, Дэвид Шарфф ). Работа с переносом-контрпереносом в супружеской терапии. Психодинамическое значение и роль сексуальности в общей картине супружеских проблем. Сексуальные перверсии. Психодинамика супружеской измены. Ранняя психическая травма в индивидуальных историях членов пары, ее влияние на динамику супружества.
Курс практических семинаров «Динамика и сиптоматология супружеских отношений: вклад Генри Дикса». Примечание: последовательно включается для закрепления изученных тем Супружеского блока.
Выбор партнера по браку. Значение конфликта между сознательными ожиданиями и глубинными потребностями. Супружеские отношения с точки зрения теории объектных отношений Р. Фэйрберна. Брак по типу сговора и границы Эго. Распад взаимной идеализации в браке. Система сговора в диаде: объектные отношения мужа и жены. Роль козла отпущения, расщепление и проективная идентификация.Симптоматология брака: конфликты доминирования/подчинения; сексуальная дисфункция; садомазохизм; сексуальное отыгрывание; супружеская измена: мягкая форма (измена по сговору) и злокачественная. Мертвый брак.Индивидуальные интервью супругов и совместное интервью пары в качестве диагностического инструмента. Цели супружеской терапии в сравнении с индивидуальной терапией. Отдельная терапия для каждого партнёра Супружеская терапия с ко-терапевтом. Краткосрочная супружеская терапия.
Примечание: в случае приема в Программу слушателей со стартовым юнгианским образованием будет добавлен тематический блок:
Обзор основных юнгианских концепций в работе с супружескими парами: Юнг о браке. Анима/анимус и теория объектных отношений. Архетипы в браке (паре). Индивидуация в браке (паре). Работа с образами и сновидениями
Детский блок (100 аудиторных часов).
Часть 1: Концепции развития личности в детстве (аудит.20 часов)
Концепция линий развития Анны Фрейд
Готовность ребенка к восприятию различного жизненного опыта. Понимание возможностей ребенка при решении различных жизненных задач. Поэтапное формирование навыков. Концепция линий развития. Неравномерность развития ребенка. Рассмотрение отдельных линий развития. Соотношение линий развития.
Концепция отделения-индивидуации Маргарет Малер
Возникновение объектных отношений в первые три года жизни. Идея и отказ от идеи фазы «нормального аутизма». Фаза «нормального симбиоза». Этапы развития с точки зрения процесса отделения –индивидуации. Фазы дифференциации, практики, воссоединения (раппрошемента) и формирования постоянства объекта.
Концепции достаточно хорошей матери и первичной материнской поглощенности Дональда Винникота
Понятие «держания». Расширяющийся круг держащего окружения – мать, семья, школа, социум. Антисоциальное поведение как просьба о помощи – о хорошем держании. Ложное «я». Понятие «достаточно хорошей матери». Состояние первичной материнской поглощенности. Любовь и ненависть матери, ненависть аналитика. Переходный объект и переходное пространство.
Концепция привязанности. Джон Боулби.
Потребности младенца в защите и безопасности Психические стратегии распознавания опасности и формирование поведенческих паттернов как ответные реакции. Формирование различных типов привязанности (безопасного, опасного, амбивалентного). Ситуация с незнакомцем – экспериментальное диагностирование типа привязанности ребенка. Формирование адаптационных моделей поведения в зависимости от типа привязанности.
Концепция межличностного мира ребенка Д. Штерна
Развитие как серия взаимоперекрывающихся и взаимосвязанных этапов, постепенно усложняющихся. Основные чувства я: «чувство появляющегося я», чувство «ядерного я», чувство «субъективного я», чувство «вербального я». «Нарративное я».
Часть 2. Стадии развития личности ребенка (24 аудит.часа)
Младенчество. Представления о психологических особенностях детей раннего возраста с точки зрения классической и современной психоаналитической теории (З.Фрейд, А.Фрейд, М. Кляйн, Д. Винникотт и др.). Период раннего развития ребенка как оральная фаза. Психическая жизнь первых месяцев жизни ребенка как врожденный конфликт между инстинктами жизни и смерти (понятие параноидно-шизоидной и депрессивной позиции). Период младенчества с точки зрения теории объектных отношений.
Тоддлеры. Психологические особенности детей второго и третьего года жизни с точки зрения классической и современной психоаналитической теории (З.Фрейд, М. Малер и др.). Анальная фаза. Теория сепарации-индивидуации. Понятие «переходный объект».
Фаллическая фаза и эдипов конфликт. Инфантильная генитальная сексуальность. Преэдипальная или нарциссическая фаза. Фаллическо – эдипальная фаза. Стратегии решения эдипального конфликта у мальчиков и девочек.
Латентный возраст Основные характеристики латентной фазы развития. Особенности объектных отношений, фантазии, касающиеся происхождения ребенка.
Предподростковый возраст. Основные характеристики предподростковой фазы развития, возрастание давления либидинозного и агрессивного драйвов.
Подростковый возраст. Основные характеристики подростковой фазы развития. Вторичная индивидуация как основная задача подросткового возраста. Деидеализация родителей. Особенности психотерапии с подростками.
Часть 3. Психопатология детского развития (36аудит.часов).
Психоаналитическая диагностика психических расстройств у детей.
Понятие нормы и патологии. Нарушение развития. Типы конфликтов: внешний, внутренний, интернализованный, экстернализованный, невротический, доэдипальный, эдипальный. Нормальные, временные регрессии. Роль ближайшего окружения в нарушении развития. Регрессивные и прогрессивные тенденции психического развития ребёнка. Симптоматология детства: взгляд Анны Фрейд, современный взгляд на детские расстройства.
Депрессивные расстройства. Психоаналитические взгляды на депрессию детского возраста (З.Фрейд, А.Фрейд, Р.Шпиц, Дж. Боулби, М.Кляйн, Э.Бибринг, М.Малер). Психопатология депрессии в процессе развития.
Возрастные изменения депрессивных чувств и депрессивных расстройств. Защитные и адаптивные процессы при депрессии.
Объектные отношения при депрессии. Суицидальное поведение как способ выхода из кризисного состояния у предподростков и подростков.
Нарушения речи.Линия развития речи как часть концепции линий развития. Голос как элемент «держания». Роль Ш.Ференци в изучении ранних стадий языкового символизма. Идеи Эдит Буксбаум о необходимости коммуникации как организующем принципе «создания» языка. Классификация расстройств речи. Уровни речевого недоразвития. Нарушения звукопроизношения. Темповые нарушения. Заикание. Мутизм.
Фобический невроз. Происхождение страха. Сигнальная функция страха. Психоаналитическое понимание фобии как формы страха, связанной с определенными объектами или ситуациями. Современный взгляд на фобию: биологическая теория, теория травмы. Манифестное и бессознательное содержание фобии.
Условия возникновения детских фобий. Роль либидо в образовании детских фобий. Формирование фобий в доэдипальном возрасте. Возникновение фобий в эдипальном возрасте. Виды фобий. Современный взгляд на фибии.
Энурез, энкопрез. Первичный и вторичный энурез. Различные виды конфликтов, проявляющиеся через энурез. Делинквентная триада. Конфликты, проявляющиеся через энкопрез.
Нарушение поведения. Поведение- один из доступных для ребенка способов сообщить о личном опыте. Необходимость для ребенка адекватного и надежного контейнирования. Ненависть и ее связь с контейнированием. Нарушения поведения как ответ на нарушенные взаимоотношения в семье.
Пищевые расстройства. Формирование нормального самостоятельного питания. Линия развития от грудного вскармливания к рациональному питанию. Связь между объектными отношениями и едой. Связь между кормлением и оральным удовольствием. Взаимосвязь между едой и агрессивными инстинктами. Взаимосвязь между едой и анальными удовольствиями; между едой и определенными типичными фантазиями фаллической фазы. Формирование анорексии, булимии.
Посттравматические расстройства. Понятие «психическая травма». Изменение взглядов на травму в историческом контексте. Психоаналитический подход в работе с травмой. Влияние травмы на психологическое развитие ребенка. Работа в кризисной ситуации.
Психосоматические расстройства.
Краткий исторический обзор взглядов психоаналитиков на вопросы психосоматики: З. Фрейд, Ф. Александер, французский психоанализ. Оператуарное мышление. Отношение современного психоанализа к психосоматике. Возникновения соматического Я в рамках ранних отношений матери и ребенка.
Часть 4. Работа с родителями (20 аудит.часов)
Работа с семьей как важная часть психотерапевтического процесса с детьми разных возрастов. Понятие «семья», «родительство», «личность». Место работы с семьями, родителями в психоанализе и психоаналитической психотерапии детей и подростков. Семья, родители, ребенок – с точки зрения развития. Особенности взаимоотношений в семье, у родителей с детьми разных возрастов. Понятие «открытая» и «закрытая» системы семьи.
Работа с семьей с детьми разных возрастов на этапе диагностики. Первичное интервью с семьей, с родителями. Роль наблюдения в работе с семьей, с родителями детей и подростков. Истории членов семьи, как важный момент в общей психотерапевтической работе. Способность к сотрудничеству в семье. Причины возникновения сопротивлений у родителей и членов семьи. Понятие «психотерапевтический альянс».
Работа с семьей на этапе лечения детей разных возрастов. Роль работы с семьей, родителями детей и подростков на протяжении всей психотерапевтической работы. Болезни, отыгрывания, экстернализации, как способы справиться с аффектами в семьях. Сопротивления. Трудности и возможности психотерапевтической работы на этапе лечения детей разных возрастов в семьях. Стадии развития родительского самоощущения.
Работа с семьей на этапе завершения психотерапевтической работы с детьми разных возрастов. Реакции членов семьи на окончание психотерапевтической работы. Усиление тревог и способность с ними справляться. Способность выражать свои чувства в связи с окончанием – как важный элемент развития семьи. Способность горевать об утрате. О работе с семьями после завершения психотерапевтической работы: возможности и ограничения.
Работа с семьей без участия ребенка. Причины обращений семьи. Консультации членов семьи. Психотерапевтическая работы с ребенком через родителей. Рамки, условия, договоренности, ответственности. Возможности психотерапевтической работы и ее ограничения.
Семейный блок (128 аудиторных часов).
Первый год обучения (4 семинара, 16 аудиторных часов)
Фейрберн, Бион и Пишон-Ривьер (Пичон-Ривьере)
Семейная терапия с точки зрения теории объектных отношений (Литература: Д.Шарфф Теория объектных отношений в семейной терапии, части I, II,III, IY. Примечание: книга в переводе)
Второй год обучения (16 аудиторных часов):
Техника семейной терапии (Литература: обзор глав книги Д.Шарфф Теория объектных отношений в семейной терапии, посвященных определенным возрастам)
Маленькие дети в семейной терапии (включая развитие и игровые техники)
Подростки в семейной терапии: развитие и техники
Взрослые семьи в терапии: развитие и техники
Развод и повторный брак: воздействие на детей и семью в целом
Третий год обучения (96 аудиторных часов, из которых 1/2- групповые супервизии клинического материала студентов):
Семьи с болезнью членов семьи.
Семьи с потерей.
Семьи со злоупотреблением наркотиками.
Семьи с психозом.
Работа с зависимостью, аффективными расстройствами, психиатрическими болезнями в психоаналитической супружеской терапии.
Программа нацелена на повышение профессиональных компетенций клинических психологов и психотерапевтов и дает достаточную подготовку для начала практики по психоаналитической парной и семейной психотерапии.
Обучение ведётся в соответствии с международными образовательными стандартами в области психоаналитической парной и семейной психотерапии. Предусматривается трёхкомпонентная модель психоаналитического тренинга: теоретическая часть сочетается с супервизией клинической практики слушателей и личной терапией.
Программа соответствует требованиям к обучению для членства в Секции психаналитической парной и семейной психотерапии Общества психоаналитической психотерапии – группового ассоциированного члена Европейской федерации психоаналитической психотерапии.
Обучение ведется членами Общества психоаналитической психотерапии, Международной психоаналитической ассоциации и Санкт-Петербургского общества детского психоанализа.
Преимущества программы:
Данная международная программа имеет практическую направленность и возможность получить диплом международного образца. Преподавание Семейного блока программы ведется лично Дэвидом Э. Шарффом, председателем «Комитета по семейному и парному психоанализу» Международной Психоаналитической Ассоциации (IPA), экс-директором и председателем Совета директоров Международного института психотерапии (IPI, США). Программа разработана в соответствии с международными образовательными стандартами и дает надежный фундамент для эффективной психоаналитической практики с парами и семьями.
Условия поступления:
Необходимо отправить куратору программы заполненную анкету и пройти с ним предварительное собеседование. После чего пройти два интервью с преподавателями ИППиП.
По завершении обучения слушатели получат 2 документа и следующие возможности:
Диплом профессиональной переподготовки установленного образца выдается на основании:
Выполнения всех текущих норм учебного процесса (посещаемость не менее 2/3 объема занятий, успешная сдача промежуточных зачетов и экзаменов);
Сдачи завершающего теоретически-практического экзамена, включающего 2 приема супружеских пар за зеркалом.
Сертификат Международного Института психотерапии (IPI, США) выдается на основании успешной оценки теоретическо/практической успеваемости по Семейному блоку (оценивают американские преподаватели Семейного блока, а также российские преподаватели – члены Секции ППСП ОПП).
Сертификат квалификации Международного Института психотерапии (IPI, США) (по желанию) выдается на основании оценки профессиональной компетентности и выполнения требований IPI по прохождению личного анализа/психоаналитической психотерапии, по ведению случаев под супервизией преподавателей IPI и по защите случаев у преподавателей IPI.
Программа также является тренингом для членства в Секции ППСП ОПП, Москва. Слушатели имеют возможность интегрироваться в Секцию на этапе обучения в качестве кандидатов, а после завершения программы – в качестве ее членов в соответствии с критериями членства в Секции.
При желании продолжить обучение детскому психоанализу часы обучения в Детском блоке программы зачитываются Санкт-Петербургским обществом детского психоанализа как часть его теоретического тренинга при условии успешной сдачи промежуточного зачета и экзамена по Детскому блоку программы.
Рекомендовано прохождение необходимого объема личной психоаналитической психотерапии/психоанализа не менее 200 сессий с частотой не ниже 2-х раз в неделю с действительными членами ОПП, МПО (Московское психоаналитическое общество), IPA (Международная психоаналитическая ассоциация).
Объем и расписание: 3 учебных года, 6 семестров, или 1500 академических часов. Расписание занятий: в каждом семестре 19 занятий по 4 аудиторных часа, занятия проводятся 1 раз в неделю по пятницам или субботам, а также периодически 2 раза в неделю в пятницу и субботу. Время начала занятий – 16:00 (московское время)
Стоимость обучения:
86 400 руб. за семестр,
полная стоимость за весь период обучения - 518 400 руб.,
при единовременной оплате стоимости обучения за 1 учебный год предоставляется скидка 10% - 155 520 руб.