Модуль 1-2
Психологические причины перинатальных проблем.
-
Наука Перинатология. Истоки возникновения перинатальной психологии в России и за рубежом. Биопсихосоциальный подход. Диада "Мать-Дитя" как основной фокус внимания перинатальной психологии.
-
Системное видение. Уровни влияния на диаду "Мать-Дитя":
-
Основные психологические причины перинатальных проблем. Диагностика и терапевтические интервенции каждого уровня.
-
Новые репродуктивные технологии и место психолога в работе с ними. ЭКО, Икси, донорство, суррогатное материнство.
Модуль 3-4
Беременность и роды.
-
Пренатальный период как кризис. Психофизиологические изменения беременной женщины. Задачи каждого триместра. Стили переживания беременности и методы их диагностики.
-
Основные вехи психофизиологического развития пренейта. Новая парадигма. Первичная картина мира. Влияние пренатального опыта на постнатальную жизнь. Перинатальные матрицы Гроффа.
-
Основные направления работы с пренатальными травмами.
-
Психофизиология родов. Основные родовые сценарии. Партнерские роды. Показания и противопоказания.
-
Различные школы подготовки семьи к рождению ребенка в России и за рубежом. Основные направления работы перинатального психолога с семьей, ожидающий ребенка.
Модуль 5
Работа с перинатальными потерями.
-
Психологическая помощь при переживании горя. Понятие перинатальной потери. Особенности установления контакта с индивидуальным клиентом, парой, семьей, обратившимися за помощью.
-
Основные стратегии работы при различных ситуациях перинатальной потери: выкидыши, аборты, прерывание беременности, мертворожденные дети, утрата ребенка в раннем возрасте , реакция на бесплодие, внематочную беременность, неудачное ЭКО и другие.
-
Динамика неосложенного течения проживания перинатальной утраты . Стратегия и специфика работы на каждом этапе горевания.
-
Диагностика осложненного проживания перинатальной утраты. Травматические реакции при перинатальной утрате.
-
Основные принципы терапии "Somatic experiencing" Питера Левина и их применение в психотерапии перинатальных потерь.
-
Исключенные и непринятые перинатальные потери и их влияние на семейную систему и последующие поколения. Феномены горевания: "депрессивные реакции горя", "синдром замещения ребенка", "смерть от горя".
-
Применение ритуалов в психотерапевтической работе.
Модуль 6-7
Диада "Мать-Дитя" от рождения до 3-х лет.
-
Рождение - разделение и привязанность. Ранний постнатальный период. Ведущие потребности новорожденного и способы их удовлетворения. Ребенок как участник общения. Основные вехи развития.
-
Теория привязанности Джона Боулби. Бондинг и Холдинг.
-
Стадии развития привязанности и ее типы. Основные виды нарушения привязанности.
-
Психологическая Депривация. Причины и последствия.
-
Основные направления терапии отношений привязанности в диаде "Мать-Дитя"
-
Семейная система в ожидании ребенка. Необратимые изменения и способы "Оптимизации".
-
Появление сиблинговых позиций и их характеристики.
-
Роль Мужчины-Отца в психофизиологическом развитии ребенка
-
Влияние старшего поколения или какие бывают Бабушки.
Особенностью данной программы является системный, интегративный подход к заявленным темам, объединяющий теоретические и практические идеи различных направлений психотерапии. Одной из основных задач, решаемых в процессе обучения, является так же овладение конкретными навыками практической работы.
Методологическая база
Методологической базой и наполнением программы по Перинатальной психологии и психотерапии являются следующие направления:
1. Биопсихосоциальный подход российской (советской) школы Перинатальной психологии. Его основатели и основные разработчики - Г.Г.Филиппова и И.В.Добряков. В программе изучаются их основные открытия и разработки. В первую очередь - теория материнского онтогенеза Г.Г. Филипповой.
2. Системная семейная интегративная терапия (знакомство со стратегическим, структурным, трансгенерационным и эмпирическим подходами с точки зрения работы с репродуктивными проблемами клиентов). Смысл и функция симптома (рассмотрение диагнозов бесплодие и невынашивание как системных симптомов). Динамика семейной системы в перинатальный период. Возникновение и описание сиблинговых позиций. Работа с генограммой. Мифы семейной системы и техника "деконструкции мифа". Теория дифференциации М.Боуэна. Законы семейной системы Б.Хэллингера.
3. Процесс-оориентированный подход А.Минделла. Понятие глубинной демократии, первичного и вторичного процессов, способы работы с внутриличностными конфликтами.
4. Идеи психосинтеза и системной семейной терапии субличностей Р.Шварца. Устройство внутриличностной системы, основные законы ее функционирования и взаимодействия. Работа с "изгнанниками".
5. Психоанализ. Теория обьектных отношений, Теория привязанности Джона Боулби и Мари Эйнсуорт. Перинатальные матрицы С.Гроффа.
6. Идеи акушеров новаторов М.Одена, Д.Дик-Рида, Ф.Лебуаера.
7. Телесно-ориентированная терапия. Идеи биосинтеза Девида Боаделлы, его концепция моторных полей. Структуры работы с различными перинатальными периодами.
8. Травмотерапия. Метод "somatic experiencing" Питера Левина, работа с травмированными детскими частями методами схематерапии (рескриптинг) Джефри Янга;
Кому адресован этот курс
Данная программа в первую очередь адресована специалистам – практикующим или только начинающим свою практику психологам и психотерапевтам, работающим в индивидуальном или семейном консультировании, и часто сталкивающимся с огромным влиянием самого раннего опыта на состояния, симптоматику и динамики своих клиентов.
Так же программа будет важна перинатальным психологам, врачам акушерам-гинекологам, неонатологам, педагогам раннего развития, работающим с семьями, планирующими беременность, беременными женщинами и членами их семей, семьями с маленькими детьми, а также с клиентами, имеющими в анамнезе ряд проблем репродуктивной сферы (таких как не вынашивание и бесплодие).
А еще в эту программу мы ждем обычных людей, мужчин и женщин, желающих на себе прочувствовать термин "сознательное родительство" и, когда придет время, вступить на этот путь более осознанно!
Что вы получите в результате обучения
-
Познакомитесь с интегративной моделью, показывающей все возможные системные уровни возникновения психологических и психосоматических проблем и рассмотрите ее с точки зрения проявления различных репродуктивных симптомов.
-
Научитесь строить конкретные гипотезы о причинах перинатальных проблем у клиентов, диагностировать проблемный уровень и предпринимать терапевтические интервенции по его нормализации.
-
Узнаете об основных этапах внутриутробного существования ребенка и основных задачах женщины в каждый из триместров беременности. Увидите, как меняются отношения в супружеской паре в этот значимый для всех участников момент, поймёте, почему именно так происходит.
-
Сможете разработать конкретные практические рекомендации для семьи, планирующей или уже ожидающей ребенка, направленные на профилактику различных семейных дисфункций.
-
Соприкоснетесь со своим собственным опытом перинатального периода, сделаете его более глубоким и осознанным. Сможете проанализировать и осознать его значение и влияние на дальнейшую жизнь. Попробуете делать определенные вещи в своей жизни "по-другому".
-
Познакомитесь с основными потребностями новорожденного ребенка и способами их удовлетворения. Разберёте на основании чего выстраивается надежная безопасная привязанность в человеческой жизни и как можно ее корректировать в более позднем возрасте.
-
Получите конкретные инструменты для работы с перинатальными травмами.
-
Соприкоснетесь с Чудом Жизни!
Формат программы
Онлайн формат, включающий теоретическую часть, демонстрационные сессии, заочные супервизии, многочисленные практические упражнения в различных ролях (клиент, терапевт, наблюдатель), обращение к собственному перинатальному опыту.
Итоговые документы:
Удостоверение о повышении квалификации МИПОПП 150 ак.часов
или
Диплом о профессиональной переподготовке по психологии с присвоением квалификации "Психолог-консультант" со специализацией по перинатальной психологии выдается после прохождения всех модулей программы и дополнительного онлайн спец-курса по общепсихологической подготовке и психосоматике.