Режим занятий: два раза в неделю по три часа.
Программа:
1. Введение в психоанализ. Психоаналитическая метапсихология.
-
Цель и метод психоанализа. Психоанализ как наука, направление в философии, метод в психотерапии.
-
Психоаналитическая метапсихология: между рациональной субъективностью в клинике и гипотетической объективизацией в теории.
2. Теория психического аппарата З.Фрейда.
-
Первая топика З.Фрейда - «Топографическая модель психического аппарата» (1899-1900гг)
-
Вторая топика З.Фрейда «Структурная модель психического аппарата» (1919-1920гг.).
- Экономическая, динамическая, генетическая модель психического аппарата (1920-1937гг.).
3. Психоаналитические теории развития.
-
Прегенитальные стадии психосексуального развития: оральная, анальная, фаллическая (уретральная)
-
Эдипова (генитальная) фаза психосексуального развития.
-
Фаза психосексуальной латентности.
- Пубертатный (подростковый) кризис.
4.История и теория психоанализа.
-
Научная биография и эволюция идей З.Фрейда (1856-1939гг): неврологический, психиатрический и психологические этапы.
-
Эволюция идей психоанализа: индивидуальная психология А.Адлера, научные направления Ш. Ференци, В. Райха, К. Абрахама, Э. Фромма.
- Современный психоанализ: школа М. Кляйн, школа объектных отношений, школа Ж. Лакана и современный европейский психоанализ. Развитие психоанализа в России.
5 Теория неврозов.
-
Понятие невротического конфликта, невротической структуры.
-
Современное представление о неврозах, виды неврозов.
-
Экономическая, динамическая модель невротического психического функционирования.
6 Методика и техника клинического психоанализа.
-
Классическая психоаналитическая техника. Основные компоненты техники.
-
Психоаналитическая техника при лечении неврозов.
-
Психоаналитическая терапия пограничных состояний.
-
Психоаналитическая терапия психотических структур.
-
Психоаналитическая терапия психосоматических структур.
-
Негативная реакция и другие осложнения психоанализа.
- Окончание психоанализа.
7.Основы детского и подросткового психоанализа, методика, техника, консультирование.
-
Введение в детский анализ; техника терапии детей.
Введение в психоанализ подростков; техника терапии подростков.
8. Основы прикладного психоанализа.
9. Теория объектных отношений.
-
От Фрейда к теории объектных отношений.
-
Основные понятия теории объектных отношений: самость и ее объекты, эндопсихическая структура; проективная идентификация и др.
-
Связь с другими теориями и клиническими подходами.
10. Современный клинический психоанализ (Д. Винникот, М. Кляйн, У.Бион, Р. Шпиц, А. Грин, Ж. Лакан и др.).
-
Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона.
-
Особенности английской школы психоанализа.
-
Концепция линий развитий А.Фрейд.
-
Структуралистическая школа Р.Шпица.
-
Теория сепарации индивидуации М. Маллер.
-
Теория У. Биона.
-
Школа Жака Лакана.
-
Современная французская школа (А.Грин, де Мюзан, П.Марти, С. Левобиси и др.).
11. Психоаналитическая патопсихология.
-
Психоаналитическая классификация психических расстройств, их диагностика.
-
Метапсихологический подход к генезису механизмов психопатологических расстройств.
12.Уровни психической организации, понятие структуры, клиника, особенности техники.
Понятие семиотики в психоанализе.
Понятие психической структуры.
Невротические структуры (индивидуальный невроз, аутентический невроз, псевдоневротические формы психической патологии).
Пограничные состояния и их формы.
Психотическая структура.
Психосоматическая психическая структура.
13. Семейное психоаналитическое консультирование и терапия.
-
Психоаналитические особенности семейных отношений.
-
Особенности психоаналитического семейного консультирования и терапии.
14. Основы психосоматики.
-
Психосоматическая организация личности.
-
Современные теории психосоматического этиопатогенеза (П.Марти, Дж Мак Дугалл)
15. Основы группового психоанализа, методика терапии.
-
Формы современного группового психоанализа: цели, задачи, показания.
-
Особенности техники группового психоанализа.
15. Основы супервизирования в современном психоанализе.
-
Правила ведения индивидуальной психоаналитической психотерапии.
-
Этика психоанализа.