Главные компетенции:
-
распознание психотравматического синдрома и его коморбидности;
-
применение техник стабилизации и психоэдукативных мер;
-
использование кризисной интервенции и травмаспецифических модифицированных интервенционных техник консультирования.
Руководство: проект осуществляется под патронажем основоположника психотравматологии в Германии, доктора, профессора, психоаналитика, директора немецкого института психотравматологии Готфрида Фишера.
Руководитель курса: Елена Нейман - консультант-психотравматолог, психотерапевт (Клиника Алексиане). Представитель и сотрудник Немецкого института психотравматологии, председатель психологического центра «Акцент» (Кельн, Германия).
Целевая группа и требования: обучение направлено на людей, соприкасающихся в своей профессиональной деятельности с пострадавшими от психической травмы: психологи, педагоги, социальные работники, персонал, ухаживающий за больными, а также врачи и психотерапевты в учреждениях, в которых необходима профессиональная консультация для пострадавших, их родственников или помогающих. К таким организациям относятся, помимо психиатрических и психотерапевтических клиник и частных практик, консультационные центры, приюты для женщин и детей и т.д.
Требованием для обучения является опыт работы в социальной сфере, например, психологом, врачом или медицинским работником или эквивалентное образование.
Цели обучения: участникам будут предложены глубокие знания в области психодинамики травматических процессов, диагностики психотравматического синдрома и его коморбидности, а также знания о травмаспецифических модифицированных интервенционных техниках консультирования. Особое значение уделяется ознакомлению со стабилизирующими техниками и психоэдукативными мерами, применению кризисной интервенции и планированию адекватных стратегий консультирования и лечения.
Обучения сертифицируется по специальности «Консультант-психотравматолог».
Модули обучения.
Обучение состоит из 180 учебных единиц (УЕ: 45 минут), предлагаемых в рамках 6-ти четырехдневных модулей.
1 модуль: «Введение в психотравматологию. Диагностика и проведение травматерапевтического сеанса»
В начальном курсе предложено введение в психотравматологию. Углублённое рассмотрение центральных концепции психотравматологии, проиллюстрированные при помощи примеров отдельных случаев. Центральным является дифференциальная индикация и планирование лечения.
В содержание модуля входит:
-
Основы общей психотравматологии
-
Модель протекания психической травматизации
-
Физиология психических нарушений
-
Последствия психической травматизации
-
Динамика психотравматических нарушений
-
Диагностика психотравматических нарушений: анамнез
-
Коморбидные нарушения
-
Правовые основы
-
Концепции переноса и контрпереноса
2 модуль: «Личный опыт»
Данный компонент обучения предлагает участникам возможность в рамках супервизорной группы, действующей на протяжении всего курса обучения, рефлектировать личный опыт в работе с травмированными людьми. Индивидуальный опыт служит не только обеспечению качества работы консультанта, но и для психогигиены. В процессе групповой терапии каждый увидит себя во взаимодействии с группой. На фоне биографического опыта раскрывается неосознанное участников группы. Целью является познание и свой собственный опыт должен предоставить пространство для чувств, мыслей и переживаний.
3 модуль: «Нейробиология посттравматического синдрома расстройства. Специфические области травматалогии»
В этой части будет предложено введение в нейробиологию посттравматического синдрома расстройства. Особое внимание будет уделено интерфейсу между нейробиологическими условиями и их значением для терапевтического процесса. Специализация в определённой тематической области психотравматологии.
В содержание модуля входит:
-
Лечение тяжёлых диссоциативных нарушений
-
Травматизация у детей и подростков
-
Обращение с травматизацией в старости.
-
Безработица и болезнь как травматический опыт
-
Операции в очаге катастрофы и т.д.
4 модуль: «Нейробиология посттравматического синдрома расстройства. Специфические области травматалогии» Продолжение.
В этой части будет предложено введение в нейробиологию посттравматического синдрома расстройства. Особое внимание будет уделено интерфейсу между нейробиологическими условиями и их значением для терапевтического процесса. Специализация в определённой тематической области психотравматологии.
В содержание модуля входит:
-
Лечение тяжёлых диссоциативных нарушений
-
Травматизация у детей и подростков
-
Обращение с травматизацией в старости.
-
Безработица и болезнь как травматический опыт
-
Операции в очаге катастрофы и т.д.
5 модуль: «Стабилизация. Акутная монотравматизация»
На примере акутной монотравматизации будут углубленно рассмотрены техники стабилизации и представлены интервенционные меры.
-
Теоретические основы техник соблюдения дистанции и стабилизации, как например, имагинативные методы.
-
Стабилизирующие техники проведения сеанса, когнитивные техники, поведенческо-ориентированные методы, а также смешанные техники. Некоторые методы стабилизации описаны приближенно к практике и проигрываются в ролевых играх.
-
интервенции отдельных случаев, например, построение контакта, оказание психосоциальной первой помощи и оценка актуального психического состояния.
-
прогноз травматизации исходя из факторов риска
-
психоэдукация при акутной травматизации
-
интервенционные стратегии, связанные с рисков
-
обсуждение на примерах, интервенции к превенции психических продолжительных последствий, ориентированных на целевую группу
6 модуль: «Динамика отношений в работе с пострадавшими от травмы: Отношение к переносу и контрпереносу. Концепция случая и супервизия»
В модуль включено проведение сеанса с учётом:
-
Травмаспецифических модифицированных техник проведения беседы
-
Личностно-специфических травма-компенсаторных стилей
-
Разучивание консультационных секвенций
-
Подход к переносу и контрпереносу у травмированных пациентов
В данном заключительном модуле участникам предоставляется возможность представить случаи из собственной практики. Случаи будут проанализированы по модели протекания психической травматизации, установлены феномены переноса и контрпереноса, обсуждены адекватные стратегии консультирования.
Для сертификации об окончании курса необходимо подготовить в письменном виде документацию случая.
Содержание модуля:
-
анализ случая
-
документация случая
-
супервизия
Итоговая работа
Итоговая работа включает создание документации случая с учётом критериев модели протекания психической травматизации и интервенции, ориентированной на целевую группу. Итоговая работа является обязательной для сертификации.
Перечисленные разделы учебного плана являются установленными содержанием курса обучения. Однако, последовательность содержания и количество часов могут варьироваться, в зависимости от интересов участников и диспозиции референтов.
По завершению программы слушатели получают:
Международный сертификат Института психосоциального исследования и развития личности (Кельн, Германия) «Консультант-психотравматолог».