Модуль 1. Этика и деонтология психологического консультирования
1.1. Этика и организация частной практики психолога-консультанта.
Устный договор с клиентом. Установление раппорта. Рекомендации по планированию рабочего времени. Общение с клиентами по телефону. Участие в психологическом сопровождении. Вознаграждение.
Международный и российский этический кодексы психолога-консультанта. Юридический аспект в работе психолога-консультанта.
Работа с различными видами запросов клиентов. Работа с запросами по телефону. Построение психологического интервью. Специфика интервью в соответствии с различными видами запроса клиентов. Позиция консультанта в отношении запроса и истории клиента.
1.2. Профилактика эмоционального выгорания психолога-консультанта.
Приемы психопрофилактики и преодоления профессионального выгорания в работе психолога-консультанта. Психологические установки для устранения признаков эмоционального выгорания. Аутогенная тренировка как метод профилактики эмоционального выгорания.
Модуль 2. Основные концептуальные подходы в психологическом консультировании
2.1. Гуманистический и экзистенциальный подходы в психологическом консультировании.
Основные экзистенциальные кризисы. Смысл жизни. Одиночество. Страх смерти. Работа психолога с психосоматическими больными, в частности, в терминальной стадии. Паллиативная помощь. Активизация личностных ресурсов человека. Повышение личностной ценности клиента. Развитие свободы самовыражения.
2.2. Когнитивно-поведенческий подход в психологическом консультировании.
Виды и возможности научения. Виды и приемы подкрепления положительного действия. Коррекция эмоционального состояния и поведения. Саморегуляция.
Практическая работа: психотехнические упражнения и ролевые игры. Мотивационное интервьюирование.
2.3. Психодинамический подход в психологическом консультировании.
Техники выявления проекций, переносов и интроектов. Техники осознания. Знакомство с моделью SPIM-30-KT Ральфа Фогта (Германия). Работа с психотерапевтическими образами. Дыхательные и релаксационные методики. Одушевляемые объекты и предметы. Самоанализ на основе применения мягких игрушек. Способы и приемы психологической расстановки.
2.4. Гештальт-подход в психологическом консультировании.
Знакомство с основными техниками гештальта. Развитие осознанности, ответственности и восстановление способности к переживанию своих эмоций и чувств.
Техники гештальт-терапии, направленные на развитие целостного образа человека в различных сферах жизни: физической, эмоциональной, рациональной, социальной и духовной.
2.5. Интегративный подход в психологическом консультировании.
Научное обоснование наиболее эффективных подходов в психологическом консультировании (по результатам международных исследований). Демонстрация случаев из психологической практики с применением интегративного подхода.
Модуль 3. Работа психолога-консультанта с запросами клиентов
3.1. Психологическое консультирование в трудных жизненных ситуациях.
Психологическое консультирование в типичных трудных жизненных ситуациях: увольнение с работы, уход из семьи, конфликт в семье или с близкими людьми, развод. Своеобразие содержания психологической помощи с учетом кризисной ситуации и переживаний клиента. Стадии переживания горя и специфика психологической помощи.
3.2. Психологическое консультирование семей.
Психологическое консультирование супругов при нарушениях внутрисемейной коммуникации. Нарушения во взаимоотношениях с матерью. Измены супругов. Насилие в семье. Члены семьи с инвалидностью. Работа с созависимыми членами семьи.
Практические техники консультирования семей, супружеских пар по вопросам взаимоотношений. Практические игры и упражнения. Освоение через свой личный опыт техник работы с игрушками, реквизитом, музыкой для оказания психологической помощи супругам.
3.3. Психологическое консультирование в образовании.
Специфика психолого-педагогического консультирования в условиях образовательных учреждений и психолого-педагогических медико-социальных центров.
Психологическое консультирование детей и подростков с отклонениями в развитии и обучении. Психологическое консультирование родителей. Практические приемы работы с учащимися. Техники формирования готовности к систематическому обучению. Психологическая помощь ребенку с отклонениями в поведении и общении. Специфика психологической помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями здоровья.
3.4. Арт-терапия в психологическом консультировании (сказкотерапия, изотерапия, музыкальная терапия, песочная терапия и др.).
Анализ конкретных случаев оказания психологической помощи детям и взрослым средствами рисования, игры, сказкотерапии.
Возможности решения психологических проблем средствами арт-терапии. Техники песочной психотерапии. Игровая терапия. Детский психологический театр. Включение элементов музыкальной терапии в работу психолога-консультанта. Музыка как средство релаксации.
Демонстрация возможностей использования движения, рисования, театральных постановок и других креативных способов работы психолога-консультанта.
Формы работы:
семинары, мастер-классы, деловые игры, психотехнические упражнения, демонстрация практических навыков работы психолога-консультанта. Все занятия носят практический характер и предполагают интерактивную работу всех участников по формированию профессиональных навыков в области психологического консультирования.
Итоговая аттестация. По желанию слушатели могут принять участие в экзаменационном семинаре в соответствии с требованиями европейского уровня подготовки психологов-консультантов. Для этого необходимо представить анализ одного случая из своей практики консультирования. Успешно сдавшим экзамен выдается сертификат (60 часов). Выдается международный сертификат (на английском языке) от Европейской федерации психологических ассоциаций – официального партнера Санкт-Петербургского психологического общества как регионального отделения Российского психологического общества. Стоимость экзамена – 1 тыс. рублей.