1. Система менеджмента качества в соответствии с ИСО 9001:2015. Основные требования новой версии стандарта. Анализ текущей ситуации. Самооценка организации (8 часов).
1.1. Новая версия ISO 9001: 2015, что ждет вашу организацию?
1.2. Основные изменения в новой версии стандарта:
1.2.1. Процессный подход.
-
Система менеджмента качества и ее процессы.
-
Последовательность управления системой процессов.
-
Взаимодействие процессов с учетом рисков.
-
Практическая работа №1: «Самооценка процессов, действующих в организации».
1.2.2. Новая структура стандарта.
-
Структура высокого уровня стандарта и терминология.
-
Новое оглавление стандарта.
-
Новая структура стандарта и PDCA.
-
Практическое применение цикла PDCA в работе.
Практическая работа №2: «Цикл PDCA».
1.2.3. Подробное описание основных различий.
-
Продукция и услуги.
-
Применение.
-
Организационная среда.
-
Усиление требования к ответственности и содействию высшего руководства.
-
Риск-ориентированный подход. Принятие решений с учетом рисков.
Практическая работа №3: «Оценка рисков бизнес-процесса».
-
Документированная информация. Гибкость в отношении документации СМК.
-
Организационные знания.
-
Управление внешним обеспечением.
-
Ориентация на достижение эффективности и реальных результатов для организации и ее клиентов.
1.2.4. Подробный разбор каждого пункта требований стандарта с практической точки зрения на примерах организаций - слушателей курса.
1.3. Мероприятия по переходу на новую версию ISO 9001.
-
Поддерживающие документы.
-
Переходный период сертификационного процесса.
-
Особенности перехода на новую версию ISO 9001 при ре- и сертификации.
-
Особенности перехода на новую версию ISO 9001 для интегрированных систем менеджмента.
Практическая работа №4: «Составление плана проекта по переходу на ISO 9001:2015».
1.4. Методический материал (опросные листы) и инструкции проведения самооценки организации на соответствие новым требованиям стандарта ISO 9001:2015.
2. Процессный подход. Построение диаграммы взаимодействия процессов 1 и 2 уровня (8 часов).
2.1. Основные термины. Понятие «процесс», «бизнес-процесс», «процессный подход».
2.2. Цепочки добавленной ценности. Построение карт потоков создания ценности. Анализ цепочек создания ценности.
Практическая работа №5: «Построение цепочки добавленной стоимости для своей организации».
2.3. Основные принципы процессного подхода.
2.4. Проект по внедрению процессного подхода (основной порядок действий при внедрении).
2.5. Оценка рисков проекта по внедрению процессного подхода.
Практическая работа №6: «Оценка рисков проекта по внедрению процессного подхода».
2.6. Руководитель процесса: функции, полномочия, ответственность.
2.7. Бизнес-процессы подразделений. Сквозные бизнес-процессы.
2.8. Определение границ процесса, структуры подпроцессов, участников процесса.
2.9. Распределение ответственности за выполнение бизнес-процессов. Матрица ответственности участников бизнес-процесса.
2.10. Моделирование бизнес-процессов.
2.11. Методика построения системы бизнес-процессов 1 и 2 уровня. Методы формирования графических схем бизнес-процессов (обзор IDEF0, EPS, Нотация: Алгоритм, Нотация: Процедура). Примеры схем бизнес-процессов.
Практическая работа №7: «Описание бизнес-процесса».
2.12. Оценка процессов (результативность, эффективность)
Практическая работа №8: «Оценка результативности описанного бизнес-процесса»
3. Риск-ориентированный подход к управлению. Оценка рисков (6 часов).
3.1.Требования стандарта ISO 9001:2015 к управлению рисками.
3.2.Необходимая глубина и степень управления рисками в соответствии со стандартом ISO 9001:2015.
3.3.Стандарты по управлению рисками, рекомендованные международной ассоциацией по сертификации.
3.4.Процедуры документирования менеджмента риска, и реализация риск-ориентированного подхода при внедрении и развитии систем менеджмента.
Практическая работа №9: «Описание процедуры риск-менеджмента в собственной организации».
3.5.Выявление потенциальных областей риска и проведение оценки возможности предотвращения или минимизации возникновения рисков.
3.6.Идентификация и описание рисков.
3.7.Проведение оценки рисков, разработка мероприятий по минимизации рисков.
-
Коммуникации в процессах управления рисками.
-
Идентификация риска.
-
Оценка риска.
-
Обработка риска.
-
Мониторинг и пересмотр риска.
Практическая работа №10: «Сводная таблица рисков организации с мероприятиями по их предупреждению».
4. Статистические методы контроля качества (2 часа).
4.1. Статистические методы управления качеством производственных процессов.
4.2. Статистические методы контроля качества продукции.
4.3. Процессное описание статистического анализа.
Практическая работа №11: «Выбор методов статистического анализа для организации, анализ».
5. Внутренние аудиты системы менеджмента качества. Самооценка подразделений (8 часов).
5.1.Поведение внутренних аудитов: рекомендации МС ИСО 19011.
Практическая работа №12: «Сбор объективных свидетельств внутреннего аудита».
5.2.Практика проведения внутренних аудитов:
-
Планирование внутренних аудитов.
Практическая работа №13: «Составление годового лана внутренних аудитов».
-
Составление программы внутренних аудитов.
Практическая работа №14: «Составление программы внутреннего аудита».
-
Подготовка к проведению внутреннего аудита.
Практическая работа №15: «Составление «чек-листов» для проведения аудита «на месте».
-
Проведение внутреннего аудита «на месте». Проведение опросов (интервьюирования) персонала в ходе внутреннего аудита.
-
Определение объективных свидетельств, подтверждающих выполнение требований.
-
Выявление, градация несоответствий.
-
Оформление отчетных документов по внутреннему аудиту.
Практическая работа №16: «Оформление «акта о несоответствии».
-
Оценка результативности предпринятых корректирующих действий.
5.3. Психология внутренних аудитов:
-
Психология проведения аудита «на месте».
-
Техники присоединения (раппорт).
-
Работа с конфликтными ситуациями.
-
Техники предупреждения эмоционального выгорания.
Практическая работа №17: «Кейс по решению конфликтной ситуации, возникшей в ходе проведения внутреннего аудита».
6. Управление документами в организации. Структура документооборота. Анализ документации. Оптимизация потока документов (4 часа).
6.1.Понятие «Документированная информация», требования ISO 9001:2015 к документированной информации. Перечень обязательных документов ISO 9001:2015
Практическая работа №18: «Перечень обязательных документов ISO 9001:2015».
6.2. Документ, как инструмент в управлении организацией.
6.3. Виды документированной информации (ГОСТы, Законы, регламенты, инструкции, записи и пр.).
6.4. Формы (унифицированные и не унифицированные).
6.5. Способы управления документацией организации.
-
Систематизация документации.
-
Определение необходимого, но достаточного минимума документации организации. Как оптимизировать количество документов?
-
Оптимизация количества документов.
-
Оптимизация времени на оформление/обработку документов (в том числе оперативной отчетности).
Практическая работа №19: «Процедура управление документами в собственной организации. Выявление проблем. Предложения по оптимизации процедуры».
6.6 .Анализ документации (анализ форм документов, анализ регламентирующих документов).
6.7. Создание и актуализация перечня действующих внутренних документов организации.
7. Оценка результативности внедренной системы менеджмента качества. Постоянное улучшение бизнес-процессов. Оптимизация бизнес-процессов (4 часов).
7.1. Входы для совершенствования бизнес-процессов.
7.2. Оценка необходимости реинжиниринга бизнес-процессов.
7.3. Выбор ключевых процессов для изменения.
Практическая работа №20: «Определение процесса для усовершенствования».
7.4. Порядок внесения изменений в процессы (проект).
7.5. Создание рабочей группы, команды проекта по постоянному совершенствованию процессов.
7.6. Инструменты постоянного совершенствования.
Практическая работа №21: «Планирование проекта по реинжинирингу бизнес-процессов».
Цена включает материалы курса, удостоврение о повышении квалификации, обеды и кофебрейки.
По окончании курса выдается удостоверение о повышении квалификации установленного образца. Большое количество практики. На каждом модуле слушатель сначала участвует в тренинге, посвященном конкретной теме (теоретический и практический материал), затем получает задание, которое он должен выполнить применительно к своей организации. Обучение включает в себя проверку выполненных заданий тренером, а также корректировка их и рекомендации.