Цель курса: получить знания о корпоративном управлении, системном проектировании бизнеса, видах и технологиях создания структурно-функциональных моделей управления, содержании коммерческой политики, содержании и технологии управленческого учета. Развить умения определять актуальный и перспективный уровни развития бизнеса, и в соответствии с этим ставить цели развития, разрабатывать необходимую для этого структурно-функциональную модель, составлять программу коммерческого развития и внедрения управленческого учета. Выработать навыки командного принятия решений, системного проектирования, распределения задач, прав и ответственности в структуре управления, определения приоритетов в развитии бизнеса, постановки целевых показателей эффективности.
Форма проведения занятий: программа обучения представляет собой серию проблемно-деловых совещаний. После информационного сообщения участники по разработанным заданиям выполняют практические задания, затем происходит обсуждение, и принятие командного решения по обсуждаемой теме.
В программе:
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ БИЗНЕСА
Системное проектирование в бизнесе. Этапы развития бизнеса. Различные типы построения систем в бизнесе. Цели подсистем бизнеса. Иерархия стратегических, тактических и оперативных целей. Формализация и представление системы стратегических, тактических и оперативных целей и задач в стандартах APICS (American Production and Inventory Control Society).
Практикум – кейс: «Определение этапа развития предприятия и типа построения системы управления».
Предназначение и видение бизнеса. Целевой потребитель, на которого работает предприятие. Уникальность бизнеса. Оптимальная прибыльность бизнеса. Организация производственной деятельности.
Практикум – кейс: «Формулировка миссии и видения предприятия».
Задание: По обозначенным в информационном сообщении признакам сформулировать миссию и видение учебного предприятия.
Коммерческие цели. Формирование товарного портфеля. Развитие технологии работы с потребителями (целевая структура сбыта, технология прохождения сделки, система стимулирования продаж и стимулирования персонала). Принципы ценообразования. Планирование коммерческой политики (Marketing and Sales Planning MSP).
Организационные цели. Целевая функциональная модель Распределение ответственности и прав. Планирование работы предприятия. Управление ключевыми бизнес – процессами. Контроль исполнения функций и планов. Организация информационных потоков. Планирование организации управления (Administration).
Экономические и финансовые цели. Обеспечение постоянных затрат. Обеспечение безубыточности и рентабельности. Обеспечение текущей ликвидности. Обеспечение капитализации. Планирование экономики (Economics Resource Planning ERP II). Формирование единого реестра затрат и поступлений. Определение бюджетных центров и бюджетных заданий. Цели финансового управления.
Производственные цели. Обеспечение технологическими ресурсами. Организация технологических процессов. Организация работ. Контроль качества. Планирование управления производством (Manufacturing Resource Planning MRP II).
Цели управления персоналом. Учет персонала. Система стимулирования труда. Обучение персонала и формирование кадрового резерва. Социально-психологическое управление персоналом. Планирование управления персоналом (Human Resource Planning HRP).
Команда управления: Технология принятия решений. Навык принятия командных решений. Ответственность за исполнение решений. Постоянный поиск проблем.
Практикум – кейс: «Составление матрицы целей предприятия». По обозначенным в информационном сообщении признакам сформулировать матрицу целей.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Построение структурно-функциональной модели предприятия. Понятие структурно-функциональной модели (СФМ). Зависимость СФМ от стратегии бизнеса. Происхождение и рост естественных СФМ. Опасность «неестественных» СФМ, навязываемых бизнесу.
Организация целей структуры. Построение непротиворечивой матрицы целей: цели управления бизнесом – задачи подразделений – целевые показатели успешности рабочих групп и специалистов. Уровень профессиональной активности персонала.
Организационная структура управления. Основные виды организации структуры. Простое ситуативное управление. Требования к организации структур: отражение стратегии и матрицы целей, выделение уровней управления, количество подчиненных организационных связей, единоначалие, распределение ответственности.
Практикум – кейс: «Построение структурно-функциональной модели». По обозначенным в сообщении признакам создать принципиальные структурно-функциональные модели, в зависимости от выбранной стратегии.
Организация бизнес – процессов. Понятие бизнес – процесса. Отражение в системе БП стратегии и матрицы целей предприятия. Начало и конец БП. Разумное ограничение описания бизнес-процессов. Оформление стандартов бизнес – процессов. Ошибки при описании шагов БП. Кодификация БП и составление единой системы описания БП.
Матрица документооборота. Отражение БП через фиксирование первичных документов. Создание информационного поля предприятия. Отражение первичных документов в различных видах учета.
Оформление стандартов бизнес – процессов. Понятие шага БП. Состав шага: подразделение – документ – подразделение. Ошибки при описании шагов БП. Фиксация начала БП как окончания предыдущего БП. Фиксация окончания БП как начала следующего. Кодификация БП и составление единой системы описания БП предприятия.
Основные функции ответственных исполнителей («хозяев») бизнес – процессов. Планирование исполнения БП. Контроль исполнения БП через формирование первичных документов. Ответственность исполнителей и меры воздействия на них со стороны «хозяев». Анализ исполнения БП.
Практикум – кейс: «Составление стандарта бизнес – процессов». По обозначенным в сообщении признакам составить стандарты типовых бизнес – процессов.
ПОСТРОЕНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Коммерческая стратегия. Что такое коммерческая стратегия предприятия и что дает уникальность коммерческой стратегии? Целевые показатели успешности маркетинга: целевой товар, целевой покупатель, целевой рынок, целевые цены, целевое продвижение, целевые конкуренты, целевая маркетинговая информация.
Стратегия и технология формирования товарного портфеля: как реализовать теоретические модели в практике маркетинговой политики предприятия? Практическое применение матрицы БКГ.
Технология формирования и развития банка клиентов. АВС - анализ клиентов. Методика классификации, диагностики, привлечения и удержания клиентов в клиентской базе предприятия.
Создание и ведение ценовой матрицы. Экономическое обоснование базовых цен. Определение ценовых позиций, в зависимости от принципов формирования товарного портфеля и базы клиентов.
Приоритеты в формировании каналов распространения. Определение и создание стратегических зон бизнеса и стратегических бизнес - единиц.
Технология создания торговой марки. Отличия ТМ и брэнда. Принятие решений о необходимости ТМ, ее поддержке, стратегии, названии, и необходимости изменений.
Практикум – кейс: «Выделение стратегических зон бизнеса и формулирование коммерческой стратегии предприятия». По обозначенным в сообщении признакам выделить стратегические зоны бизнеса, сформулировать товарную политику, принципы работы с клиентами, ценовую матрицу.
Стратегии организации торговых сетей. Организация работы агентов и специалистов по продажам. Эксклюзивные договоры распространения. Организация работы с дилерами. Создание дистрибьюторских сетей. Франчайзинг.
Практикум - кейс: «Определение стратегии распространения». По обозначенным в сообщении признакам определить и описать приоритетный тип стратегии распространения.
УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ И ФИНАНСАМИ
Сущность финансово-хозяйственной деятельности предприятия (ФХД). Словарь финансово-экономических терминов. Классификация затрат и управление затратами.
Коммерческая логика управления постоянными и переменными затратами. Анализ «затраты – объем продаж – прибыль». Расчет точки безубыточности, запаса прочности и порогового количества товара. Эффект операционного рычага. Финансово-экономическая методика формирования расчетной цены. Методы ценообразования.
Единство управленческого бухгалтерского учета – системное отражение финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Оперативный (первичный) учет. Технология создания единого реестра первичных документов.
Единый реестр доходов и расходов предприятия. Выделение бюджетных центров. Определение центров учета и центров ответственности. Классификация бюджетных центров. Создание обобщающих бюджетов и формирование единого бюджета предприятия. Составление бюджетной архитектуры фирмы.
Определение бюджетных заданий. Определение статей доходов и расходов, на которые могут повлиять, и за которые отвечают бюджетные центры. Формирование бюджетных заданий подразделений. Контроль исполнения бюджетов. Анализ фактического и планового исполнения бюджетов.
Финансовый бюджет – инструмент управления финансовыми потоками. Формирование финансового бюджета от заявок по исполнению планов бюджетных центров. Создание оперативного финансового календаря и его корректировка. Исполнение финансового календаря.
Практикумы по тематике семинара:
«Проектирование системы бюджетов». По обозначенным в сообщении признакам разработать архитектуру системы бюджетов.
«Определение бюджетных заданий». По обозначенным в сообщении признакам составить формы бюджетных заданий для различных видов бюджетных центров.
«Составление финансового календаря». По обозначенным в сообщении признакам составить финансовый календарь.
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ
Понятие проекта. Отличие проекта от текущей деятельности. Стандарты и процессы управления проектами. Инициация проекта. Критерии приемлемости идеи проекта. Стейкхолдеры – принципы управления заинтересованными лицами проекта. Дерево целей и иерархия задач проекта. Методика диагностики целей проекта SMART.
Анализ ресурсов проекта. Комплекс аналитических матриц: производственная, коммерческая, финансовая, экономическая, юридическая, социально-экологическая, организационная. Документ об инициации проекта (Устав).
Практикум – кейс: «Инициация проекта в организации». На примере учебного предприятия подготовить Устав внутреннего проекта, в котором указать все необходимые атрибуты.
Планирование проекта. Структурная декомпозиция результатов, работ и организаций. Детальное планирование работ. Методы оценки планируемых показателей.
Планирование по вехам как способ представления плана проекта заказчикам и кураторам. Подробный сетевой график проекта – рабочий документ руководителя проекта. Расчет критического пути и временных резервов. Диаграмма Ганта.
Стратегии управления рисками в проекте. Матрица рисков и планы действий «риск – угроза» и «риск – возможность».
Практикум – кейс: «Расчет критического пути». Для учебного предприятия рассчитать сетевой график проекта, узлы решений и критический путь.
Финансово-инвестиционное планирование проекта. Схема обоснования проекта от проектной идеи до инвестиционных показателей. Состав доходов и расходов в проекте. Операционный бюджет проекта. Цикл управления проектным бюджетом.
Расчеты финансово-инвестиционных показателей проекта: рентабельность капитала (ROE), рентабельность активов (ROA), рентабельность инвестиций (ROI), чистый дисконтированный доход проекта (NPV), дисконтированный индекс доходности (DPI), внутренняя норма доходности IRR, дисконтированный срок окупаемости (DPP).
Практикум – кейс: «Структурная декомпозиция проекта». Для учебного предприятия составить структурные декомпозиции результатов, работ и организаций.
Технология управления. Стратегическая карта проекта. Многомерные базы данных. Управление проектом по контрольным показателям. Первичные документы проекта. Цикл Шухарта – Деминга. Методы контроля исполнения. Метод освоенных объемов (EPV).
Практикум: расчет освоенного объема учебного проекта.
Завершение проекта. Приемка. Итоговая презентация, передача в эксплуатацию. Контрольный лист закрытия проекта.
При участии двух и более сотрудников от одной компании предоставляются скидки по оплате: 2 человека и более – 7%.
В стоимость обучения входит: методический материал, обеды, кофе-паузы.
По окончании обучения выдается Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации в объеме 72 часов.
Региональным клиентам оказывается помощь в бронировании гостиницы на период прохождения курса.