Основные особенности программы
Разработка образовательной программы базировалась на следующих принципах:
1. В программе подготовки у слушателей должна быть сформирована способность осуществлять управленческую деятельность, а также понимание устройства объектов управления.
2. Учебный процесс должен быть организован вокруг решения реальных управленческих задач и проблем участников подготовки. В содержание должны интегрироваться актуальные тем и проекты, которые прорабатываются и ведутся в Министерстве в настоящее время.
3. При конструировании образовательных дисциплин должен использоваться междисциплинарный подход, так как управленцу необходима полная картина деятельности, а не только отдельный профессиональный срез.
4. Обучение должно проходить с использованием современных методов обучения, предусматривающих активную работу слушателей («кейс-стади», имитационные системы, тренинги, проблемные и проектно-аналитические семинары и т.п.);
5. Профессорско-преподавательский состав программы должен обладать значительным практическим опытом и быть способен осуществить анализ, выделение и передачу этого опыта обучаемым.
6. Большая часть обучения в рамках программы должна проходить в малых учебных группах (по 5-7 человек).
7. Конструирование всей программы подготовки происходит на основании модульного принципа организации (очно-заочная форма обучения): 4 очных сессии (модуля) длительностью по 7 дней с перерывами в 1 месяц. в промежутках между сессиями осуществляется дистантная подготовка с использованием информационных технологий.
Тематическое устройство программы
Модуль 1 – Управление бизнесом в контексте государственной политики
Базовая технология подготовки – имитация комплексного управления корпорацией на международном рынке в течение двух виртуальных лет, позволяющая получить представление о принципах принятия решений в ключевых сферах управления бизнесом: стратегии, финансах, производстве, маркетинге. Имитация была разработана в Высшей школе управления промышленностью Университета Карнеги-Меллон и адаптирована специалистами Академии. Контекст государственной промышленной политики задается путем интеграции в сценарий имитации промышленных политик в различных странах. Также в рамках модуля предусмотрены проблемные лекции представителей Министерства и экспертов по вопросам приоритетных направлений и инструментов промышленной политики.
Модуль 2 – Управление территориями и управление ресурсами
Базовая технология подготовки – имитация финансового управления территориальным развитием. Имитация позволяет отработать разработку и финансовое обеспечение реализации стратегии регионального развития (в т.ч. развития инфраструктур на территории региона) в течение 4-6 бюджетных лет.
Актуальные задачи региональных проектов в рамках федеральной политики освещаются в проблемных выступлениях экспертов представителей Министерства.
Модуль 3 – Экономическая политика и конкурентоспособность
Базовая технология подготовки – сессия по основным подходам и инструментам повышения конкурентоспособности отраслей, отраслевых кластеров, регионов, а также улучшения бизнес-климата и стимулирования экономического развития. Сессия построена на анализе и разборе набора «кейсов» (описаний конкретных ситуаций – ведущего зарубежного и российского опыта). Концептуальная основа программы и основные кейсы были разработаны и используются в Институте стратегии и конкурентоспособности Гарвардской школы бизнеса, США.
Акцент в данном модуле делается на таких темах как инновационно-технологическая политика, кластерная политика, частно-государственное партнерство и прочих.
Модуль 4 – Проекты и инструменты организации деятельности
В ходе последнего модуля участники программы концентрируются на доработке своих индивидуальных проектов и их подготовке к защите, а также осваивают ряд инструментов позволяющих более эффективно организовывать собственную работу. Обсуждение таких тем как использование автоматизированных систем управления, концепция построения электронного государства, управление проектами, кадровое сопровождение процессов реорганизации знакомят участников с современными инструментами эффективной реализации проектов, которые можно использовать в рамках направлений деятельности Министерства.
Результаты программы подготовки
Одна из основных задач данной программы – сформировать в Минпромэнерго России кадровый резерв. С начала 2005 года обучение по программе прошли уже около 100 сотрудников Министерства, подведомственных федеральных агентств и государственных предприятий (это около 10% сотрудников Министерства). Однако чтобы оценить качество подготовки, важнее отследить профессиональные траектории выпускников программы.
Уже сейчас по результатам защит слушателями программы выпускных проектов, на которых присутствовало руководство Министерства, были сформированы несколько рабочих групп по наиболее актуальным темам. Таким образом, руководство позволило своим сотрудникам более детально проработать те важные для Министерства идеи и проекты, которые появились в ходе обучения.
Структура и содержание программы пересматриваются раз в полгода, чтобы наиболее полно отвечать тем актуальным задачам, которые стоят перед Министерством.