1.Приказ Министра обороны Российской Федерации от 6 июля 2020г. № 300, которым утвержден новый порядок постановки и выполнения инициативных работ организациями ОПК в интересах Минобороны России.
1.1.Новый порядок инициирования и выполнения НИР и ОКР по созданию новых и модернизации существующих образцов вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества предприятиями промышленности за счет собственных средств;
1.2.Новые требования к проведению испытаний опытных образцов вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества, разработанных в инициативном порядке организациями ОПК в интересах Министерства обороны Российской Федерации;
1.3.Актуализированный порядок рассмотрения органами военного управления (заказывающий орган, довольствующий орган и др.) предложений, поступивших от организаций Российской Федерации в рамках инициативных работ;
1.4.Обязанности (полномочия) органов военного управления по принятию решений:
-
о целесообразности инициирования инициативных работ, выполняемых предприятиями промышленности без привлечения бюджетных средств;
-
о выдаче предприятиям-исполнителям инициативных работ тактико-технических требований к разрабатываемым и модернизируемым изделиям ВВСТ и ВТИ;
-
об организации военно-научного сопровождения инициативных работ научно-исследовательскими организациями заказывающего органа;
-
о проведении государственных испытаний образцов ВВСТ и ВТИ в целях проверки их соответствия ТТТ;
-
по другим вопросам выполнения инициативных НИОКР и проведения государственных испытаний опытных образцов, созданных (модернизированных) предприятиями промышленности, включая прекращение инициативных работ.
2.Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию изделий оборонной продукции. Особенности их планирования в рамках ГОЗ, согласования и размещения у исполнителя (поставщика ГОЗ).
2.1.НИОКР – важная составная часть ГПВ (государственной программы вооружений) и государственного оборонного заказа (ГОЗ);
2.2.Особенности формирования проекта ГОЗ в части НИОКР, согласование его с заинтересованными ведомствами, утверждение;
2.3.Участие предприятий промышленности в формировании предложений по НИОКР в проект ГОЗ;
2.4.Особенности размещения НИОКР, сроки их размещения у головных исполнителей и исполнителей ГОЗ;
2.5.Особенности финансирования государственных контрактов (контрактов, договоров) на выполнение НИР и ОКР;
2.6.Корректировка ГОЗ в части НИОКР. Основания корректировки. Полномочия государственного заказчика и Правительства РФ по корректировке (уточнению) заданий ГОЗ в части НИОКР. Роль головного исполнителя НИР и ОКР.
3.Научно-исследовательские работы, выполняемые на стадии "Исследование и обоснование разработки" жизненного цикла изделий оборонной продукции и оформления их результатовс учетом актуализированных требований ГОСТ РВ 0015-110-2018.
3.1.НИР – начальный этап формирования исходных требований и предварительного облика оборонной продукции;
3.2.Требования к организации выполнения, состав участников НИР и их обязанности;
3.3.Особенности выполнения НИР по обоснованию ТТЗ на ОКР по созданию оборонной продукции;
3.4.Организация и порядок проведения экспериментальных исследований, оформление результатов;
3.5.Новые требования к документации, к их содержанию и порядку оформления;
3.6.Порядок приемки результатов НИР головным исполнителем и заказчиком;
3.7.Разработка предложений по реализации результатов НИР, формы и способы их реализации;
3.8.ОНТД, ее оформление с учетом актуализированных требований ГОСТ РВ 0015-110-2018;
3.9.Взаимодействие с ВП, закрепленным за исполнителем НИР, при выполнении НИР;
3.10.Кто и какие нарушения допускает при выполнении НИР и оформлении ее результатов?
4.Обязательные требования ГОСТ РВ 15.203 по выполнению ОКР. Исполнители ОКР и их СЧ, их обязанности. Финансирование и реализация результатов ОКР по созданию изделий оборонной продукции.
4.1.Назначение опытно-конструкторских работ, их отличия, основания для их выполнения;
4.2.ТТЗ на ОКР на разработку (модернизацию) изделия оборонной продукции и ТЗ на СЧ ОКР на разработку СЧ изделия оборонной продукции, кто их разрабатывает. Требования к содержанию ТТЗ, порядок его согласования и утверждения;
4.3.Особенности заключения государственного контракта (контракта, договора) по исполнению ОКР (СЧ ОКР) на разработку (модернизацию) оборонной продукции;
4.4.Участники ОКР (СЧ ОКР) и их функции (обязанности) по выполнению ОКР (СЧ ОКР);
4.5.Этапы выполнения ОКР и ее СЧ, их содержание и порядок приемки головным исполнителем и заказчиком;
4.6.Документы, оформляемые на различных этапах выполнения ОКР. Отчетность по результатам выполнения ОКР;
4.7.ОНТД, ее оформление с учетом актуализированных требований ГОСТ РВ 015-110-2018;
4.8.Взаимодействие с ВП, закрепленным за исполнителем ОКР, при выполнении ОКР;
4.9.Формы и способы реализации результатов завершенных ОКР.
5.Разработка программ и методик испытаний опытных образцов и их составных частей, разрабатываемых при выполнении ОКР. Особенности их содержания, согласования и утверждения. Требования ГОСТ РВ 15.211 с учетом изменений №1, введенных с 1 июля 2020г.
5.1.Особенности разработки программ и методик дляиспытания опытных образцов оборонной продукции, их согласования и утверждения;
5.2.Содержание программ и методик испытаний опытных изделий и их составных частей с учетом их функционального предназначения;
5.3.Выбор режимов испытаний опытных изделий и их составных частей;
5.4.Обоснование условий испытаний опытных образцов, максимально приближенных к реальным условия применения изделий по назначению;
5.5.Актуализированные требования нового государственного военного стандарта ГОСТ РВ 0008-003-2019;
5.6.Требования приказа Министра обороны от 15.01.2019г. №3 в части обязательной метрологической экспертизы программ и методик испытаний оборонной продукции;
5.7.Метрологическая экспертиза программ и методик испытаний: требования и порядок ее проведения;
5.8.требования к отчетности по результатам проведения испытаний опытных образцов оборонной продукции;
5.9.Изменения, внесенные в ГОСТ РВ 15.211-2002 в связи с принятием изм. №1;
5.10.Примеры из практики проведения испытаний опытных изделий оборонной продукции.
6.Организация и порядок проведения испытаний экспериментальных и опытных образцов изделий оборонной продукции и ее составных частей при выполнении ОКР. Отчетность: разработка, согласование и утверждение.
6.1.Категории испытаний, которым подвергается оборонная продукция в процессе разработки;
6.2.Особенности организации и проведения исследовательских, предварительных и государственных испытаний опытных (экспериментальных, макетных) образцов;
6.3.Элементы готовности к проведению испытаний, особенности материально-технического и боевого обеспечения испытаний оборонной продукции;
6.4.Требования к опытному образцу для проведения испытаний, его приемка. Готовность к испытаниям;
6.5.Корректировка РКД по результатам предварительных и государственных испытаний. Рассмотрение и присвоение РКД литеры "О" и "О1";
6.6.Роль ВП в организации и проведении различных категорий испытаний опытных (экспериментальных) образцов изделий оборонной продукции;
6.7.Отчетные документы, разрабатываемые при подготовке, проведении и по результатам испытаний опытных образцов при выполнении ОКР;
6.8.Примеры из практики проведения испытаний опытных (экспериментальных) изделий оборонной продукции.
7.Риски поставщиков ГОЗ при выполнении НИОКР, их идентификация. Рекомендации организациям – исполнителям НИОКР по снижению негативных последствий рисков.
7.1.Идентификация потенциальных угроз, которые могут иметь место при организации и выполнении НИОКР. Их мониторинг и оценка;
7.2.Источники рисков, внешняя и внутренняя среда организации-исполнителя НИОКР;
7.3.Применение методологии риск-ориентированного мышления организациями – исполнителями ГОЗ – важное условие своевременного и качественного выполнения НИОКР;
7.4.Итерационная модель обработки рисков;
7.5.Рекомендации по применению риск-ориентированного мышления в практике деятельности предприятий ОПК при выполнении ими государственных контрактов по НИОКР.
8.Организация и порядок выполнения государственного контроля и надзора за размещением, исполнением и финансированием НИОКР. Полномочия контролирующего органа в сфере ГОЗ и государственного заказчика по осуществлению контроля и надзора в процессе выполнения НИОКР.
8.1.Законодательные основы осуществления контроля и надзора в сфере ГОЗ. Субъекты контроля;
8.2.Полномочия государственного контролирующего органа в сфере ГОЗ, государственного заказчика и головного исполнителя НИОКР по осуществлению контрольных (проверочных) мероприятий;
8.3.Порядок проведения контрольно-надзорных мероприятий федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного контроля (надзора) за исполнением НИОКР;
8.4.Права и обязанности исполнителей НИОКР при осуществлении государственного контроля (надзора) за исполнением государственного контракта (контракта, договора) по НИОКР;
8.5.Документы, разрабатываемые по результатам контрольных (проверочных) мероприятий.
9.Административные правонарушения, допускаемые исполнителями НИОКР. Ответственность исполнителей НИОКР и их должностных лиц за такие нарушения.
9.1.Законодательные основы ответственности исполнителей (исполнителей, подрядчиков) НИОКР и их должностных лиц за нарушения обязательных требований при организации и исполнении государственных контрактов (контрактов, договоров);
9.2.Полномочия контролирующего органа в сфере ГОЗ по применению мер административного воздействия в случае нарушения обязательных требований при организации и выполнении НИОКР;
9.3.Системные нарушения, допускаемые исполнителями НИОКР и их должностными лицами при организации и выполнении НИОКР в сфере ГОЗ;
9.4.Ответственность исполнителей НИОКР и их должностных лиц за нарушения обязательных требований в сфере ГОЗ;
9.5.Составы административных правонарушений, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении исполнителей НИОКР;
9.6.Процедура применения мер административной ответственности в отношении исполнителей НИОКР и их должностных лиц.
10.Практические аспекты применения комплексов государственных военных стандартов "Мороз" (КГВС "Мороз") при организации и проведении испытаний радиоэлектронной аппаратуры (РЭА) на стойкость к воздействию механических и климатических внешних факторов. Требования к аттестации испытательных подразделений, установленные КГВС "Мороз-6", порядок проведения аттестации.
Рассматриваются стандарты: ГОСТ РВ 20.39.301, ГОСТ РВ 20.39.304, ГОСТ РВ 20.57.305, ГОСТ РВ 20.57.306 из состава КГВС "Мороз-6)
-
роль и место КГВС "Мороз" в обеспечении стойкости образцов ВВТ;
-
порядок и принципы разработки КГВС "Мороз", его состав;
-
взаимосвязь КГВС "Мороз-6" с КГВС "Климат-7";
-
основные итоги внедрения КГВС "Мороз-6";
-
порядок применения КГВС "Мороз-6" после 01.01 20121 г. (дата введения в действие КГВС "Мороз-7";
-
практические аспекты применения комплекса государственных военных стандартов "Мороз-6" (КГВС "Мороз-6") при организации и проведении испытаний радиоэлектронной аппаратуры (РЭА) на стойкость к воздействию механических и климатических внешних факторов на основе опыта взаимодействия Филиала "46 ЦНИИ" Минобороны России с предприятиями промышленности (пояснения терминов, ошибки предприятий при его применении, организация испытаний, возможности по их оптимизации и пр.);
-
наиболее часто задаваемые вопросы предприятиями по трактовке отдельных положений КГВС "Мороз-6";
-
информация о предприятиях, обеспечивающих "экзотические" (редкие виды испытаний);
-
требования к аттестации испытательных подразделений, установленные КГВС "Мороз-6", порядок проведения аттестации.
Итоговый тест.