Занятие 1
Индустрия изображений
-
Индустрия изображений, ее составляющие (полиграфия, фотография, телевидение, кинематограф, веб-индустрия, digital imaging). Полиграфия как сектор общей индустрии изображений. Фотография как сектор общей индустрии изображений.
-
Законы цветовоспроизведения как единые законы для всех перечисленных секторов.
-
Воспроизведение изображений. Цель и миссия.
Изображение
-
Сцена. Определение. Составляющие.
-
Зрительный стимул. Определение. Высокая и низкая дифференцировка. Порог дифференцировки зрительного стимула.
-
Цветовой стимул. Определение.
-
Изображение как совокупность простых цветовых стимулов. Изображение как высокодифференцированный сложный зрительный стимул. Изображение как приспособление для создания зрительных стимулов. Изображение как совокупность примитивов; атомарные свойства изображения. Изображение как психофизический гештальт.
Занятие 2
Гештальт-параметры изображения (биофизические/перцептивные):
-
фотометрический контраст / визуальный контраст;
-
контрастность / визуальная контрастность;
-
хроматический баланс / визуальный хроматический баланс;
-
хроматический контраст / визуальный хроматический контраст;
-
хроматическая контрастность / визуальная хроматическая контрастность;
-
колорит / визуальный колорит.
Оптический захват сцены и создание изображения
-
Сенсоры и их виды (фотопленки, CCD- и CMOS-матрицы).
-
Критерий Лютера – Айвса.
-
Передаточная характеристика сенсора.
-
Оптическое экспонирующее изображение и его параметры.
-
Входной динамический диапазон сенсора (фотографическая широта).
-
Выходной динамический диапазон сенсора.
-
Скрытое изображение на фотопленке.
-
Электронное изображение на кремниевом сенсоре.
-
Целевое изображение.
-
Носители изображения.
Занятие 3
Цифровое изображение как информация об изображении фактическом
-
Визуализация.
-
Первичная и вторичная визуализация.
Зрение и зрительное восприятие
-
Восприятие сцены; восприятие изображения.
-
Принципиальные психофизиологические отличия в восприятии сцен и изображений сцен.
-
Ментальные стандарты.
Цветокоррекция как процесс приведения восприятия изображения к ментальному стандарту
Ручная и автоматическая фундаментальная коррекция изображений
-
Признание результатов автоматической цветокоррекции частным случаем осмысленной обработки изображений.
Виды цветокоррекции:
-
фундаментальная;
-
техническая;
-
художественная.
Фундаментальная цветокоррекция и ее неизбежность
-
Причины.
-
Фундаментальная цветокоррекция как манипуляция визуальными гештальтами.
-
Фундаментальная цветокоррекция как манипуляция контрастами (усиление).
-
Неизбежность усиления контрастов (гештальтов), продиктованная законами восприятия.
Методика манипулирования гештальт-составляющими изображений
-
Графические редакторы.
-
Принцип Ceteris paribus («При прочих равных»).
-
Управляющие слои как механизм реализации этого принципа.
-
Результирующий «бутерброд» слоев.
-
Возможность возврата к управляющим слоям (и их редакции) как критичное преимущество Adobe Photoshop перед другими графическими редакторами.
-
Адаптация зрения и ее влияние на результат коррекции
Занятие 4
Калиброванный монитор как технический базис эффективной цветокоррекции
Факторы тревожности в восприятии изображений и их устранение
-
Гравитационные параметры изображения.
Мотивация к управлению первыми тремя гештальтами
-
Управление первыми тремя гештальтами.
Управление общим фотометрическим контрастом изображений
Порог полноценного визуального контраста (1:64)
-
Иллюстрация парой сравнения.
Управляющий слой Levels и действия, направленные на обеспечение полноценного визуального контраста
Управление хроматическим балансом изображений
-
Виды хроматического баланса.
-
Баланс по Эвансу, баланс по caucasian skin.
-
Иллюстрация понятия «хроматический баланс» парой сравнения.
Управляющий слой Curves в режиме Color и действия, направленные на хроматическую балансировку изображения
Управление контрастностью изображений
-
S-образная кривая.
-
Иллюстрация понятия «контрастность» парой сравнения.
Управляющий слой Curves в режиме Luminosity и действия по усилению контрастности
Занятие 5
Оптический захват
-
Трихроматические сенсоры.
-
Критерий Лютера - Айвса.
-
Спектральные чувствительности камеры/сканера.
-
Спектральные чувствительности зрительной системы человека.
-
Регистрация сцены как регистрация воздействий.
-
Системы LMS и XYZ как системы описания цветовых воздействий.
-
RAW-файл как файл откликов фотокамеры (сканера).
-
Трихроматические пространства (sRGB, Adobe RGB) как стандартные «международные валюты».
-
RAW-отклики камеры как «валюты национальные».
-
Конверсия RAW-данных в стандартное трихроматическое пространство.
-
«Цветопередача» камер и сканеров.
-
Отсутствие необходимости в ICC-характеризации устройств ввода.
Разрядность кодирования (тональное разрешение) изображений. 16- и 8-битные изображения
-
Фундаментальная необходимость 16-битного кодирования.
Первичная визуализация
-
Визуализация файла изображения на экране компьютера как первичная визуализация.
-
Закон Грассмана как основа первичной визуализации.
-
Стандартные условия просмотра.
-
ISO 3664:2000 и ISO 12646:2004.
-
Опорный белый свет.
-
Кардинальные световые потоки.
-
Монитор как устройство первичной визуализации.
-
Калибровка и характеризация монитора.
Занятие 6
МКО (Международный осветительный конгресс) и его принципы
-
Опыты Дж. Гилда и У. Райта как поиск психофизической методики определения спектральных чувствительностей зрения.
-
Стандарты МКО как идеологическая база современного Color Management.
-
Color Management System (CMS) как система прогнозируемого и управляемого цветовоспроизведения.
-
Трихроматический и статистический принципы CMS.
ICC-консорциум (1993)
-
Понятие «устройство».
-
Понятие «профайл устройства».
-
Калибровка и характеризация устройств первичной визуализации.
-
ICC-спецификация.
-
Матрицы и CLUT.
-
Внутренне устройство профайлов.
-
Тэги.
Программное обеспечение для калибровки и характеризации цветовоспроизводящих устройств
-
GretagMacbeth ProfileMaker 5.x.x
-
X-Rite i1 Profiler 15.х
Практикум по калибровке монитора
Занятие 7
Профайл монитора как необходимое условие реализации грассмановского принципа цветовоспроизведения
-
Матричный расчет соотношений кардинальных световых потоков.
-
Контроль качества калибровки и характеризации.
Практикум по характеризации монитора
Критерии качества работы CMS при экранной визуализации
Трудности и неудачи
-
Типичные ошибки и их профилактика.
-
«Народные» химеры и мифы о работе CMS при отображении на мониторах.
Занятие 8
Управление хроматическим контрастом изображений
-
Иллюстрация понятия парой сравнения.
Управляющий слой Hue/Saturation и действия по усилению хроматического контраста изображения
Управление хроматической контрастностью изображений
-
Иллюстрация понятия парой сравнения.
Управляющий слой Vibrance и действия по усилению хроматической контрастности
Двойственность функции управляющего слоя Curves в режиме Normal
-
Одновременное усиление контрастности и хроматического контраста.
Работа с локальными цветами и манипуляция колоритом как элемент художественной коррекции, не входящий в тему семинара
Занятие 9
Общие вопросы
Печатающее устройство в логике ICC
-
Составляющие.
-
Параметры отклика.
Статистический подход как основа вторичной визуализации (печати)
-
Статистический (табличный) профайл устройства печати.
-
Виды статистических профайлов (RGB Output- и xCLR-профайлы).
-
Система L*a*b* как смысловое ядро статистического метода.
-
Profile Connection Space (PCS).
Уровни цветовоспроизведения
-
Пять уровней цветовоспроизведения по классификации МНЛЦ (произвольное, визуально-комфортное, колориметрическое, по восприятию, приоритетное).
-
Три уровня цветовоспроизведения по классификации ICC (по общему восприятию [perceptual], колориметрическое [colorimetric: abolute/relative], по насыщенности [saturation]).
-
Взаимоотношения между классификациями.
Принципы ICC-характеризации устройств печати
-
Базовые команды Assign profile, Convert to profile и их цветорепродукционный смысл.
-
«Народные» химеры и мифы о работе CMS в печати.
Калибровка и характеризация устройств печати
Калибровка (линеаризация) устройств печати
Тон-передающая характеристика печатающего устройства
-
Способы отладки тон-передающей характеристики (по оптическим плотностям, по L*).
-
Драйверы и РИП-ы.
-
Позиция производителей в отношении линеаризации принтеров.
-
Различие в подходах к необходимости линеаризации тон-репродукционного процесса.
-
Линеаризация в аппаратно-зависимый период.
-
Линеаризация при аппаратно-независимом цветовоспроизведении.
-
Различие в целях и задачах линеаризации.
Оборудование для линеаризации
Занятие 10
ICC-характеризация устройства печати
Тест-карты характеризации
-
Виды тест-карт.
-
Способ создания тест-карты.
-
Количество образцов.
-
Тест-карта при линеаризованной и нелинеаризованной печати.
-
Спектрометрия тест-карты.
-
Что и зачем измеряется?
-
Оборудование для спектрометрии.
-
Способы спектрометрии (ручной, автоматический).
-
Целевое освещение.
-
Замер спектра целевого освещения.
-
Учет спектра целевого освещения.
Построение профайла печатающего устройства
-
Целевые параметры профайла.
-
Устройство профайла (тэги, cLUT).
-
Perceptual-таблица профайла.
-
Colorimetric-таблица профайла.
-
Версии профайла печати.
Гамут-мэппинг в печати
-
Цели и способы гамут-мэппинга.
Критерии качества профайла печати
-
Визуальный тест.
-
Валидация.
Ошибки и неудачи, возникающие при ICC-характеризации печатающих устройств
-
Редактирование профайлов печати как тупиковый путь.
Цветопроба
Занятие 11
Феномены зрительного восприятия
-
Цветовоспроизведение с учетом целевых условий просмотра, отличных от стандартных.
-
Технология учета просмотровых условий.
-
Брэдфордская матрица смены хроматической адаптации.
Занятие 12
Итоги курса. Ответы на вопросы
«Цветокоррекция и цифровой Color Management» – это уникальный курс известного колориметриста и физиолога, эксперта по цветокалибровке, цветокоррекции и полноцветной печати Алексея Шадрина. Курс долгое время существовал и заслужил широкую популярность в офлайн-среде. В настоящее время его удалось адаптировать к онлайн формату, использовав все преимущества уникальной учебной платформы Profile: домашние задания на закрепление пройденного материала, видеозапись занятия, которую можно просматривать в любой момент и в любое время, готовые конспекты, прилагаемые к занятиям, интерактивное общение в классе, общение учащихся после прохождения курса и так далее. Вы по достоинству оцените эти возможности, наиболее актуальные в освоении столь фундаментальной темы.
Курс адресован тем, кто желает овладеть процессом цифрового цветовоспроизведения «от и до» – от создания изображения через цветокоррекцию к печати, то есть выйти на мировой уровень качества в своем деле. Цель данного онлайн курса в том, чтобы дать фотографам (любителям и профессионалам), дизайнерам и кинематографистам прочный образовательный фундамент, а также практический навык осмысленной цветокоррекции и колориметрической настройки оборудования.
Материал базируется на психофизиологии зрительного восприятия и минимальных знаниях школьной арифметики, поэтому предварительной подготовки, равно как и специфического «технарского» интеллектуального склада ума, для успешного прохождения курса не потребуется.
Чему вы научитесь?
-
Понимать изображение и профессионально оценивать его качество.
-
Выполнять фундаментальную обработку RAW-исходников.
-
Понимать внутренние механизмы работы цветорегистрирующих и цветовоспроизводящих устройств.
-
Строить индивидуальный аппаратно-независимый процесс: от оптического захвата (фотографирование) до печати и просмотра отпечатков.
-
Выполнять сквозную калибровку и характеризацию всех устройств в технологической цепи.
-
«Адаптировать» изображение на экране монитора и на отпечатках к целевым условиям просмотра;
-
Экономить нервы и средства в конфликтах с исполнителями.
-
Радикально снижать себестоимость своего хобби/своей работы.
-
Спокойно относиться к несовершенству оборудования и понимать фундаментальные причины неидеальности отпечатков.
-
Принимать адекватные решения в сложных случаях.
-
Понимать речь профессионалов.
-
Отличать «чайников» от профессионалов.
-
Не ждать от технологий больше, чем они могут дать.
Что вы получите?
-
Возможность посещать живые онлайн занятия с преподавателем.
-
Записи всех занятий для повторения в течение всего онлайн курса плюс 2 недели после его окончания. Просмотр записей в режиме онлайн. После истечения стандартного срока доступа вы сможете продлить доступ к записям занятий еще на 2 недели и делать это неоднократно.
-
Конспекты всех занятий бессрочно.
-
Рабочие файлы курса.
-
Домашние задания по теории и практике, которые помогут закрепить новый материал.
-
Сертификат об успешном окончании курса, если вы выполните все домашние задания и наберете по ним рейтинг 75% из 100% по теории и практике раздельно.
Что вам понадобится?
На курсе будут практические занятия: вы будете учиться настраивать монитор, сканер, принтер и фотокамеру, выполнять базовую цветокоррекцию. Поэтому для успешного прохождения курса и получения в финале сертификата вам потребуется спектрофотометр i1 Pro или i1 Pro 2 (напрокат) и цветной струйный принтер (напрокат), желательно Epson. И первым, и вторым можно воспользоваться в какой-то организации, например в фотолаборатории. Совершенно не обязательно приносить оборудование домой.
Специальное предложение
Для тех учащихся, кто прошел любые три онлайн семинара Алексея Шадрина из линейки «Калибровка монитора от А до Я», «Калибровка принтера от А до Я», «Идеология и технология современного Color Management» и «Фундаментальная цветокоррекция изображений», школа дарит купон со скидкой в 20% на большой курс из 12 занятий.
Отличие курса от тематических семинаров
Онлайн курс предназначен для широкого круга людей, желающих в одном учебном поле охватить фундаментальные вопросы процессов цифрового цветовоспроизведения. Курс отличается от суммы семинаров примерно вдвое большим объемом материала (12 занятий) и призван дать базовые знания для свободного владения всеми звеньями цветорепродукционной цепочки. Особый акцент делается на ошибках и неудачах, возникающих в работе, тогда как семинары дают общее представление о предмете, формулируют общий концепт и формируют несколько идеализированную картину. Кроме того, учащийся, успешно справившийся с домашними заданиями, получает сертификат о том, что он «учился у Шадрина и стал специалистом». Семинары же не предлагают подобных перспектив.
Время провередения: 19:00 - 22:10 (Мск)
Курс включает:
-
12 занятий
-
16 домашних заданий
-
8 недель доступа к записям занятий