КурсыMBAКомпанииГранты на обучениеВузыПовысь зарплату

EduMarket Образование
  Вход на сайт
 
Напомнить   
Запомнить меня
 
Пользовательское соглашение


Публикации и новости

Анонсы и релизы (0)

 

Бесплатные видеокурсы (0)

 

Статьи (1)

 

Новости (0)

 

Победители конкурса грантов (0)

 


 
СМИ / Статьи / Управление, менеджмент, бизнес-образование / Каким должен быть имидж руководителя? Узнайте секреты от профессионалов

Каким должен быть имидж руководителя? Узнайте секреты от профессионалов

РУДН, Центр Прикладного Менеджмента / Все публикации компании

Руководитель организации – это не просто администратор, это ещё и «лицо фирмы», человек, по которому другие будут судить об успешности, качеству работы всего коллектива. Создание позитивного и авторитетного имиджа – задача каждого управленца. Можно ли развить лидерские качества? Где находится источник харизмы?

На эти и другие вопросы отвечает кандидат политических наук, доцент, PR-директор, преподаватель РУДН и обозреватель социально-политической сферы федерального информационно-аналитического журнала «Конкуренция и рынок», Марина Сергеевна Арканникова.

- Насколько важен имидж руководителя в контексте имиджа фирмы и корпоративной культуры?

- Сущностью формирования имиджа первого лица или организации является создание у аудитории положительных, благоприятствующих мнений и ассоциаций об объекте. Имидж руководителя и имидж фирмы должны находиться в общей стратегической связке позиционирования компании как во внешней среде, так и во внутреннем корпоративном пространстве. Не секрет, что основным источником власти и имиджа является авторитет. При формировании имиджа руководителя компании без данного источника легитимность и эффективность первого лица в глазах сотрудников продуцировать будет просто невозможно.

- Какие черты характеризуют настоящего харизматичного лидера?

- А Вы считаете, что есть «подложные» харизматические лидеры – ненастоящие? Харизма или есть, или её… необходимо развивать. Согласна, что, харизматическое господство И.В. Сталина было сформировано искусственно и во многом благодаря идеологическому аппарату власти. Но, он не стал от этого, ненастоящим харизматичным лидером…. Мне кажется в данном контексте следует различать харизматичную личность и личность эпатирующую: у них разные цели. Хотя и то и другое можно формировать искусственно.

Тема харизмы – увлекательное и актуальное направление в исследованиях психологии, социологии, политологии и других областях общегуманитарного знания. Отсюда в научной литературе можно наблюдать разные методологические подходы и трактовки данного понятия. Лидерство (как социальное, так и политическое) основанное на харизме закономерное явление общественной жизни любого социума. Это раскрывают в своих трудах З. Фрейд, Г. Лебон, Ф. Ницше, Г. Тард, Э. Трельч, М. Лучин, и др. Согласно Максу Веберу, харизма лидера основывается на аффективном типе социального господства. Аффекты – это чувственная сторона нашего восприятия, это эмоции, которые мы рождаем. Обладающий харизмой лидер способен воздействовать на коллективное бессознательное с помощью массовых символических акций, ритуальных действий. Харизматическое лидерство в большей степени воспроизводится в условиях мифологизации массового сознания. Как правило, лидер-харизматик демонстрирует свою эффективность через борьбу с «врагами». Он вынужден подтверждать харизму «великими», «эпохальными» свершениями, «судьбоносными» решениями в глазах восхищающихся им приверженцев.

В научной литературе выделяют ряд базовых качеств, присущих харизматическим лидерам:

–«обмен энергией» или умение воздействовать на людей эмоционально, способность заряжать и побуждать окружающих;

–«завораживающая внешность» или образ, вызывающий симпатии у масс, состояние психологического комфорта;

–«хорошие риторические способности и некоторый артистизм» или выдающиеся коммуникативные способности, дар и искусство увлекать своими выступлениями большие скопления людей;

–«достойная и уверенная манера держаться» или имидж сильных людей, способных добиваться поставленных целей;

–«деятельная личность, генератор идей» или способность к управлению массами, контроля и личной ответственности, эффективная деятельность в кризисных ситуациях.

Если говорить о современном политическом лидерстве, то в большинстве развитых стран оно характеризуется профессионализацией и институционализацией. Еще в 1919 году М. Вебер в своей классической работе «Политика как призвание и профессия» отмечал растущее «превращение политики в «предприятие», которому требуются навыки в борьбе за власть и знание ее методов, созданных современной партийной системой». Политические лидеры сегодня, прежде всего, коммуникаторы – специалисты в области общественных коммуникаций. Их профессионализм заключается в знаниях политической психологии, социологии массовых коммуникаций, риторики, управления общественными отношениями, политико-экономического администрирования территорий. Пространство лидеров – это рамки как формально, так и неформально установленных «правил игры» социума, определяющих порядок рекрутирования политических лидеров, с одной стороны. С другой – регламентацию «портрета» современного политического лидера. В этой связи одна из задач политтехнологов и PR-специалистов в значительной степени состоит в умелом манипулировании образами. В условиях развития средств массовой коммуникации широкая общественность, как правило, составляет мнение не о самом политике, а о его образе, предлагаемом СМИ. Соответственно, оценки политика – это рефлексия не на него, но на экранный образ, который соответствует или нет ожиданиям и ценностным приоритетам реципиентов. Подобные оценки могут быть не сколько пристрастными, сколько просто ошибочными, что подчеркивает важность критического осмысления самих действий политических лидеров, возможности достижения социально значимых целей последними.

Считаю, что накопленные в научной литературе знания в контексте проявления харизматического политического лидерства необходимы лидерам и коммерческого и общественного секторов как матричное понимание их деятельности.

- Можно ли сформировать личностные качества, поведение руководителя?

- Можно ли сделать лидера лидером? Можно. Во-первых, необходимо осуществить, что называется, SWOT-анализ персоналии. Во-вторых, определить стратегические задачи к осуществляемой ей деятельности. И наконец, сформулировать к ним тактики – совокупность приемов и методов деятельности руководителя, характер взаимодействия с сотрудниками, партнерами и др. И здесь мы уже сталкиваемся со стилем руководства, который может либо усилить, либо ослабить позиции руководителя. Традиционно выделяют три стиля: авторитарный, демократический и невмешивающийся.

Для авторитарного стиля характерны жесткие распоряжения, директивы, руководитель четко обозначает цель, намечает комплекс мер по ее достижению, распределяет роли и требует условного повиновения и исполнения поставленной цели. Позиция члена группы, его мнения и инициативы, в случае расхождения с установками лидера, жестко подавляются. Основной метод воздействия на подчиненных – санкции или угроза их применения, поощрения и вознаграждения – крайне редки. Оценки результатов предельно субъективны. С точки зрения социального пространства, он дистанциируется от группы, находится над ней.

Демократическому стилю соответствует иной подход руководителя к организации взаимодействия внутри группы. Для эффективного достижения целей поощряется активность и инициативность членов группы. Его усилия сосредоточиваются на координации ролевого поведения, а также межгруппового взаимодействия. В арсенале методов доминируют поощрения, вознаграждения, похвала, поддержка. Руководитель с демократическим стилем охотнее использует методы манипулирования (их часто называют методами «кнута и пряника»), нежели методы прямого насилия и давления. При принятии решений он стремится взвесить и учесть все точки зрения, в том числе и те, которые противоречат его собственным установкам.

Отстраненный или невмешивающийся стиль руководства демонстрирует позицию стороннего наблюдателя, внимательно следящего за происходящим, но не выражающего своего отношения к событиям или мнениям. Руководители с подобным стилем всячески стараются избегать роли арбитра, судьи, некоего посредника в урегулировании конфликта, они охотно уступают или передают функции по разрешению конфликтов своим заместителям. Однако не следует воспринимать данный стиль только как профессиональную несостоятельность руководителя, такое поведение зачастую выступает «ширмой», «закулисной» игрой, четко продуманными действиями последнего, которые демонстрируют прежде всего технический, а не содержательный характер его деятельности.

Если говорить о «настоящих» руководителях, то его поведение не должно зависеть от «проявлений тяжелого характера», психологического дискомфорта в семье, от «дорожной пробки», в которую он попал сегодня и т.д. Напомним, что формирование имиджа эффективного руководителя строится не за один день, но разрушено может быть за долю секунды. Упадок гораздо стремительнее прогресса…

- Какие рекомендации вы можете дать современному руководителю?

- Подобные советы и рекомендации носят локальный и ситуативный характер. Поскольку руководитель – это, прежде всего, коммуникатор и управленец, то в этой связи можно сформулировать условно общую систему публичного позиционирования. Ее структурными элементами выступают: «паблицитный капитал» лидера (такие нематериальные субстанции, как репутация, легитимность, позитивное общественное мнение, престиж и привлекательный имидж в глазах широкой общественности, эффективный публичный дискурс, позитивное паблисити. В современном обществе каждая из данных субстанций имеет вполне определенный экономический эквивалент); эффективность, рациональность и целесообразность его деятельности (инструментальные характеристики позиционирования, которые можно рассмотреть в том числе в контексте коммуникативной концепции Г. Лассуэла: кто? (передает сообщение) – коммуникатор, что? (передается) – сообщение, как? (осуществляется передача) – канал, кому? (направлено сообщение) – аудитория, с каким эффектом? – обратная связь. Четкое понимание каждого элемента обусловит определенные и коммуникативные, и управленческие эффекты).

Самое главное, на мой взгляд, четко определять стратегические цели, выявлять ресурсы и тактики движения. Особенно хочется замолвить слово о процессе саморазвития личности. Это движение не должно остановиться в день вручения диплома о высшем образовании.

Автор: Арканникова Марина Сергеевна

Другие статьи
Все статьи
Пользовательское соглашение       Обратная связь       Карта сайта

© 2006—2024 Edumarket