Существует много поведенческих факторов, демотивирующих сотрудников в
любой организации. Если мы хотим понять, что демотивирует наших
сотрудников, мы должны полностью понимать, какие человеческие
потребности/характеристики составляют нашу «мотивационную деятельность» и
какое поведение в организации влияет на идею, которую мы называем
«мотивацией». В этой статье мы определим человеческие характеристики,
которые определяет термин «мотивация», а также деловое поведение,
которое положительно или отрицательно влияет на эти характеристики.
Для людей существует два основных стимула. Это потребность в: 1)
достижении успеха и 2) потребность в принадлежности чему-либо. Все люди
хотят испытывать чувство ценности или полезности (1 – стимул успеха).
Они руководствуются тем, какой вклад они могут внести или какого
результата они могут добиться, будь то на работе или в игре. Конкретные
обстоятельства, которые удовлетворяют этим стимулам, различны в разных
людях, но стимулы существуют всегда. Некоторые личности хотят добиться
признания других людей, к которым они испытывают уважение, другие хотят
получить улыбку или слово одобрения за свои усилия. И все же есть люди,
которые способны оценить и извлечь собственную пользу из целей,
достигаемых своими силами. Однако чувство удовлетворения, которое
получают и те и другие, присутствует всегда. Конечно самый
распространенный фактор, которым мы пользуемся для удовлетворения
потребности в «мотивации» - это деньги (бонусы, премии, отсутствие
штрафов, повышения и т.д.). К сожалению, в нашем «переходном рынке»
большинство руководителей думает, что это самое главное и должно
удовлетворять потребности сотрудников в мотивации. Работодатели зачастую
говорят или подразумевают: «Если хочешь мотивации, ты должен ее
заслужить». Идея заключается в следующем: «заработай компании больше
денег и получишь процент в виде повышения или бонуса за свои усилия». В
краткосрочном плане это часто является минимально эффективным, однако в
долгосрочном плане и для более продуктивных сотрудников эта идея быстро
становится контрпродуктивной.
Потребность в принадлежности также является мощной движущей силой в
нашей жизни. Каждый человек стремится быть частью чего-то большего и
лучшего, чем он сам. В этом стремлении мы часто прибегаем к религии,
спортивным клубам или командам, у нас есть хобби, университетские или
школьные друзья и конечно у нас есть наши семьи и родственники.
Компании, которые понимают и пользуются этим важным стимулом, знают, что
работа является той группой в нашей жизни, которая занимает больше
времени, чем все остальные группы вместе взятые. Если работа дает
чувство ценности и принадлежности, тогда наша жизнь становится более
полной и удовлетворяющей. Успешные компании на конкурентном рынке
понимают, что сотрудники, которые регулярно добиваются успеха и
чувствуют, как будто они принадлежат чему-то (компании) стоящему
принимают лучшие решения, выполняют работу лучше и добиваются лучших
результатов, чем сотрудники в компаниях, где не удовлетворяются эти
«мотивационные» потребности.
Если компания не обеспечивает сотрудникам типы поведения, которые бы
удовлетворяли сопровождающим их стимулам и потребностям, сотрудники
часто выбирают являющиеся деструктивным для компании и не редко для них
же самих путь. Они стремятся чувствовать свою ценность и принадлежность.
Если компании не удается создать позитивные мотивационные поведения в
регулярной ежедневной деятельности, тогда начинают преобладать привычки
из прошлого рынка. Для того чтобы чувствовать свою ценность, наши
сотрудники будут саботировать, красть, вступать в группы «нытиков» или
прекратят заботиться о своих обязанностях, и будут делать как можно
меньше. Большинство из этих альтернатив присущи украинскому рынку и
являются симптомами компаний, которые еще не научились удовлетворять
основные мотивационные потребности своих сотрудников.
К вышеупомянутому недостатку удовлетворения позитивной мотивации можно
добавить то, что сегодня многие из наших руководителей используют
привычные поведения из прошлого рынка, что на самом деле увеличивает
вред и приводит к демотивации сотрудников. Эти демотивационные привычки
проникают достаточно глубоко и чрезвычайно деструктивны. Злые
взаимодействия, личные оскорбления, система штрафов, публичная критика,
сложные задачи без должных полномочий и ресурсов, невыполнение
соглашений и обещаний – это лишь некоторые демотивационные поведения,
которые часто встречаются в наших компаниях.
Если мы хотим создать продуктивные компании, которые смогут сегодня
конкурировать на открытом рынке, мы должны понимать принципы бизнеса
высоко конкурентных компаний и убедиться в том, что мы используем
мотивационные поведения, которые принимают во внимание человеческую
потребность в успехе и принадлежности. Это основополагающие идеи,
которые делают лучшие компании лучшими. Они понимают, что счастливые,
успешные, увлеченные и ценимые сотрудники, обладающие чувством
собственного достоинства, зарабатывают для компании большие деньги.
Конечно, дело не только в этом. В лучших компаниях присутствует много
важных навыков и дисциплин, которые являются составляющей их успеха, но
позитивные мотивационные поведения - основа, с которой они все
начинаются.
|