КурсыMBAКомпанииГранты на обучениеВузыПовысь зарплату

EduMarket Образование
  Вход на сайт
 
Напомнить   
Запомнить меня
 
Пользовательское соглашение


Публикации и новости

Анонсы и релизы (592)

 

Бесплатные видеокурсы (3013)

 

Статьи (2986)

 

Новости (550)

 

Победители конкурса грантов (124)

 


 
СМИ / Статьи / Личные компетенции, рост и карьера / Работать в найме или стать предпринимателем?

Работать в найме или стать предпринимателем?



Кто из нас не мечтает о головокружительной карьере и высоком доходе? Люди  причину успеха в карьере других склонны видеть в везении, случае, знакомствах, но никак в тяжелом и самоотверженном регулярном труде и постоянных отказах в удовольствиях и во всем, что не приближает к цели. Что, собственно, ближе к истине? Давайте разберемся почему одни люди идут работать в наем, а другие, рискуя всем, становятся предпринимателями.

Многие знакомы с пирамидой мотивации по Маслоу.



По мнению автора, амбиции и карьера выходят на передний план как цель в случае, когда в зоне комфорта находятся физиологические потребности, потребности в безопасности, любви, сопричастности и дружбе. А раскрытие всех талантов человека и потребность в самореализации актуализирутся, когда в зоне комфорта находятся потребности в амбициях и карьере. Конечно, пирамида Маслоу, это только модель, которая дает некоторое представление о принципах актуализации разных мотивов в поведении человека.

На практике мы видим другую картину. Нередко успеха в карьере и бизнесе достигают люди, у которых, напротив, многие потребности не удовлетворены. Их неудовлетворенные потребности, комплексы становятся энергетическим толчком, который ломает обычные представления и делает немыслимое с точки зрения человека, находящегося в зоне комфорта по большинству потребностей.

Но опять же, не все люди с неудовлетворенными потребностями и комплексами способны совершать такие скачки в своем социальном статусе и достижениях. Почему это происходит?

Маслоу изучал эти феномены на примерах известных людей и обнаружил, что у людей бывает два типа мотивов.

Большая часть людей при достижении удовлетворения определенной потребности, попадая в зону комфорта, снижает уровень поисковой активности и деятельности вообще. Выбить из такой зоны комфорта человека довольно сложно. Как правило, это боль, которая запускается различными внешними факторами и приводит к тому, что человек начинает чувствовать дискомфорт. Такой тип мотивов Маслоу назвал "Дефицитарный".

Но есть люди, которые реагируют иначе на зону комфорта. Такие люди имеют цели и ценности, не связанные с зоной комфорта. Эти цели и ценности для них настолько значимы, что они готовы жертвовать зоной комфорта, переступать через ряд своих потребностей ради достижения своих сверх целей.
Такой тип мотивов Маслоу назвал "Мотивы роста и развития", а потребности достижения "Метапотребности".

Дефицитарные мотивы

Нацелены на изменение существующих условий, которые воспринимаются как неприятные и вызывающие напряжение. Обычно Д-мотивы являются стойкими детерминантами поведения и чем-то даже замещают черты личности. Д-мотивы соответствуют пяти основным критериям:
а) их отсутствие вызывает болезнь;
б) их присутствие предотвращает болезнь;
в) их восстановление излечивает болезнь;
г) в случае свободного выбора, человек предпочтет удовлетворить их;
д) они пассивны или вообще отсутствуют у здорового человека.

Мотивы роста или метапотребности (бытийные, B-мотивы)

Имеют отдаленные цели, связанные со стремлением актуализировать потенциал человека. В-мотивы должны обогатить и расширить жизненный опыт, увеличить напряжение через приобретение нового опыта.

Маслоу указывал, что поведение самоактуализировавшихся личностей мотивировано как раз метапотребностями.

Эти потребности представлены в очень абстрактной теории, но вполне конкретны для каждого человека. Кроме того, метопотребности точно переплетены с отвергнутой потребностью самоактуализации. Например: адвокат в своей работе ищет справедливость потому, что просто любит преследовать недостижимую цель.

Маслоу предположил, что метапотребности в отличие от Д-мотивов важны в равной степени и не имеют никакой иерархии. Следовательно, одна метапотребность может быть заменена другой, если таковы обстоятельства. Талантливый человек может стремиться к красоте через творчество, но позже он может получать не меньшее удовольствие от воспитания детей. Согласно Маслоу, В-мотивы, как и Д-мотивы являются инстинктивными, т.е. имеют биологическую природу. Следовательно, они должны быть удовлетворены, если человек хочет сохранить психическое здоровье и достичь максимума своих возможностей.

Что мешает этому? Большинство людей отрицают свои дефицитарные потребности и не удовлетворяют метапотребности. Кроме того, депривация метапотребностей, в отличие от депривации Д-потребностей не переживается человеком как осознанное желание. Тем не менее, неудовлетворение метапотребностей подавляет рост и развитие здоровой личности.

Удовлетворение метапотребностей важно для каждого человека с точки зрения его психического здоровья. Однако, проведенные исследования подтверждают, что у предпринимателей в более значительной степени выражены потребности роста и развития, чем у тех, кто комфортно чувствует себя в найме.

Если вы чувствуете в себе мощные мотивы роста и развития, не откладывайте, пробуйте себя в предпринимательской деятельности и получайте от жизни больше удовольствия.

Посмотрите курсы и тренинги для предпринимателей и стартаперов >>>

Алла Носкова,
Генеральный директор ООО "ЕдуМаркет"

Другие статьи
Все статьи, Курсы карьера
Пользовательское соглашение       Обратная связь       Карта сайта

© 2006—2024 Edumarket