КурсыMBAКомпанииГранты на обучениеВузыПовысь зарплату

EduMarket Образование
  Вход на сайт
 
Напомнить   
Запомнить меня
 
Пользовательское соглашение


Публикации и новости

Анонсы и релизы (0)

 

Бесплатные видеокурсы (0)

 

Статьи (0)

 

Новости (1)

 

Победители конкурса грантов (0)

 


 
СМИ / Новости / Образование, коучинг, навыки тренера / Проект "5-100": каким будет будущее высшей российской школы?

Проект "5-100": каким будет будущее высшей российской школы?

Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО) / Все публикации компании
Перед системой российского высшего профессионального образования стоит непростая задача – соответствовать современным темпам мирового развития, не теряя при этом славных академических традиций. Проект повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров "5-100" призван способствовать наращиванию научно-исследовательского потенциала российских университетов, укреплению их конкурентных позиций на глобальном рынке образовательных услуг. Цель программы — к 2020 году обеспечить вхождение не менее пяти российских вузов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно QS World University Rankings. В программе участвуют 100 российских университетов, каждый из которых борется за повышение качества системы высшего образования и улучшение позиций университета в мировом рейтинге.

Чистякова Марианна Александровна, начальник Управления стратегического развития, директор Дирекции программ развития Университета ИТМО, менеджер программы повышения конкурентоспособности Университета ИТМО среди ведущих мировых научно-образовательных центров (Программа «5-100»), ответила на вопросы Edumarket.ru об итогах двухлетней работы Университета, о планируемых изменениях в образовательных программах в рамках проекта, а также об общем состоянии российской образовательной сферы. 

Прошло уже два года с момента запуска проекта "5-100". Можете ли вы сделать уже какие-то выводы по проделанной вами работе?

Университет ИТМО, став участником Проекта 5-100 в 2013 году, взял вектор на интернационализацию всех направлений деятельности вуза. Сейчас у нас функционируют 43 международных научных лаборатории, осуществляющие исследования и разработки в областях фотоники и оптики; интеллектуальных технологий и робототехники; «умных» материалов, наноматериалов и нанотехнологий; естественных наук; наук о жизни и здоровье. Международные лаборатории возглавляются одновременно зарубежными и российскими учеными, что позволяет объединить на одной площадке усилия и опыт специалистов с мировым именем и значительно повысить качество научно-исследовательской деятельности вуза. В университете активно развивается международное образовательное сотрудничество, открыты 40 новых совместных программ магистратуры и аспирантуры, в том числе «двойных дипломов», с университетами Германии, Финляндии, Нидерландов, Эстонии и др.  Мы открыли зарубежное представительство Университета ИТМО в самом сердце Европы – Брюсселе, что стало одним из центральных событий 2014 года. Это позволило расширить возможности сотрудничества с иностранными партнерами и сделало его более интенсивным.

За 2 года реализации Проекта и предпринимаемых активных действий по трансформации и развитию университета мы стали центром притяжения талантливых студентов, педагогов и исследователей, в том числе зарубежных. В 2014 году Университет ИТМО привлек наибольшее число магистрантов среди российских вузов, 42% из них – выпускники других университетов; по сравнению с 2013 годом более чем в 2 раза увеличилось число иностранных сотрудников и почти в 1,5 раз возросло число иностранных студентов.

Кроме того, в Университете ИТМО выстраивается уникальная среда для поддержки и реализации студенческих инициатив, проектов молодых ученых, для развития талантов и самореализации молодежи в научной, инновационной, социальной деятельности. В 2014 году была поддержана инициатива студентов по созданию ФабЛаба, успешно функционирующего в настоящий момент; студенты уже несколько лет успешно реализуют социальные проекты, ряд из которых выходят на уровень социального предпринимательства (международный фестиваль социальных проектов «ТЫ нужен людям!»). Студенты Университета ИТМО завоевывают множество призов и наград в престижных международных, национальных, региональных конкурсах и соревнованиях. И мы гордимся, что являемся непревзойденными чемпионами мира по программированию, в 2015 году в шестой раз доказав свое лидерство в данной области.

Вы чувствуете у себя силы реализовать задачу выхода в лидеры мировых рейтингов? Согласитесь, что конкуренция довольно жесткая, и необходимо не только соответствовать всем заявленным параметрам, но и выделяться среди конкурентов.

Университет ИТМО, ориентируясь на лучшие мировые практики, идет по пути становления мирового университета, исследовательского «по содержанию» и предпринимательского «по духу». Мы понимаем, что конкуренция на мировом рынке научно-образовательных услуг растет с каждым годом. Проекты и программы государственной поддержки, направленные на развитие и повышение конкурентоспособности ведущих национальных университетов, реализуются во многих странах, и конкурентная борьба за талантливых студентов, ученых, преподавателей, за финансы и другие ресурсы между вузами объективно только усиливается. Стремительное продвижение на мировую арену могут обеспечить только прорывные исследования и перспективные проекты с высоким научно-исследовательским и инновационным потенциалом (исследования и проекты в тех областях, в которых Университет ИТМО может конкурировать с мировыми лидерами). Мы обладаем уникальным научно-образовательным профилем и двигаемся по пути занятия лидирующих позиций в областях своих компетенций – информационных и фотонно-оптических технологий, ориентируясь на решение глобальных задач, одинаково актуальных для всего мирового сообщества. В частности, речь идет о завоевании Университетом ИТМО лидирующих позиций в сфере безопасности (в первую очередь информационной); сохранения, обеспечения доступа и генерации новых объектов мирового культурного наследия и др. Мы активно развиваем международный бренд, и вопросы брендинга и управления репутацией вышли у нас на первый план. Университет ИТМО существенно активизировал участие в крупных международных проектах, значимых международных мероприятиях, конференциях, выставках, стремительно расширяет коллаборационные связи и усиливает присутствие своих экспертов на мировой научно-образовательной арене. Все это позволяет с некоторым оптимизмом смотреть на амбициозную задачу, которую решает сейчас Университет ИТМО, объединивший усилия всех, кому не безразлично будущее университета.

Как вы собираетесь привлекать иностранных преподавателей? Повлияли ли каким-то образом на взаимодействие с иностранными ВУЗами санкции и кризисная ситуация?

Мне приятно констатировать тот факт, что санкции не повлияли на работу по образовательным и научным проектам с нашими зарубежными коллегами. Мы уже активно привлекаем иностранных преподавателей по программе международного рекрутинга «ITMO Fellowship&professorship», по линии научно-образовательного сотрудничества наших ученых.

Каким образом Вы привлекаете зарубежных абитуриентов и студентов из каких стран Вы хотите видеть в Вашем ВУЗе?

С каждой страной мы работаем по индивидуальному подходу, учитывая специфику рынка абитуриентов. Стратегии дифференцируются в зависимости от географии и программы обучения.  Так, на образовательные программы полного цикла мы привлекаем студентов из Китая, Вьетнама и, конечно, стран СНГ.  На международные образовательные программы мы активно принимаем студентов из Европы, США, Азии. Для привлечения большего количества студентов из дальнего зарубежья мы открыли в 2015 году краткосрочные программы – модули, которые призваны познакомить иностранных студентов с университетом. Так, на короткие программы уже приехали студенты из Финляндии, США, Мексики, Китая.

В связи с участием в проекте "5-100" планируете ли вы модернизировать образовательные программы? Изменится ли их формат, доступность, содержание?

Безусловно, участие в Проекте 5-100 стимулирует и обеспечивает существенную модернизацию образовательных программ университета. Во-первых, как я уже говорила, в Университете ИТМО с 2013 года активно реализуются совместные международные образовательные программы магистратуры и аспирантуры, в том числе «двойных дипломов». Во-вторых, с 2015 года в Университете ИТМО запущена работа по развитию образовательных программ прикладного характера. Создается новый тип программ прикладного бакалавриата совместно с иностранными вузами, включающих отдельные блоки и модули образовательных программ наших зарубежных партнеров. Кроме того, сейчас разрабатываются уникальные образовательные программы базовых магистерских кафедр Университета ИТМО. Все эти программы проблемно-ориентированы и заточены на конкретные задачи и потребности индустрии, а также выпуск высококлассных специалистов, максимально подготовленных к работе в конкретной отрасли.

Чего именно, по вашему мнению, не хватает российским ВУЗам, чтобы в полной мере соответствовать международному образцу образования?

Не хватает ОПЫТА! Качественного опыта по работе на международном уровне педагогических и научных работников, административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала, всех сотрудников университета. Но это тот недостаток, который, как известно, уходит со временем. Времени у нас не так уж и много, поэтому мы проактивны и нацелены исключительно на результат.

Справка о спикере

Чистякова Марианна Александровна, начальник Управления стратегического развития, директор Дирекции программ развития Университета ИТМО, менеджер программы повышения конкурентоспособности Университета ИТМО среди ведущих мировых научно-образовательных центров (Программа «5-100»). Управление создано в 2013 году.

В 2003 г. с отличием окончила факультет социологии и философии Удмуртского государственного университета (УдГУ). 2002-2003 гг. – основатель и главный редактор студенческой газеты факультета социологии и философии УдГУ (2003 г. – газета занимает второе место в общеуниверситеском конкурсе факультетских газет). С 1998 г. по 2003 гг. – практикующий социолог; прошла путь от интервьюера до руководителя исследования (социологические, маркетинговые, электоральные исследования).

В 2003 г. поступила в очную аспирантуру факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ). В 2006 г. защитила кандидатскую диссертацию на соискание ученой степени кандидата социологических наук по специальности 22.00.08 «Социология управления».

С 2002 г. неоднократно проходила курсы повышения квалификации, в том числе по программам: «Интегрированные маркетинговые коммуникации» (УдГУ), «Современная социология: исследовательские и образовательные стратегии» (СПбГУ), «Современные социологические подходы и теории» (СПбГУ), «Управление проектами с помощью MSProject» (SoftLine), «Инновационные образовательные технологии» (Университет Твенте, Нидерланды»), «Проектный менеджмент» (PMI), «Повышение конкурентоспособности университета» (MIT, США) и др.

Победитель конкурсов научных работ аспирантов и молодых ученых факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета (2004, 2005). Победитель конкурса грантов Правительства Санкт-Петербурга для студентов и аспирантов (2005).

В 2004 – 2006 гг. вела педагогическую деятельность на факультете социологии СПбГУ и факультете государственного и муниципального управления Высшей школы экономики, Санкт-Петербургский филиал (дисциплины: «Управление социально-экономическими процессами», «Менеджмент»). 

С 2004 по 2006 гг. работала на факультете социологии СПбГУ инженером кафедры социального управления и планирования, 2008 г. – младший научный сотрудник Ресурсного центра социально-гуманитарных исследований факультета социологии СПбГУ.

С 2006 г. по 2008 гг. – ведущий специалист отдела проектного менеджмента СПбГУ, менеджер Дирекции «Инновационной образовательной программы СПбГУ».

С 2008 г. работает в Университете ИТМО: начальник отдела международных проектов и программ Управления по развитию проектной деятельности (2008-2010 гг.), начальник отдела стратегического планирования и развития (2010-2013 гг.), начальник управления стратегического развития (с 2013 по н.в.). С 2009 по 2011 гг. – начальник организационного отдела Дирекции программы развития НИУ ИТМО, с 2014 г. – директор Дирекции программ развития Университета ИТМО.

Автор, разработчик, соисполнитель ряда проектов и программ в сфере высшего образования и социальной деятельности, в том числе «Инновационный образовательный проект СПбГУ» (в рамках приоритетного национального проекта «Образование»), «Интеграция науки, образования, бизнеса: векторы трансформации» (РГНФ), «Университет третьего возраста», «Создание и развитие Университета Шанхайской организации сотрудничества», «Программа развития НИУ ИТМО», «Программа повышения конкурентоспособности Университета ИТМО» и др.






Другие новости
Все новости, Тренинг для тренеров
Пользовательское соглашение       Обратная связь       Карта сайта

© 2006—2024 Edumarket