КурсыMBAКомпанииГранты на обучениеВузыПовысь зарплату

EduMarket Образование
  Вход на сайт
 
Напомнить   
Запомнить меня
 
Пользовательское соглашение


Публикации и новости

Анонсы и релизы (592)

 

Бесплатные видеокурсы (3013)

 

Статьи (2986)

 

Новости (550)

 

Победители конкурса грантов (124)

 


 
СМИ / Статьи / Образование, коучинг, навыки тренера / 7 способов запоминать больше и учиться быстрее

7 способов запоминать больше и учиться быстрее



Перестаньте жалеть о том, что быстро забываете важную информацию. Ведь вы можете развивать свою память или хотя бы использовать её текущий потенциал по максимуму. Для этого есть несколько простых и эффективных техник.

Наука памяти

Чтобы разобраться в техниках запоминания, сначала давайте рассмотрим, как же работает память.

Если она является для вас загадкой, то вы не исключение. Учёные и философы уже по меньшей мере 2 000 лет пытаются понять, как функционирует память, и всё ещё совершают новые открытия. К примеру, за очередной прорыв в этом направлении группа британских учёных недавно получила крупнейшую премию в области нейронауки — один миллион евро. Они нашли в мозге белок, который играет ключевую роль в формировании и потере памяти. Ещё больше открытий ждёт нас впереди.

Согласно последним представлениям о работе памяти, выделяют три её этапа.

Кодирование

Первый этап, кодирование, протекает, когда вы наблюдаете какое-нибудь событие или любую другую информацию. В это время мозг начинает осознанно впитывать звуки, изображения и прочие доступные чувствам данные. К примеру, представьте свой первый визит в Лас-Вегас. Ваши воспоминания об этом событии формируются визуальными образами (роскошные здания, буйная растительность), звуками (звон игровых автоматов) и запахами (специальные ароматы, которые распыляют в каждом казино).

Если свяжите с этой чувственной информацией какие-нибудь факты или другой подтекст, вы задействуете процесс под названием «семантическое кодирование». Например, в Лас-Вегасе можно построить ассоциации между отелем-казино «Белладжио», его положением на карте и тем фактом, что каждые 30 минут местный танцующий фонтан устраивает шоу. Так вы сможете закодировать «Белладжио» с помощью семантической памяти.

Как предполагают исследователи, мы запоминаем информацию быстрее и храним её дольше, если подбираем к ней ассоциации в процессе семантического кодирования.
Хранение

Все закодированные частички информации хранятся в разных участках мозга. Его нервные клетки, нейроны, обмениваются сигналами о поступлении новых данных и создают между ними временные или долгосрочные связи. Именно активность нейронов и сила этих связей, по мнению нейробиологов, обеспечивают работу памяти.

Различают два типа памяти: кратковременную и долговременную. Кратковременная, или рабочая, память — это своего рода буфер вашего мозга. Попавшая в неё информация будет храниться до того момента, пока не окажется стёртой или загруженной в долгосрочную память. Например, вы запоминаете, что хотите заказать на обед, до совершения заказа. Как только еда доставлена и съедена, мозг избавляется от этой информации.

Долговременная память содержит воспоминания, которые вы храните от нескольких дней до многих лет. К ним можно отнести знание основ езды на велосипеде или первый ужин с любимым человеком.

Мозг поддаётся тренировке так же, как и мышцы, а если не использовать память, её можно потерять.

Воспроизведение

Наконец, чтобы извлекать воспоминания из памяти, мозг обращается к ранее созданным нейронным связям. Повторное воспроизведение информации укрепляет эти связи и воспоминания. Поэтому техники повторения с помощью флеш-карточек или заметок помогают удерживать мысли в голове.

Когда вы помните информацию, вы не храните точную копию события или факта, к которым она относится, потому что воспоминания смешиваются с новыми данными о реальности.

Воспоминания не остаются статичными, их могут дополнять новые факты и связи между ними. Таким образом, воспроизведение старых мыслей в памяти можно считать творческим переосмыслением.
По этой же причине воспоминания могут быть ошибочными или существенно меняться со временем.

Теперь, когда мы разобрались в работе памяти, можно применять эти знания, чтобы запоминать и учиться эффективнее.

Секреты эффективного запоминания
  • Ведите здоровый образ жизни
Улучшив общее состояние здоровья с помощью хорошего сна, регулярных физических упражнений и правильного питания, вы не только укрепите тело, но и улучшите работу мозга. В том числе, и память.
  • Используйте ассоциации
Ассоциации играют ведущую роль в работе мнемотехник — правил и приёмов для эффективного запоминания. Вот несколько самых популярных из них.

Мнемонические фразы. Чтобы детям было проще запоминать цвета радуги, ещё в детском саду их знакомят с фразой «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Как вы знаете, первые буквы каждого слова являются первыми буквами цветов. А для тех, кто путает слова «одеть» и «надеть», есть поговорка «Одеть Надежду, надеть одежду». Обе фразы помогают запомнить несвязанные элементы, вписывая их в общий контекст.
Аудиальные ассоциации. Ещё одно мощное мнемоническое средство — это музыка. Она структурирует информацию и подталкивает к повторению. Так, запомнить навязчивую песню намного проще, чем длинную последовательность слов или букв. Если в школе вы учили английский алфавит, возможно, учитель включал для вас знаменитую песню ABC song. Миллионы детей запоминают с её помощью английские буквы.

Рифмы. Возможно, вы знакомы со стихотворением, которое учат, чтобы помнить значение числа Пи. На его примере вы можете убедиться, что, с точки зрения мнемотехники, рифмы близки к музыкальным ассоциациям. Когда конец каждой строки рифмуется с другим, это создаёт легко запоминающуюся структуру, похожую на песню. Только в этом случае без звука.

Визуальные ассоциации. Одной из ключевых техник, которые помогают нам удерживать воспоминания в голове, является визуализация. Слова и числа тяжело запоминать, потому что это абстракции, которые мозгу сложно зафиксировать. Но хранить в памяти визуальные образы намного проще. Поэтому старайтесь визуализировать сложную информацию в уме, чтобы дольше её помнить. Так, чтобы не забыть число 210, можно связать черты входящих в него цифр с похожими, но более яркими образами. Например, лебедь (2) плывёт к флажку (1), чтобы съесть пончик (0).
  • Стройте дворец памяти
Дворец памяти — ещё один приём, в основе которого лежат ассоциации. Его придумали ещё античные ораторы, и плод их творчества до сих пор считается удобной и эффективной техникой запоминания. Неважно, что именно вы хотите заучить — речь для выступления, детали рабочей задачи или продукты в списке покупок, — дворец памяти поможет со всем.

Нельсон Делис (Nelson Dellis), четырёхкратный победитель чемпионата США по памяти: "Ведущей техникой, которую используем мы, лучшие ментальные атлеты, остаётся и всегда будет оставаться дворец памяти. Если вы хотите освоить одну из мнемотехник, выучите именно эту".

Суть дворца памяти такова: вы ассоциируете хорошо знакомое вам помещение и его содержимое с фрагментами запоминаемой информации. Например, можно представить свой дом и связать понятия, которые хотите запомнить, с любыми предметами интерьера. Это работает, поскольку вы мысленно прикрепляете новые образы к тем, которые уже хорошо помните.
  • Запоминайте информацию по частям
Чтобы быстрее запоминать большие объёмы информации, вы можете заучивать её маленькими частями. Скорее всего, с этой техникой вы уже сталкивались. Например, когда запоминали телефонный номер. Ведь ту же последовательность цифр проще заучить разбитой на фрагменты (888 555 0000), чем целиком (8885550000). По мнению учёных, средний человеческий мозг способен хранить в краткосрочной памяти до четырёх элементов одновременно. Но, группируя новые данные, мы можем преодолеть этот лимит.

Правильное дробление информации включает классификацию элементов, поиск в них закономерностей и структуризацию. Чтобы применить этот метод, скажем, для запоминания иностранной лексики, можно сгруппировать незнакомые слова по темам, а затем разделить на небольшие группы. После этого можно учить одну группу за другой с помощью остальных приёмов запоминания.
  • Конспектируйте новую информацию от руки
Есть несколько причин, по которым запись текста от руки помогает запоминать его лучше, чем ввод на клавиатуре. Когда вы выводите каждый символ вручную, этот процесс стимулирует область мозга под названием «ретикулярная активирующая система». В результате мозг уделяет больше внимание записанному. Как показывают исследования     [1] Pam A. Mueller, Daniel M. Oppenheimer. The Pen Is Mightier Than the Keyboard. Advantages of Longhand Over Laptop Note Taking.  , когда люди конспектируют с помощью ноутбука, они записывают содержимое лекций дословно. А во время ручной записи мы чаще перефразируем материал, следовательно, больше вовлекаемся в учебный процесс. Вы извлечёте двойную пользу, если добавите в заметки визуальные образы, превратив конспекты в ментальные карты.
  • Используйте интервальные повторения
Вы можете долго готовиться к экзаменам или просто учить что-то для себя, а затем мгновенно забыть всё, что совсем недавно хорошо помнили. Если мы не повторяем информацию регулярно, то забываем её в течение нескольких дней или недель. Это природная специфика работы человеческого мозга. Чтобы запомнить что-либо надолго, вроде иностранных слов или профессиональной информации, нужно повторять это через определённые промежутки времени. Такую технику называют интервальным повторением.
  • Делитесь заученной информацией с другими
Как говорится, лучший способ выучить любую тему — объяснить её другим. В научных работах этот феномен называют эффектом протеже. В рамках одного из исследований специалисты наблюдали, как пересказ выученной информации влияет на успеваемость студентов. Учащиеся объясняли новый материал виртуальному собеседнику и по итогам раскрыли несколько преимуществ такого подхода. Он помог студентам найти пробелы в знаниях и структурировать их, а также поспособствовал более тщательному изучению предметов.

По материалам Lifehacker
Другие статьи
Все статьи, Тренинг для тренеров
Пользовательское соглашение       Обратная связь       Карта сайта

© 2006—2024 Edumarket