Технические специальности последнее десятилетие явно в фаворитах. Гуманитарные же дисциплины оказались где-то на периферии, а слово «гуманитарий» незаметно стало ругательным. Разве это заслуженно?
На днях в Японии министерство образования выпустило приказ о закрытии гуманитарных факультетов государственных вузов, чтобы «развивать сферы, более удовлетворяющие запросам общества». 26 университетов уже подтвердило свои намерения либо закрыть факультеты, либо их реорганизовать. А 17 государственных учреждений высшего образования Японии останавливают приёмные кампании на направления в сфере юридических и экономических наук. Такое решение — прямое следствие образовательной политики премьер-министра Японии Синдзо Абэ, имеющей более «практикориентированное профессионально-техническое направление».
Похожую мысль ещё в 2011 году высказал Дмитрий Медведев: "Я абсолютно уверен в том, что технические вузы должны быть абсолютно профильными. Всю непрофильную деятельность оттуда нужно изъять, а тот, кто не хочет с ней расстаться, пусть тогда закрывается. Или преобразуется в гуманитарный вуз".
Новость из Японии — ошеломительное по уровню своего цинизма известие. Целая страна отказывается от преподавания студентам литературы, философии, искусствоведения, культурологии и общественных наук. Целая страна отказывается обсуждать со следующим поколением граждан вопросы этики, эстетики, сознания, познаваемости мира, субъективности опыта. Целая страна готова признать, что внутренние переживания, поиски идеала, ответов на вечные вопросы, своего места в обществе и мире — неважны.
Но самое страшное состоит в том, что это вовсе не уникальный инцидент. Гуманитарные факультеты сокращаются практически во всех странах мира. В 2013 году Американская академия искусств и наук опубликовала
отчёт о печальном положении дел, обращая внимание и на низкую подготовку преподавателей гуманитарных наук (по причине такой же низкой государственной заинтересованности в таких специалистах), и на урезанное финансирование гуманитарных факультетов, и на низкий поток студентов на гуманитарные специальности, и на жалкие возможности для их последующего трудоустройства. На педагогических симпозиумах обсуждаются проблемы преподавания STEM-дисциплин и нехватки подобных специалистов на рынке труда; родители требуют, чтобы их дети получали «реальные»
высоковостребованные навыки, наличие которых легко проверить и монетизировать в будущем.
Нам нужны «технари». Инженеры, разработчики, автоматизаторы производственных процессов. Это и есть
запросы современного общества. Мы хотим колонию на Марсе и искусственный интеллект. Нейросети интерпретируют картины Мунка и Ван Гога, а люди считают, что юношеству это не нужно.
Никто не спорит с тем, что естественно-научное и техническое образование несут в себе замечательный педагогический потенциал. Но, пока спрос на такое образование неизбежно высок, его необходимость даже не нуждается в обосновании. Опасения вызывает то, что гуманитарным наукам требуется адвокат. Общество совершенно забыло о том, что человеческая жизнь не сводится к профессиональной деятельности.
Марта Нуссбаум в 2010 г. написала небольшую, но наполненную тревогой книгу «Не ради прибыли: зачем демократии нужны гуманитарные науки». Открывается она цитатой Рабиндраната Тагора, к которому, кстати, в образовательном сообществе Индии в последнее время относятся весьма снисходительно (что тоже показатель современного уровня бездушия): "История сегодня оказалась на таком этапе развития, когда нравственный, гармоничный человек все чаще и чаще, фактически сам того не осознавая, уступает дорогу... человеку коммерческому, ставящему перед собой ограниченные цели. Этот процесс, в сочетании с невероятными успехами науки, достигает гигантских масштабов и обретает огромную власть, приводя к нарушению нравственного равновесия человека, к сокрытию его человеческих качеств в тени бездушной организации".
Вызывает неподдельное беспокойство нынешняя гонка за результативностью и конвертируемостью знаний в денежную валюту. Образовательная система серьёзно больна прагматизмом и утилитарностью; мы стремимся отрицать те знания, которые нельзя применить прямо сейчас и получить мгновенный результат.
Давайте подумаем, от чего мы отказываемся, упраздняя гуманитарные факультеты.
- Глобальное мышление. Изучение гуманитарных наук даёт многие навыки, весьма приветствуемые и в мире точных: критическое мышление, умение задавать вопросы и аргументировать свою позицию. Такими материями, как культура и искусство, движет сила вдохновения; и именно эта сила необходима для положительных изменений, скажем, в бизнесе или политическом устройстве. А в век всё ускоряющихся перемен способность увидеть связь между культурами, эпохами, поколениями обладает прямо-таки живительными свойствами.
- Умение интерпретировать. Изучение человека в многообразии его взаимодействия с другими людьми и с самим собой — это возможность осознать ценность разных культур, подходов, видов мышления; подойти к событию или явлению с разных сторон. Это идеальный фундамент для масштабной исследовательской работы.
- Концентрация внимания и контекстуальное мышление. В век информационных технологий это умение оказалось на грани исчезновения. Краткие содержания, быстрый сёрфинг, короткие видеоролики, аннотации, поверхностное потребление, мультизадачность — типичный подход миллениалов к обработке информации. Фрагментарное, клиповое мышление. Уметь остановиться, вжиться в ситуацию, создать историю и контекст, а не выдирать из него отдельные элементы — разве это не полезнейшие упражнения для зрелого ума?
Елена Брызгалина, заведующий кафедрой философии образования философского факультета МГУ, специалист по философским проблемам биологии и медицины, в радиопередаче «ПостНауки» вполне себе примиряет эти «запросы современного общества» и фундаментальную ценность философии, ошибочно записываемую в категорию оторванных от реальности дисциплин: "...даже при подготовке специалиста по узким направлениям — биолога-генетика, математика — философия будет способствовать порождению новых идей в профессиональной области, пониманию места своей профессии в обществе, не говоря уже об этических основаниях собственной деятельности".
Стив Джобс, безвременно ушедший идол молодёжи, икона последователей технологического прогресса и тех, кто знает толк в бизнес-процесах, на презентации iPad в далёком 2010 г. сказал:"Для компании Apple практически на генетическом уровне недостаточно одной лишь технологии. Технология, сроднившаяся с искусством, с наукой о человеке — вот что приводит к результатам, от которых душа поёт".
Конечно, гуманитарии не собираются сдаваться. Выставки будут проводиться, кино будет сниматься, мультики будут рисоваться, стихи будут читаться, музыка будет играться. Главное — не допустить ухода гуманитарных дисциплин в подполье. Каждый человек имеет право осознать себя именно человеком, а не специалистом узкого профиля, каким бы престижным и высокооплачиваемым этот профиль ни был. Иронично, что именно в педагогике США — стране, одной из первых начавшей поддерживать развитие технических дисциплин (STEM — science, technology, engineering, mathematics), — в противовес этому появилось направление STEAM (science, technology, engineering, art and mathematics). Это вообще не новое направление, а подход самого что ни на есть классического образования, просто под новым соусом. Ректор Новосибирского государственного университета, кстати, совершенно согласен с тем, что без гуманитарных направлений университет не может нести свою социокультурную миссию.
Многие общественные деятели (например, Джордж Лукас) заявили о том, что блока STEM недостаточно для развития людей, способных поднять экономику. Без творческой составляющей человек не способен создать что-то новое. Поэтому в аббревиатуру вписали ещё компонент — Art.
И вот эта буква A, поселившаяся в модной аббревитуре, и служит успокоением и немым напоминанием: разрабатывая инструменты познания и преобразования реальности, не забывайте о субъекте этого познания и преобразования.
По материалам
Newtonew