Федор Рагин, программы Executive MBA "Стратегия", проректор ИМИСП, убежден: не всякий менеджер способен видеть общее, мыслить стратегически. Менеджер может не быть стратегом, но совершенно точно он должен быть осведомлен о стратегии компании. О стратегах и лидерах "Сочетать для руководителя качества лидера и стратега, конечно, неплохо. Но стратег не обязательно лидер, а лидер – не обязательно стратег. Сегодня есть много компаний, которые в силу эволюции не нуждаются в лидерах. Компания формализована и работает как механизм, первичная фаза, где требовался яркий лидер, пройдена. Если обратиться к 1990-м годам или к началу нулевых, когда российский бизнес был молод, тогда лидеров у руля компаний было больше. Сейчас российские компании приходят в регулярное состояние, и появляется спрос на стратегов. Лидер – это такой экспресс-вариант, он возвращается в компанию в кризисное для неё время, вдохновляет и не дает структуре развалиться, а потом уходит, то есть является незаменимым на короткое время. Можно ли выучиться на стратега? Можно получить знания, набраться некоторых техник, но, если нет способности к синтезу, стратега не получится. Я видел много людей с отличной памятью и хорошим умом, тем не менее, они не могли сделать шаг от частного к общему, были парализованы анализом либо поглощены какой-то одной моделью, не понимая, что она где-то неуместна, в чем-то неадекватна. Учиться мыслить стратегически нужно той части менеджеров, которые ставят перед собой сложную цель и желают, образно говоря, расширить картинку, хотят, чтобы изменилась парадигма мышления. Наш выпускник, управленец в семейном холдинге, рассказал, что после окончания программы к нему пришло стратегически выверенное решение структурировать холдинг, и он смог убедить сделать это других совладельцев. Раньше решиться на этот шаг было почти невозможно. Безусловно, компания выигрывает у конкурентов, если у руля менеджер-стратег. Быть сугубым оппортунистом, ориентируясь на текущую конъюнктуру, выгодно лишь в коротком периоде". О бизнесе и государстве «Крупный бизнес в России рассуждает так: если мы не нуждаемся в работе с государством как клиентом или поставщиком, то от него надо держаться подальше, в том числе, размещая свои ценные бумаги на зарубежном фондовом рынке и проводя IPO там же. Сколько сделок по купле-продаже бизнеса проходит в России, а сколько – за пределами? Счет не в пользу внутренних сделок. Бизнес ведется за пределами страны, и это абсурд и гримаса времени. Бизнес боится власти, избегает её, им не удается договориться. Если бизнес не может обойтись без государства как партнера, тогда в этих отношениях царит коррупция. Преодолеем её – станем экономически развитой державой, нет – будем пребывать там же, где и сейчас. При этом мяч на поле государства. Я считаю, что государство задолжало бизнесу структурную реформу, где одна из главных составляющих – защита бизнеса от посягательств чиновников. Нужны реформы, направленные на устранение коррупции, для своего нормального развития бизнесу требуется политика правового государства. Речь не идет о смене партии или строя, бизнес в принципе аполитичен, он требует прежде всего честного отношения к себе. Страх перед государством должен уйти, а у нас пока компания, достигнув определенного веса, нередко думает: я уже слишком большая, чтобы быть незаметной, и начинает стремиться вовне, стремясь защитить свои капиталы, и это очень печально.» Газета «Деловой Петербург», №132 (3629), 30.07.12 Юлия Соборницкая Презентация программы >>>
|