Где доходы выпускников
бизнес-школы после получения дипломов растут быстрее всего? Нет, не в Северной Америке. И не в Европе. В Латинской Америке. На втором месте – Азия. В чем особенность азиатского MBA?
Степень MBA является американским изобретением – первая программа такого формата была запущена в 1908 году в Harvard Business School. США до сих пор остаются мировым локомотивом делового образования, а вторым важнейшим регионом на мировой карте MBA является, безусловно, Европа. Тем не менее, в последние годы наблюдается рост интереса к подобным программам в Азии.
Бизнес-школы – лидерыЗападные бизнес-школы охотно запускают партнерские проекты со своими восточными коллегами и открывают филиалы в быстро развивающихся странах. Ими движет желание не только укрепить силу своего бренда в глобальном масштабе, но и оказаться причастными к экономическому подъему и быстрому технологическому развитию, характерным для региона сегодня. В 2015 году в рейтинге Financial Times представлено в общей сложности 13 бизнес-школ из региона:
Бизнес-школы Азии в рейтинге Financial Times-2015Китай - CEIBS, HKUST, University of Hong Kong, CUHK, Antai и Fudan
Индия - Indian Institute of Management, Ahmedabad; India School of Business; Indian Institute of Management, Bangalore
Сингапур - INSEAD, National University of Singapore, Nanyang Business School
Южная Корея - Sungkyunkwan University
12 заведений занимают строчки выше 60-й, а высшей позицией – если не считать французско-сингапурский INSEAD на шестом месте – является №11, принадлежащая китайской CEIBS.
В сводной таблице неамериканских
программ MBA по версии Bloomberg BusinessWeek, состоящей из 27 строк, CEIBS занимает 17 позицию, Hong Kong University of Science and Technology – 18, а National University of Singapore – 22.
Новые партнерства между европейскими или американскими школами, с одной стороны, и азиатскими, с другой, появляются буквально каждый год:
- У National University of Singapore есть двойные программы с французской HEC и американской Yale.
- IESE запускают совместную программу EMBA с CEIBS.
- Audencia Nantes School of Management сотрудничает с Beijing Institute of Technology и Tsinghua University’s School of Continuing Education.
- Esade Business School – с Guanghua School of Management.
- Tsinghua University, Fudan University и CEIBS, Kellogg School of Management – с HKUST и Guanghua.
- MIT Sloan почти 20 лет назад запустили партнерство с китайскими Tsinghua University и Fudan University, затем с Indian School of Business, а теперь в сотрудничестве с Bank Negara Malaysia намереваются открыть Asia School of Business.
И это далеко не полный список, а всего лишь несколько примеров успешного кросс-культурного взаимодействия.
Азиатские школы ценят западную методологию и перенимают специфику организации учебного процесса. Европейцы и американцы заимствуют у азиатского бизнеса кейсы, которые разбирают со студентами со всего земного шара. Умение сочетать глобальное и локальное является одним из главных навыков для успешного ведения бизнеса в наши дни, и этот принцип как нельзя лучше реализуется в восточных школах.
MBA в Азии: рост зарплаты 109%Отдача от получения MBA в Азии ощутимее, чем в Европе. По данным Financial Times, обладатель диплома MBA в Азии и Океании после выпуска может рассчитывать на рост зарплаты в 109%, что составляет $69 тыс. Лучше статистика только в Латинской Америке – 113% и $90 тыс. Для Северной Америки и Европы эти показатели составляют 90% и $63 тыс. и 83% и $57 тыс. соответственно.
Однако это еще не означает, что азиатские студенты предпочитают учиться на родине. Процент тех, кто решает получить MBA на родине, наиболее высок в Сингапуре – 40% (по данным Graduate Management Admissions Council). Сингапурские университеты – в отличие от, например, индийских – могут предложить приглашенным зарубежным преподавателям более конкурентоспособные оклады и более развитую инфраструктуру. Поэтому эту страну часто называют «воротами в азиатское
бизнес-образование». Добавьте к этому факт, что по статистике Всемирного банка Сингапур занимает первую строчку в рейтинге стран, где проще всего вести бизнес – и получится весьма привлекательная стартовая площадка для предпринимателя.
Академическая мобильность в секторе MBA
Многие китайцы уезжают за знаниями в США, что обусловлено не только соображениями престижа, но и национальной квотой: без малого две с половиной сотни китайских бизнес-школ (не входят в рейтинг FT – Executive.ru) имеют право выдавать в общей сложности не более 30 000 дипломов MBA ежегодно. Кроме того, китайское образование сильно политизировано. В 2014 году в рамках антикоррупционной кампании правительство вынудило высокопоставленных чиновников и менеджеров государственных предприятий прекратить обучение на программах
executive MBA. Бизнес-школы потеряли от 10% до 30% своих учеников и были обязаны вернуть им плату за обучение, что стало серьезным ударом и для бюджета учреждений, и для репутации китайской образовательной системы.
Для тех, кто нацелен на карьеру в банковском секторе, идеально подходит Гонконг: из 100 самых мощных банков мира примерно у 70% есть тут представительства. Неудивительно, что в University of Hong Kong в 2014 году 66% слушателей программ MBA были иностранцами – это прирост на 27% по сравнению с предыдущим годом.
Все шансы стать следующей ключевой точкой на образовательной карте Азии имеет Малайзия. На сегодняшний день эта страна является одиннадцатым в мире крупнейшим экспортером образовательных сервисов, а в ее школах, колледжах и университетах обучаются более 90 тыс. студентов, представляющих более 100 национальностей. Правительство Малайзии поставило перед Министерством образования цель максимально интернационализировать данный сектор. Для упрощения процесса выдачи виз иностранным студентам была создана организация Education Malaysia Global Services.
На местный рынок успешно выходят западные бизнес-школы – если считать только британские, то список уже будет выглядеть внушительно: Nottingham, Edinburgh, Henley, Strathclyde, Cass, Durham, Manchester… Видимо, уже в ближайшее десятилетие Малайзия займет значимое место в системе онлайн-образования: правительство выдвинуло инициативу, согласно которой количество иностранных студентов, подающих заявки на обучение в интернете, должно вырасти с 7 тыс. в 2010 году до 130 тыс. в 2020. Штаб-квартира Asia e-University, основанного совместными усилиями 31 азиатской страны, совершенно неслучайно находится в Куала-Лумпуре.
Студенты из РФ обращают внимание на КитайДля россиян
бизнес-образование в Азии до сих пор остается экзотикой. Профессор Сиечин Симин, директор программ MBA в CEIBS (самой престижной бизнес-школы в регионе), сообщает, что за последние пять лет у них не было студентов из России, однако в этом году на курс поступили два россиянина и один гражданин Казахстана.
«Исторически, российские студенты, планировавшие получить MBA, всегда ориентировались на Запад. Переубедить их было трудно, несмотря на невероятные перспективы роста и все возможности, которые им открывают Китай и Восточная Азия. Однако, в свете сложившейся вокруг России геополитической ситуации, мы видим ощутимую перемену в интересах молодых профессионалов: теперь они более охотно рассматривают Китай и CEIBS в частности как место получения делового образования», – говорит Сиечин Симин.
Рост азиатских экономик и емкость их внутренних рынков создают весьма привлекательные условия для развития бизнеса в регионе, в том числе иностранного – особенно на фоне европейской стагнации. Если вы планируете запустить собственную компанию в одной из азиатских стран, было бы вполне логично сначала потратить два года на образование в этом государстве – не только ради знаний, но и ради знакомства с местной корпоративной культурой и установления деловых связей. Менеджеры и предприниматели, проживающие и работающие в России, но регулярно имеющие дело с азиатскими контрагентами, периодически сталкиваются с проблемой разницы менталитетов, которая дает о себе знать при ведении переговоров. Таким специалистам тоже было бы полезно познакомиться с социальными и экономическими институтами иностранного государства «изнутри» – что проще всего сделать в качестве студента или слушателя курса.
Обучение на программах MBA в Азии ведется на английском языке – лингва франка международного делового общения.
Учить национальные языки соискателей не обязывают, но при многих школах есть языковые курсы для иностранцев. Азия пока что проигрывает Европе в визовом отношении: получив право учиться в одной конкретной стране, вы не можете в свое удовольствие ездить по всему региону, изучая опыт зарубежных коллег, посещая мастер-классы и беспрепятственно участвуя в программах студенческого обмена. С другой стороны, по данным Graduate Management Admission Council, 40% всех выпускников MBA в мире заняты в проектах, реализуемых в Азии или каким-то образом связанных с Азией – так что в обмен на некоторую несвободу передвижения вам откроются более заманчивые карьерные перспективы. Которые, вероятно, только вырастут вследствие развития текущего геополитического курса.
По материалам
E-xecutive.ru