1. Общие основы педагогики. Педагогика как область гуманитарного, антропологического, фило-софского знания. Система образования и ее характеристика, основные тенденции развития. Инноваци-онные образовательные процессы. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования. Воспитание в педагогическом процессе. Базовые теории воспитания и развития личности. Управление образовательными системами. Педагогический процесс. Педагогиче-ская деятельность ее признаки и специфика. История возникновения педагогической профессии. Мето-ды исследования в общей и возрастной педагогике.
2. Дошкольная педагогика. Дошкольная педагогика как наука. Становление и развитие дошкольной педагогики как науки. Субъекты дошкольной педагогики. Феномен дошкольного детства. Взаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения. Моделирование интерактивной предметно-игровой среды. Структура образовательного процесса. Современные концепции дошкольного воспитания и образования. Теоретические и программно-методические основы развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Современные программы воспитания и обучения детей в детском саду. Проектирование и решение педагогических задач, направленных на освоение ребенком позиции субъекта разных видов деятельности, творческой индивидуальности. Педагогическая диагностика как средство оценки достижений ребенка до-школьного возраста.
3. Основы общей психологии. Общая характеристика психологии как науки. Методология и методы психологии. Этапы становления психологии. Основные психологические теории и их взаимосвязь. Общее представление о восприятии; классификация ощущений; феноменология восприятия; ощущения и образы. Общее представление о памяти. Общее представление о внимании. Основные направления развития представлений об эмоциях. Психические состояния. Предмет и методы исследования в психологии мышления; виды мышления; основные подходы к изучению мышления; теории мышления. Речь и речевая деятельность. Воля и волевые процессы. Сознание. Понятие личности в системе человекознания.
4. Психология развития и возрастная психология. Предмет, задачи и методы возрастной психоло-гии. Основные закономерности развития психики младенцев. Психическое развитие в раннем детстве. Психическое развитие в дошкольном детстве. Общая характеристика познавательного развития дошко-льников. Развитие восприятия, наглядно-образного мышления дошкольников, воображения и творчест-ва. Влияние продуктивных видов деятельности дошкольника на психическое развитие. Роль игры в становлении психических и психологических качеств детей. Развитие эмоциональной сферы ее экспрессивного и импрессивного компонентов. Формирование социальных переживаний, их роль в процессе социализации дошкольников. Развитие самооценки и «образа-Я» в дошкольном возрасте. Проблема готовности к школьному обучению.
5. Возрастная анатомия и физиология. Закономерности роста и развития детского организма. Ка-лендарный и биологический возраст, их соотношение, критерии определения биологического возраста на разных этапах онтогенеза. Сенситивные периоды развития ребенка. Развитие регуляторных систем (гуморальной и нервной). Изменение функции сенсорных, моторных, висцеральных систем на разных возрастных этапах. Возрастные особенности обмена энергии и терморегуляции. Закономерности онто-генетического развития опорно-двигательного аппарата. Анатомо-физиологические особенности созре-вания мозга. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Готовность к обучению.
6. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Проблемы здоровья. Основные призна-ки нарушения здоровья ребенка. Меры профилактики инфекционных заболеваний. Понятие о неотлож-ных состояниях, причины и факторы, их вызывающие. Диагностика и приемы оказания первой по-мощи при неотложных состояниях. Меры профилактики травм и первая помощь при них. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема. Медико-гигиенические аспекты здорового образа жизни. Формирование мотивации к здоровому образу жизни. Профилактика вредных привычек. Роль педагога в формировании здоровья учащихся в профилактике заболеваний.
7. Теоретические и методические основы организации физического воспитания и развития детей дошкольного возраста. Система физического воспитания в России, её основы. Дидактические основы теории и методики физического воспитания. Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОО. Диагностика физического развития и физической подготовленности. Взаимодействие семьи и ДОО по организации оздоровительной работы с детьми. Методика и технология спортивно- массовой и лечебно-профилактической работы в ДОО.
8. Теоретические и методические основы организации социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста. Психологические основы различных видов деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Теоретические основы игровой деятельности детей. Теоретические основы трудовой деятельности дошкольника. Развитие общения детей дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми. Методика формирования навыков общения у дошкольников.
9. Теоретические и методические основы организации познавательного развития детей. Теоре-тические основы эколо¬гического образования дошкольников. Возможности всестороннего развития детей в процессе освоения математических представлений и способов действий. Дидактические основы обучения математике в дошкольном возрасте. Характеристика способов организации обучения одаренных детей. Детская одаренность и формы организации познавательной деятельности.
10. Теоретические и методические основы организации художественно-эстетического развития детей с практикумом. Развитие детской изобразительной деятельности в раннем и дошкольном воз-расте. Виды детской изобразительной деятельности. Художественное восприятие окружающего как основа изобразительной деятельности детей. Роль изобразительного и декоративного искусства в воспитании. Организация работы по ручному труду с детьми дошкольного возраста. Традиционные и нетрадиционные техники в изобразительной деятельности и прикладном искусстве. Теоретические и методические основы организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.
11. Психология семьи и основы семейной педагогики. Особенности современной семьи, ее структу-ра, динамика. Психолого-педагогические основы семейного воспитания. Воспитание в семьях разных типов, влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие детей. Воспитание будущего семьянина. Содержание и направления работы ДОО с родителями дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Формы и методы повышения психолого-педагогической компетентности родителей дошкольников.
12. Теоретические и прикладные аспекты методической работы в ДОО. Систематизация и оценка педагогического опыта и образовательных технологий в области дошкольного образования. Нормативно – законодательная база современного дошкольного образования. Планирование образова-тельной деятельности в ДОО с учетом ФГОС ДО. Перспективное и календарное планирование с учетом ФГОС ДО. Составление перспективного и календарного плана: базовый и дополнительный компоненты.
13. Методология и методика психолого-педагогических исследований. Понятие методологии. Структура педагогического исследования, вариативность его построения. Классификация и характери-стика методов педагогического исследования. Исследовательские возможности различных методов. Организация исследования. Критерии оценки полученных данных, их качественный и математический анализ. Научные выводы. Использование результатов педагогического исследования в практике дошкольного образования.
14. Теоретические и методические основы речевого развития детей дошкольного возраста с основами логопедии. Этапы становления и развития речи в условиях онтогенеза. Анатомо-физиологические и психолингвистические характеристики речи. Содержание работы по развитию речи в условиях ДОО. Совместная работа логопеда, воспитателя и родителей в ДОО. Организация работы по развитию речи в ДОО компенсирующего вида. Предмет, цель и задачи логопедии. Классификация речевых нарушений. Виды речевых нарушений и основные направления их коррекции.
15. Коррекционная и инклюзивная педагогика. Коррекционная работа в ДОО. Коррекционная педагогика и инклюзивная педагогика как отдельные отрасли знания. Проблема нормы развития. Пси-холого-педагогическая характеристика детей с ЗПР и основное содержание коррекционно-развивающего обучения. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с интеллек-туальной недостаточностью и проблемы их обучения и воспитания. Особенности психического развития и обучения детей с сенсорными нарушениями. Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, особенности их обучения, воспитания и развития. Основные направления педагогической работы по коррекции отклонений в поведении детей
16. Психология общения. Понятие общения. Виды общения. Функции общения. Структура общения. Коммуникативная сторона общения. Вербальная коммуникация. Невербальная коммуникация. Комму-никативные барьеры и их преодоление. Феномен межличностного влияния. Техники влияния и психо-логическое противостояние влиянию. Перцептивная сторона общения. Механизмы межличностного восприятия. Эффекты межличностного восприятия. Интерактивная сторона общения. Интеракция как обмен действиями в общении. Ассертивность. Конфликтное общение. Структура и динамика конфлик-та. Способы разрешения конфликтов.
Программа рассчитана на слушателей, имеющих высшее непрофильное образование, стаж работы в дошкольном образовательном учреждении, а также на лиц без специального образования, желающих получить право работы в области дошкольного образования.
Возможна поэтапная оплата.
Обязательна предварительная регистрация на курс
Очные занятия можно пройти в режиме онлайн.
Выдается диплом о проф.переподготовке (504 часа).