День 1. Лидер компетенции
Профессия – учить
-
Зачем мы учим своих сотрудников?
-
От каких факторов зависит эффективность работы?
-
Формула эффективности сотрудника.
-
Алгоритм повышения результативности труда.
-
Цикл корпоративного обучения.
-
Желаемая модель поведения (ЖМП).
-
Термины T&D.
-
Факторы эффективности обучения.
-
Лидер компетенции: условия успеха.
-
Базовые умения тренера.
-
Самооценка тренера и уверенность в себе.
-
Чтобы люди захотели пойти за вами...
Групповые задания
Индивидуальные задания
Основы андрагогики
-
Как люди учатся?
-
Цикл Колба.
-
Стили научения.
-
Особенности обучения взрослых людей.
-
Принципы обучения взрослых людей.
-
Препятствия на пути к достижению целей обучения.
-
Как происходят изменения?
-
Внутренняя vs внешняя мотивация.
Групповые задания
Индивидуальные задания
Домашнее задание
-
Выбрать тему учебной программы для подготовки к зачету.
-
Описать целевую аудиторию своего тренинга.
-
Написать «рекламный проспект» для своего учебного мероприятия.
-
Составить план проведения PR-мероприятий при подготовке к тренингу.
-
Написать свое микрорезюме в качестве лидера компетенции и подготовить самопрезентацию на 90 секунд.
В результате участники будут
осознавать:
-
взаимосвязь функционала сотрудника и требуемых для эффективной работы компетенций;
-
необходимость развития профессиональных компетенций тренера;
-
необходимость адаптации форм работы на тренинге под разные стили обучения;
знать:
-
принципы обучения взрослых людей;
-
стили обучения по Колбу;
-
ключевые умения тренера;
уметь:
-
определять проявление принципов обучения взрослых или их отсутствие в процессе обучения.
День 2. Проектирование учебной программы
Постановка целей обучения
-
Этапы подготовки программы учебного мероприятия.
-
Типы учебных задач.
-
Что хотим донести?
-
Выявление потребностей в обучении.
-
Модель компетенций.
-
Типы компетенций.
-
Описание компетенции.
-
Шкалирование компетенции.
-
Способы определения пробелов.
Умение планировать процесс обучения и проектировать его под задачу
-
Характеристики методики и среды обучения.
-
Программа — каркас учебного мероприятия.
-
Пирамида обучения.
-
Типы методов обучения.
-
Принципы выбора методов в тренинге.
-
Лестница обучения.
-
Знания или навыки?
-
Как развить навыки?
-
Временные форматы обучения.
-
План занятия.
-
Объем учебного материала.
-
Как набирать материал?
-
Как структурировать материал?
-
«Состояние потока».
-
Особенности проведения каждого этапа занятия, выбор подходящих методов.
Домашнее задание
-
Описать выбранную компетенцию и определить поведенческие проявления на разных уровнях ее развития (согласно принятой в компании шкале).
-
Дать определение аудитории, выявить уровень развития выбранной компетенции, описать характерные «пробелы».
-
Сформулировать цели, задачи и результаты обучения.
-
Составить план-тайминг тренинга.
В результате участники будут
осознавать:
-
необходимость единого стандартизованного понимания сути компетенций;
-
связь выбранных форм и методов тренинговой работы с задачами тренинга;
-
необходимость использования разных форм работы на тренинге;
знать:
-
принципы описания компетенций;
-
методы обучения и области их применения в ходе тренинга;
-
способы сбора информации для подготовки содержания тренинга;
уметь:
-
описывать компетенции;
-
формулировать учебные цели как результаты обучения;
-
составлять модульную программу обучения;
-
разрабатывать план-тайминг тренинга.
День 3. Проведение обучения
Умение создавать мотивацию на обучение
-
Причины недостатка мотивации к обучению у сотрудников.
-
Правила работы с мотивацией. Как учить людей с внутренней мотивацией? Как учить людей с внешней мотивацией?
-
Теория мотивации Герчикова.
-
Цикл обучения и мотивация.
-
«Классический» процесс обучения.
-
«Вовлекающий» процесс обучения.
-
Обеспечение позитивного переноса.
-
С чего начать занятие и чем его завершить?
-
Задачи процедуры знакомства.
-
6 шагов вступления.
-
6 классических вступлений-зачинов.
Умение кратко, ясно и понятно доносить материал
-
Как люди запоминают информацию?
-
6 причин запоминания.
-
Кратковременная (рабочая) память.
-
Долговременная память.
-
Как провести обучение так, чтобы не пришлось 15 раз повторять снова?
-
Правила мини-лекции.
-
Закон прогрессирующего нетерпения слушателей.
-
Привлечение внимания на подсознательном уровне.
-
Тематический модуль.
-
Представление решений: алгоритм СПР.
-
Ситуация: как показывать, а не рассказывать.
-
Техника проблематизации.
-
Проблема: правило трех.
-
Решение: три аргумента.
-
«Золотое» правило британского сержанта.
-
Раздаточный материал и презентации для тренинга.
-
Требования к дизайну презентаций.
Домашнее задание
Подготовить подробное содержание одного блока тренинга:
-
Записать байку, анекдот, притчу или историю, иллюстрирующую главную мысль блока.
-
Описать контекст и проблематизировать тему этого блока.
-
Подготовить раздаточный материал, презентацию, иллюстрации для данного блока.
-
Подготовить варианты заданий для практической части.
В результате участники будут
осознавать:
-
необходимость проводить подготовительные мероприятия для создания у участников должного уровня мотивации;
-
взаимосвязь памяти, внимания и мышления;
знать:
-
теорию мотивации Герчикова;
-
способы создания мотивации на обучение;
-
принципы работы человеческой памяти;
-
правила мини-лекции;
-
алгоритм донесения информации «Ситуация-Проблема-Решение»;
уметь:
-
использовать соответствующие типу мотивации приемы для стимулирования интереса обучающихся;
-
использовать алгоритм СПР для включения внимания обучающихся и лучшего запоминания ими материала.
День 4. Формирование умений и навыков
Задания и упражнения для практики и закрепления
-
Особенности обучения мануальным навыкам и коммуникативным навыкам.
-
Расположение участников в пространстве.
-
Способы дать учащимся больше самостоятельности.
-
Разогревающие упражнения.
-
Виды деятельности, создающие заинтересованность.
-
Виды деятельности, ориентированные на работу с информацией.
-
Виды деятельности, направленные на включение людей в практику.
-
Виды деятельности, направленные на применение полученных знаний и умений.
-
Фасилитация.
-
Виды активности при отработке навыков.
-
Стратегия изучения нового навыка.
-
Этапы занятия по отработке навыка.
-
Ролевая игра.
-
Практические задания в мини-группах.
-
Анализ кейсов.
Умение наблюдать и анализировать действия обучаемого во время практики
-
5 правил наблюдения.
-
Как тренеру развить наблюдательность? Способы экспресс-диагностики.
-
Похвала.
Умение давать результативную обратную связь
-
Подведение промежуточных итогов обучения.
-
Правильная обратная связь (обратная связь высокого качества).
-
Эффекты обратной связи.
-
Принципы правильной обратной связи.
-
5 уровней обратной связи.
Умение задавать эффективные вопросы
-
Стили общения.
-
Коучинг в процессе обучения.
-
Принципы коучинга.
-
Навыки коуча.
-
Эффективные и неэффективные вопросы.
-
Ошибки при постановке вопросов.
-
Фокус на решениях.
-
Модель PARLA.
-
5 шагов наставничества.
-
Позитивное завершение.
Домашнее задание
-
Скорректировать план-тайминг тренинга с учетом полученных знаний.
-
Разработать подробные задания и упражнения.
-
Придумать 3 варианта разминки.
В результате участники будут
осознавать:
-
важность учета групповой динамики;
-
необходимость проводить анализ опыта и подводить промежуточные итоги;
знать:
-
технологию использования разных форм и методов обучения;
-
правила построения мини-тренингов;
-
принципы правильной обратной связи;
-
принципы коучинга;
-
модель PARLA;
уметь:
-
управлять конфликтами в группе;
-
проводить обсуждение (шеринг, дебрифинг);
-
давать эффективную обратную связь участникам;
-
задавать эффективные вопросы;
-
разрабатывать и применять разминки, игры, упражнения, модерации и прочие формы учебной работы.
Зачеты
-
Проведение микротренингов участниками (40-70 минут).
-
Обратная связь от группы слушателей.
-
Супервизия руководителя курса.
-
Конкретные рекомендации для каждого участника.
День 5. Зачет. Мастерство тренера
Между выступлениями участников и на их примерах разбираются следующие вопросы:
Результаты работы тренера
-
Критерии результативности тренинга: четырехуровневая модель Д. Киркпатрика.
-
Анализ эффективности обучения и составление отчета о тренинге.
-
Посттренинговое сопровождение участников.
-
Возможности поддержки и развития результатов обучения в организации.
Мастерство тренера
-
5 функциональных пластов деятельности тренера.
-
Маршрут обучения и удержание темы тренинга.
-
Технология контакта тренера с участниками.
-
Ораторское искусство и навыки публичных коммуникаций.
-
Актерское мастерство тренера: как быть выразительным и интересным?
-
Чувство юмора тренера и способы разрядки аудитории: шутки, рассказы, мифы, легенды, сказки и бизнес-пословицы.
В результате участники будут
осознавать:
-
важность оценки результатов тренинга и обеспечения позитивного переноса компетенции в работу;
знать:
-
технологию анализа эффективности тренинга по Киркпатрику;
уметь:
-
проводить микротренинги;
-
проводить анализ эффективности тренинга;
-
анализировать работу тренера;
-
давать обратную связь тренеру.
День 6. Зачет. Групповая динамика
Между выступлениями участников и на их примерах разбираются следующие вопросы:
Групповая динамика, сложные ситуации на тренинге и регулирование конфликтов
-
Управление конфликтами на тренинге.
-
Барьеры восприятия, истинные и ложные возражения слушателей.
-
Способы работы с возражениями.
-
Типы сложных участников и правила работы с ними.
-
Критик в группе: как с ним справиться?
-
Конфликтная личность в группе.
-
Конкурирующие лидеры в группе: как управлять конкуренцией?
-
Типичные ошибки тренера и способы их преодоления.
Умение отвечать на вопросы участников и управлять групповой динамикой
-
Основные принципы ответов на вопросы.
-
Техника активного слушания.
-
Навыки работы с вопросами участников.
Групповые задания
-
В командах составить список типичных ошибок тренера.
-
Оценить проведенный коллегами микротренинг по разработанному бланку аттестации тренера.
Домашнее задание
-
Подготовить собственный план индивидуального развития в качестве тренера.
В результате участники будут
осознавать:
-
собственные сильные и слабые стороны как тренера;
знать:
-
свою зону ближайшего развития как тренера;
уметь:
-
проводить микротренинги;
-
работать с вопросами, возражениями и конфликтами в группе;
-
анализировать работу тренера;
-
давать обратную связь тренеру;
-
оценивать собственные педагогические компетенции;
-
составлять ИПР.
Чем эта программа отличается от других тренингов тренеров?
-
Во-первых, вы действительно в процессе обучения создадите свой тренинг: вместе с экспертом проработаете все этапы создания учебного мероприятия – определите и опишите компетенции, подготовите учебный план, составите программу, подберете подходящие формы активностей (разминки, упражнения, ролевые игры, модерации и пр.) и даже создадите презентацию.
-
Во-вторых, ваш тренинг пройдет апробацию – вы проведете его в микроформате, потренировав таким образом навыки публичных выступлений, и получите развернутую обратную связь.
-
В-третьих, вы разработаете рабочий план PR-мероприятий для продвижения своего тренинга внутри компании.
В результате у вас будет на 100% готовый учебный продукт и необходимые педагогические компетенции, что позволит провести блестящий тренинг хоть на следующий день после окончания обучения! А качественная обратная связь от группы и эксперта придадут уверенности в себе, и вы почувствуете «крылья за спиной».
Рекомендации клиентов:
Молодежные лидеры компаний Татнефть и Сургутнефтегаз, функциональные тренеры и лидеры компетенций компаний ОМБ и Инвитро уже не один год успешно проводят свои тренинги, созданные именно во время обучения на этой программе.
Бонус каждому участнику: 1,5-часовая индивидуальная консультация или коуч-сессия Ирины Ткачевой!
Эта программа – возможность овладеть такими педагогическими компетенциями, как:
-
создавать мотивацию на обучение;
-
планировать процесс обучения и проектировать его под задачу;
-
кратко, ясно и понятно доносить материал;
-
демонстрировать то, чему учишь;
-
наблюдать и анализировать действия обучаемого во время практики;
-
задавать эффективные вопросы;
-
слушать обучаемого;
-
давать результативную обратную связь.
Концепция обучения:
В основу программы легла концепция деятельностного обучения. Педагогические компетенции участники осваивают в процессе создания и проведения собственных учебных продуктов. В результате они разрабатывают программы отдельных тренингов, семинаров, вебинаров по выбранным темам. Поэтому крайне желательно заранее определиться с темой и подготовить материалы, необходимые для разработки содержания тренинга (книги, документы).
Формат проведения:
Программа состоит из 6 очных дней занятий, включая 2 дня завершающего аттестационного зачета. По вечерам участники выполняют 4 домашних задания (в среднем на каждое придется потратить не более 2-3 часов), а на следующий день они их разбирают вместе с экспертом и коллегами, корректируют возможные ошибки, получают ответы на свои вопросы. В итоге участники сформируют готовый учебный модуль и проведут его во время завершающего аттестационного тренинга.
90% времени тренинга – интенсивная практическая работа. В программе – ролевые игры, мозговые штурмы, модерации, фасилитации, анализ реальных ситуаций из опыта эксперта и участников.