Телесно-ориентированная психотерапия - это искусство и наука, это способ «исцеления души через работу с телом», с запечатленными в теле переживаниями и проблемами человека. Все, что происходит в душе человека, оставляет отпечаток в его теле. Наше сознание и бессознательное в 90% случаев говорят не словами, а сигналами тела. Важно научиться улавливать эти сигналы, слышать свое тело, быть с ним в контакте.
В любой момент жизни состояние тела человека - это воплощенная история пережитых и переживаемых им эмоциональных и физических травм, накопленного жизненного опыта, взглядов и представлений, недомоганий и заболеваний. Наше "Я" выражено как в психике, так и в теле, и оживить душу можно, воздействуя на телесные процессы.
Телесно-ориентированная психотерапия, прежде всего, представляет собой уникальный и эффективный способ лич-ностного роста и целостного развития человека, помогающий связать воедино его чувства, разум и телесные ощущения, восстановить утраченные и простроить отсутствующие взаимосвязи между ними, создать условия доверительного и полного контакта человека с жизнью его тела.
Существенной особенностью телесно-ориентированной психотерапии является то, что работа с телом создает уникальные возможности терапевтического воздействия "вне цензуры сознания", что позволяет обнаружить истинные истоки наболевших проблем, получить доступ к глубинным уровням бессознательного, представленным в теле. Эта особенность предопределяет высокую эффективность телесно-ориентированного подхода в оказании психологической помощи, в создании условий разрешения проблем, которыми изобилует человеческая жизнь.
Структура занятий по психологии тела построена по единой схеме: лекция, демонстрация, отработка. Большая часть занятий телесно-ориентированной психотерапии посвящена отработке приемов и техник под руководством ведущего и последующем анализом. Рассматриваются области применения психологии телесности, его преимущества и недостатки, отрабатываются основные приемы и техники работы с телом.
В рамках базовых модулей начинается проведение клиентских групп, дающих представление о реальной работе профессионала в области телесной терапии.
В результате освоения курса обучающийся должен:
Знать:
- Проблемную анатомию и картографию тела.
- Базовое понятие границ в ТОП, причины нарушений границ и их проявления, реакции на нарушения своих границ, способы работы с границами, структурную и диагностическую работу.
- Основные этические принципы телесно-ориентированной психотерапии, особенности терапевтической этики.
- Организацию клиентской (индивидуальной, групповой) работы в телесно-ориентированной психотерапии.
- Понятие психотерапевтического процесса, структурную и процессуальную работы. Понятие о языке предъявления запроса: эмоциональный, рациональный, телесный. Прояснение и формирование реального клиентского запроса.
- Порядок сбора информации, диагностическую оценку предъявляемой информации, считывание телесной информации. Построение терапевтической стратегии и тактики
- Показания и противопоказания по использованию методов телесно-ориентированной психотерапии
- Методы поиска индивидуального психотерапевтического стиля
Уметь:
- Cчитывать проблемные зоны с тела.
- Проводить первичную телесную диагностику.
- Практически применять техники В. Райха, ориентированные на усиление привычных мышечных напряжений, на работу с дыханием.
- Применять техники А. Лоуэна: биоэнергетический стул, арка Лоуэна, экспрессивные техники.
- Использовать приемы оптимальной саморегуляции, контакт с собственным телом по М. Фельденкрайзу.
- Проводить диагностику нарушений в формировании анатомических структур по Л. Марчер.
Контроль знаний и навыков осуществляется на каждом занятии в виде систематической проверки усвоенного материала в ходе текущего занятия.