Интенсивный рост компании и как следствие, - увеличение количества
сотрудников в сформировавшейся и стабильной команде компании - процесс,
влекущий за собой появление весьма закономерных трудностей в управлении
персоналом. Но вопреки расхожему мнению, болезней роста вполне можно
избежать, предотвратить или, по меньшей мере, – снизить их негативное
влияние. Об этом нужно всего лишь позаботиться заранее, как известно –
кто предупрежден, тот вооружен.
Итак, первая проблема, с которой может столкнуться быстро растущая компания, это подбор персонала.
По мере расширения проекта и появления новых задач, потребуется
появление новых сотрудников в команде. И тут важно не упустить момент:
единые предписания и требования подбора нового персонала должны
вводиться уже тогда, когда в компании появляется первый «наемный
сотрудник», то есть человек, не входящий в число людей, которые входили в
команду на самой первой стадии ее формирования. А это значит, что
тщательная подготовительная работа – Кто? На какое место? И зачем? –
должна предварять процесс подбора нового персонала.
Следующий «этап» роста – это потеря управляемости.
Управлять большим коллективом по старым законам – невозможно, прежняя
управленческая культура, во многом опиравшаяся на личные отношения,
непригодна в условиях массового притока новых людей. Требуются новые
формы взаимодействия и «твёрдые» инструменты управления – правила,
инструкции, процедуры, которые к тому же выполняются. Все процессы в
новой команде должны быть максимально формализованными, критерии оценки
результатов, поощрения и наказания – стандартными.
Стандарты, жесткие схемы контроля и другие элементы формализации
неизбежно разрушат неформальную атмосферу, сложившуюся в первые годы
существования компании. Создание иерархических структур и появление
большого количества новых специалистов, может привести к возникновению
контркультур и к неприятию изменений со стороны части сотрудников. И, с
одной стороны, нужно быть готовым к частичной смене команды, - это
практически неизбежно, но с другой – прилагать максимум усилий к ее
сохранению. Как правило, именно с этой целью в растущих компаниях
появляются службы внутреннего PR: для поддержания корпоративного духа в
большой компании общих вечеринок становится уже недостаточно.
Третья «точка роста». Раньше команда была более или менее единой, а все
вопросы решал лично Главный. В быстро растущей компании центробежные
силы обычно увеличиваются, и необходимо всё больше усилий, чтобы работа
команды не превратилась в хаос. Персональная харизма, на которой до сих
пор держалась конструкция, теперь уже недостаточна. Нельзя обойтись без
делегирования, передачи «вниз» крупных задач, для решения которых
требуются и полномочия, а это значит, что внутри компании будет сформирована команда топ-менеджеров.
И чаще в этом процессе предпочтение отдается профессиональным
топ-менеджерам «со стороны», способным привнести в развивающуюся
компанию новые технологии управления. Некоторые компании, конечно,
выходят из положения, занимаясь обучением управленцев и повышая их
профессиональную квалификацию, но сформировавшиеся у старых менеджеров
стереотипы могут затормозить продвижение новых идей: перед командой
встают новые задачи, решением которых ранее никто не занимался.
Этот этап полон кризисов и чреват подчас серьезными внутренними
конфликтами между старыми членами команды и вновь нанятыми, вплоть до
явного или скрытого саботажа, постоянных жалоб и доносов «наверх», и это
тоже неизбежный процесс, который можно и нужно держать под контролем.
Он вполне может, как и все предыдущие, затянуться на довольно длительный
срок, однако наградой для всех переживших эти болезни роста, будет
следующая стадия на которой сформируется плодотворная корпоративная
культура, комфортный климат, необходимый баланс управляемости и
способности к новым действиям и решениям. Здесь и начнется полноценная
работа новой «выросшей» команды.
|