Грамотно составленное резюме –
залог того, что соискателя пригласят на собеседование. Опытные специалисты-кадровики из множества присланных и размещенных в интернете резюме могут за считанные минуты выделить заслуживающие внимания. Мы выяснили, на какие ухищрения идут соискатели и что способно напрочь испортить их идеальный на первый взгляд имидж.
Правда и ничего кроме правдыСтремясь произвести впечатление, кандидаты на вакантную должность часто совершают серьёзную ошибку – составляют чересчур идеальное резюме. Работа в ведущих отечественных, а то и зарубежных компаниях, успешное выполнение ряда невыполнимых задач, совершенное
знание английского, да что там мелочиться, даже китайского языка. Все эти «завлекалочки» должны, по логике соискателя, сыграть ему на руку и обеспечить незамедлительный отклик работодателя. На деле же всё иначе.
По словам руководителя проекта
HR Accompaniment Тамары Герасимовой, в первую очередь настораживает нестыковка должности с отмеченными в резюме задачам. Также все профессиональные достижения, которыми изобилует резюме, просто физически невозможно свершить за указанный срок работы.
Нередко кандидат на должность присылает резюме «на авось», не обладая требуемым набором профессиональных качеств. Например, дизайнер интерьеров пытается переквалифицироваться в IT-специалиста.
Татьяна Степанченко, директор по управлению персоналом и организационному развитию ГК «САПСАН»: "Первый шаг в изучении резюме – проверить, соответствует ли оно той должности, на которую претендует кандидат. Некоторые соискатели отсылают резюме на все понравившиеся им вакансии, даже не имея нужного опыта или вообще слабо представляя себе, что это за работа. Также мы достаточно часто сталкиваемся с тем, что в резюме указано, будто соискатель работает по настоящее время, тогда как на самом деле в данный момент работы у него нет. Кандидатов можно понять – с каждым днём срок «простоя» увеличивается, а многие HR-специалисты воспринимают такие пробелы не слишком хорошо".
Фильтруя поступающие на рассмотрение резюме, кадровики обращают внимание на логичность изложенной информации. Хотя небрежное, хаотично оформленное резюме нынче редкость, ведь создать идеальную структуру можно, скачав шаблон в интернете.
Ольга Никитина, начальник отдела по подбору персонала компании «Биплан»: "Резюме с безграмотными формулировками не добавит очков соискателю.
Если мы говорим о творческой профессии, то речевые обороты в резюме способны сказать гораздо больше, чем указанный опыт работы в нескольких компаниях. Не пытайтесь мудрить, но и упрощать не стоит. Потратьте время на то, чтобы перепроверить весь текст и постарайтесь отойти от типичных словосочетаний. Ещё одна важная и более фундаментальная деталь – карьерный рост и прогресс. Когда вы развиваетесь и ставите перед собой новые цели, это должно быть видно в вашем послужном списке. Зачем компании нужен специалист, который лишен амбиций или остановился на месте? В числе ошибок авторов резюме: яркие эпитеты в свой адрес, преувеличенно высокое знание иностранных языков. Это указывает либо на переоценку своих возможностей, либо на откровенную ложь".
Чересчур активные соискатели пытаются убить сразу нескольких зайцев, рассылая резюме в компании, имеющие абсолютно различную профессиональную направленность.
«Настораживает, когда у человека несколько резюме из совершенно разных сфер – бухгалтер, рок-музыкант и SEO-специалист. Это показывает, что кандидату самому не до конца понятно, чем он хочет заниматься и на каком уровне он находится. Как правило, обилие специализаций означает, что ни в одной соискатель не преуспел и ни одну не знает достаточно полно», – поясняет Татьяна Степанченко.
Один из главных пунктов резюме – опыт работы, считает эксперт. Важно правильно описать, что вы делали на предыдущих местах и чего достигли. Порой соискатели просто копируют свои должностные инструкции. При этом у HR-специалиста создается впечатление, что кандидат не смог сформулировать, чем он занимался на прежнем месте работы.
«Ошибкой является тиражирование задач и результатов из компании в компанию. Так не бывает, ведь каждое предприятие уникально. Не нужно искажать факты – в первую очередь это касается достижений на предыдущих местах работы. В этом разделе необходимо лаконично описать, что было сделано, без преувеличения собственных заслуг. Даже если что-то не раскроется на собеседовании, то рано или поздно обязательно всплывет на поверхность, например при прохождении испытательного срока, и будет иметь печальные последствия», – констатирует Татьяна Степанченко.
Фото на памятьВ большинстве компаний ждут резюме с прикреплённой к нему фотографией. Некоторые соискатели либо игнорируют данный пункт, либо отправляют неуместный снимок. И в первом, и во втором случае это может существенно повредить положительной оценке резюме.
«Иногда фото бывают очень комичными, но гораздо чаще просто совершенно неподходящими. Конечно, не стоит останавливать свой выбор на фотографии для паспорта, однако нужно помнить, что резюме – это в первую очередь деловой
документ. Через фото важно показать не только себя и свой характер, но и то, что вы знаете деловой этикет и ваше чувство вкуса соответствует должности, на которую вы претендуете. Недавно мне попалась фотография кандидата на руководящую должность, где он был на охоте, с ружьем и дичью. Что хотел этим «сказать» работодателю кандидат и какие эмоции вызвать, остается для меня загадкой», – рассказывает Татьяна Степанченко.
Специалист по подбору персонала Acsour Анастасия Пименова считает, что фотография должна быть не только уместной, но и качественной. При этом, по словам эксперта, оценивается не внешность кандидата, а именно деловой стиль снимка.
Провальное резюмеПо мнению Татьяны Степанченко, резюме, которое не принесёт удачу - непродуманное, размытое, с обилием ошибок.
«Так или иначе резюме отражает отношение сотрудника к работе, профессии, компаниям, в которых он работал, а также к будущему работодателю. Этот документ, каким бы сухим и шаблонным он ни казался, на самом очень многое говорит о человеке», – рассуждает эксперт.
Креативные соискатели пытаются выделить своё резюме из сотни похожих, присланных от других кандидатов. С проявлениями оригинальности нужно быть осторожным, как при варке супа, так как можно пересолить и испортить блюдо.
«В погоне за нестандартной подачей помните, лучше быть проще и получить работу, чем вызвать насмешку у работодателя и остаться не у дел. В моей практике был случай, когда девушка, пытавшаяся устроиться в отдел продаж, написала: «Интернет – это свет, будущее и смысл моей жизни». Видимо, пыталась произвести впечатление», – рассказывает Ольга Никитина.
Анастасия Пименова, специалист по подбору персонала Acsour: "Наиболее распространённые ошибки при составлении резюме следующие:
- орфографические и грамматические ошибки, опечатки в резюме и в сопроводительных письмах;
- слишком подробное описание функционала: встречаются резюме, в которых указаны 3 места работы на четырёх листах А4;
- отсутствие цели резюме: не указана должность, на которую кандидат претендует;
- отсутствие контактных данных, указание только электронной почты;
- указание заведомо ложных данных, которые в процессе собеседования и проверки службой безопасности будут легко выявлены".
Идеальное резюмеЭксперты сходятся во мнении – понятия «идеальное резюме» не существует. Каждая компания «диктует» свои требования, учитывать которые необходимо, откликаясь на вакансию. Безусловным плюсом для соискателя будет краткое (не более двух печатных листов) резюме с небольшим рассказом о себе, указанием мест предыдущей работы и описанием выполняемых ранее обязанностей. Основа резюме должна быть классической, а вот детали – индивидуальными и запоминающимися.
Как подчеркивает Анастасия Пименова, если к резюме приложено сопроводительное письмо, при этом оно составлено по существу и грамотно, отличается от шаблонных вариантов, это даёт дополнительный плюс кандидату при отборе на начальном этапе.
«Резюме является важной частью презентации любого специалиста. Это первое, на что мы обращаем внимание. Если информация в резюме вызывает искренний интерес, то можете быть уверены, вас обязательно позовут на личную встречу», – подводит итог Ольга Никитина.
По материалам
Rjob