DLP-системы впервые появились на российском рынке около десяти лет назад. Но тогда с их помощью решали другие задачи. В основном следили за тем, чтобы сотрудники на работе работали, а не раскладывали пасьянсы. Сейчас эти системы устанавливают для того, чтобы исключить утечку информации. Сами системы стали более совершенны: их сложнее обнаружить на компьютере, они не снижают быстродействие, с ними удобно работать. Сегодня данные, которые собирает DLP-система, использует в основном служба безопасности. Причем обращаются к в крайнем случае, когда речь идет практически о криминале: откатах, присвоении имущества компании и пр. И даже в самых крайних случаях охрана старается сохранить источник информации в тайне. Ведь если о нем узнают, он будет потерян. Тунеядцы, некомпетентные, сплетники и теневые лидеры проходят мимо глаз сотрудников СБ и спокойно продолжают свою неприглядную деятельность. Хотя, конечно, эти данные интересны эйчару, а не службе охраны. Представить, что эйчар проанализирует весь сырой материал, нереально. Да это и ни к чему, ведь служба безопасности проводить первичную обработку материалов. Они могли бы предоставлять отделу кадров цитаты, имеющие отношение к их фронту работ. И уже эйчар принял бы решение на основе этих данных – принимать активные меры, уделять сотруднику больше внимания или пока положить доклад под сукно. На какие факты стоить обращать внимание сотрудникам СБ: Работник ведет себя вызывающе, создает конфликтные ситуации, негативно влияет на психологический климат в коллективе. Работник пренебрегает корпоративными правилами: хранит на сервере файлы большого размера, использует внешние почтовые серверы и пр. Работник ведет себя нелояльно по отношении к компании: ищет работу, рассылает резюме, назначает собеседования и пр. Работник распространяет информацию, являющуюся коммерческой тайной. Работник организует моббинг кого-то из сотрудников или участвует в нем.
Сообщения СБ не должны содержать упоминания об источнике информации и прямых цитат, по которым провинившийся сотрудник сможет понять, откуда взята информация. На основании полученных данных эйчар предпринимает комплекс мер по исправлению ситуации: неформальные лидеры привлекаются на свою сторону, изолируются или увольняются. Бездельникам прописывается четкий план работы, пересматриваются трудовые функции. Нелояльные сотрудники или увольняются или для них разрабатывается специальная система мотивации. На вопросы об источнике информации можно ссылаться на лояльных сотрудников или делать акцент на конфиденциальности информации, но не упоминать DLP-систему. В противном случае вся дальнейшая работа с ней может быть прекращена. Или придется набирать полностью новый штат сотрудников, что малореально. И, конечно, прежде чем начать сотрудничество с охраной и использование DLP-системы, этих сотрудников надо обучить тонкостям работы самостоятельно или на специальных курсах.
|