Сегодня мы расскажем о самых популярных способах поднять себе зарплату и узнаем, как же российские труженики добиваются прибавки?
По данным опроса, проведенного порталом Rabota.ru в июле этого года, каждый второй россиянин (58%) смог добиться от начальства повышения зарплаты. Согласитесь, довольно воодушевляющая статистика. Гораздо меньше сотрудников (всего 13%) закончили свои зарплатные разговоры увольнением. Рискнем предположить, что эти несчастные заводили не те разговоры и совершенно не в то время. Давайте рассмотрим самые известные способы повысить себе зарплату и оценим их эффективность.
Более половины россиян (52%) используют самый адекватный метод получения прибавки — четко аргументируют необходимость повышения зарплаты. В деловом мире это наиболее рациональный способ, так как он не ставит сотрудника в унизительное положение просящего и не заставляет его пользоваться не очень красивыми методами вроде слухов и интриг. Обсуждение зарплаты в данном случае — это бизнес-переговоры, где два полноправных партнера в ходе беседы приводят различные агрументы, и если сотрудник сумел указать достаточное количество причин для повышения зарплаты, то он добьется желаемого результата.
Такая ситуация обычно происходит в сферическом офисе в вакууме. В реальной жизни в идеальный разговор включаются такие неприятные вещи, как упертость начальника, его плохое настроение, положение дел в компании и даже ваша собственная несостоятельность в качестве убедительного оратора. Десятки раз отрепетированный дома блестящий монолог на ковре у босса вдруг превращается в жиденькую кашку, после которой не то что прибавку получить — как бы не уволили!
Неудивительно, что в этой ситуации сотрудники вынуждены применять и другие методы повышения зарплаты себе любимому.
Например, можно сделать так, чтобы начальник сам убедился, что пашете вы как лошадь. К этому способу прибегает около половины россиян (45%). Правда, в большинстве случаев речь идет о банальнейшей имитации рабочей деятельности, а не о реальной работе. Желающие обратить внимание на свой ударный труд используют, как правило, одни и те же методики:
— приходят на рабочее место за 5 минут до начальника, уходят через минуту после него;
— захламляют рабочий стол бумагами и папками, украшают монитор десятками разноцветных стикеров;
— ускоряют темп ходьбы по офису примерно в два раза, при этом в руках обязательно должны быть какие-либо бумаги;
— делают речь отрывистой, на большинство вопросов отвечают: «Да!», «Нет!» и «Мне некогда!»;
— стремятся первыми донести до начальника любые хорошие новости подразделения.
Несмотря на столь явные признаки имитации рабочей деятельности, такое поведение иногда срабатывает и сотрудники получают-таки прибавку. Однако случиться это может только в очень крупной компании, где роль каждого конкретного винтика в подразделении столь мала, что разглядеть ее порой не может даже руководитель. Поэтому нередко единственным мерилом эффективности выступают внешние показатели: «Вот этот бегает быстрее всех и засиживается на работе — очевидно, и работает лучше всех».
Если же мы говорим о менее забюрократизированных компаниях, то в них такой прием не прокатит. Если вы хотите получить прибавку, то придется показывать начальству не саму работу, а ее хорошо выполненный результат. Перевыполнение плана, привлечение новых крупных клиентов, благодарственные отзывы о вашей работе от ваших партнеров — эти факторы для руководителя гораздо ценнее, нежели тот факт, что на работу вы приходите раньше босса.
Все как у людей
Другим способом повысить себе зарплату (пусть и менее популярным) является воззвание к справедливости своего начальника, а именно — демонстрация рыночных зарплат по вашей специальности. 18% опрошенных уже пытались это сделать. В ход идут распечатки вакансий с работных сайтов, причем довольно часто это предложения компаний-конкурентов.
Метод не лишен смысла, ведь нередко бывает, что руководитель в принципе не следит за уровнем зарплат на рынке: ему важно, чтобы сотрудник успешно трудился, а всеми остальными делами пусть занимается отдел кадров и бухгалтерия. Прием срабатывает только в случае, если:
а) ваша зарплата действительно ниже, чем в среднем по рынку;
б) ваш начальник — адекватный человек;
в) в компании есть достаточные средства для того, чтобы увеличить вам зарплату.
Если не соблюдается пункт «а», то рано или поздно ваша ложь будет раскрыта и вы поплатитесь за это репутацией.
Если не соблюдается пункт «б», то начальник, очевидно, не станет выслушивать ваш доклад о положении дел на рынке труда и посоветует вам использовать свои распечатки в одном известном месте.
Если не соблюдается пункт «в», то босс в лучшем случае пообещает решить ситуацию, в худшем — пожмет плечами и скажет: «Денег нет!».
Король шантажа
Поняв, что вариант «по-хорошему» не срабатывает, а деньги нужны позарез, многие работники прибегают к варианту «по-плохому». И самый популярный способ здесь — шантаж увольнением. 16% россиян уже попробовали этот метод.
Как правило, имеет место быть небольшой театр: начинается все с заранее отрепетированной речи о состоянии рынка труда, о недооцененности работника, о преступной невнимательности начальника к трудам сотрудников... После обличительного монолога следует основная часть спектакля. Науке известно три варианта развития событий: произнесение сакральной фразы «Или повышайте мне зарплату, или я увольняюсь!», объявление о намерении написать заявление об уходе, и самый радикальный вариант — торжественное вручение начальнику уже написанного заявления.
Этот неэтичный метод срабатывает лишь в двух случаях:
1) если вы — крутой специалист, который действительно очень востребован на рынке. Даже опытный руководитель пойдет на уступки, боясь потерять ценного сотрудника. Но помните — второй раз начальник уже вряд ли купится на ваши уловки и предпочтет найти другого специалиста, который, может, и работает похуже, но зато и ведет себя поприличнее;
2) если начальник не знает, на какие уловки могут пойти подчиненные. Опытный шантажист использует страх руководителя. Кто-то боится, что из-за ухода сотрудника перестанет выполняться план, кто-то переживает, что уволенный работник потянет за собой коллег, другие просто не хотят брать на себя моральную ответственность. Используя эти страхи, шантажист легко получает желаемое и может диктовать свои условия начальнику-тряпке сколько угодно.
Во всех остальных случаях вам грозит минимум предложение пойти подумать, максимум — подписанное заявление и выдача расчета в тот же день.
Слухами офис полнится
Не все клерки находят в себе силы напрямую предъявить ультиматум начальнику. Поэтому довольно часто жаждущие прибавки сотрудники доносят до руководства свои мысли по сарафанному радио. Так поступает примерно каждый десятый работник (9% опрошенных).
Делается это просто. В случайном разговоре с коллегой вы как бы невзначай начинаете жаловаться на тяжелую судьбину, на дороговизну предметов первой необходимости, наконец, на низкую зарплату. Все это подводит к мысли, что пора бы начать искать новую работу с более приличной зарплатой. Тема увольнений — вообще самая обсуждаемая тема среди работников, поэтому ваши невеселые мысли, скорее всего, разлетятся по отделу и рано или поздно доберутся до своего адресата — вашего начальника.
Однако не спешите радоваться. Оценить ваши жалобы начальник может совсем не так, как вы хотите. Прежде всего, он может воспринять ваши поползновения как предательство у него за спиной: вместо того, чтобы открыто заявить о своем недовольстве и попытаться договориться, сотрудник втихаря ищет работу, ходит на собеседования и вообще отклоняется от корпоративного курса.
Этот метод срабатывает чаще всего с прижимистыми руководителями, которые сами прекрасно понимают, что сотруднику надо повысить зарплату, однако они ни за что не выступят с такой инициативой. Они обязательно будут ждать до последнего момента, когда возникнет опасность потери работника.
О бедном работнике замолвите слово
Если прибавка к зарплате вам очень нужна, а человек вы от природы робкий и застенчивый (или же имеются другие причины не беседовать с боссом лично), то вы можете попросить помощи у своих коллег. Хорошо, если вы близко знакомы с сотрудниками или другими руководителями, которые могут реально повлиять на вашего начальника и попросить его поднять вам зарплату. Но даже в этом случае не каждый станет рисковать своей репутацией.
Но такие знакомства в компании есть далеко не у всех линейных сотрудников, поэтому максимум, что вы можете получить — знакомого коллеги, который знает парня, который знает парня, который учился в параллельном классе с вашим начальником. Сами понимаете, что такие схемы выстреливают чуть чаще, чем никогда. Неудивительно, что этим методом повысить себе зарплату пользуются лишь 5% работников.
Со слезами на глазах
Пожалуй, самым унизительным способом повысить себе зарплату являются мольбы и уговоры. Дрожащий голос, опущенные плечи, грустные глаза, скучные разговоры про ипотеку, больную тещу и прожорливого кота... Разве так должны проходить бизнес-переговоры?
Подобные жалобы прокатят только лишь с очень мягкотелыми и сентиментальными начальниками, остальные же руководители вряд ли поведутся на этот шантаж. Если у сотрудника возникли какие-либо проблемы в семье, то он может попросить разовую финансовую помощь, и руководство приличной компании вряд ли откажет ему в этом.
Хорошо, что большинство россиян понимают, что унижение — не лучший способ получить прибавку: к этому методу прибегали лишь 2% сотрудников.
Дмитрий Карягин, директор по персоналу Kokoc.com отметил: «Лично мне нравится, когда сотрудник прямо говорит о потребности в увеличении зарплаты, подкрепляя слова конкретными фактами. Лучшими аргументами в таких ситуациях, как правило, являются качественные показатели выполняемой работы, желание расширить свой функционал и зону ответственности.
В нашей компании чаще всего инициатива зарабатывать исходит от сотрудников. Они не просят у руководителей повышения зарплаты, а предлагают план по расширению своих задач. При этом указывают, как их выполнение будет оцениваться финансово. Не могу сказать, что это решение применимо для каждой компании, но у нас оно работает. Это своего рода партнерские отношения внутри команды, когда каждый человек чувствует себя совладельцем бизнеса и его доля прямо пропорциональна вложению сил в общее дело.
Но в других компаниях может получиться иначе. Либо "верхи не хотят", либо "низы не могут". И тут бессилен даже шантаж. Нецелесообразно идти навстречу шантажисту с потребительским отношением к работе, такого легче отпустить. Ведь если у сотрудника отсутствует понимание прямой зависимости мотивации от объемов выполняемых задач и ответственности, которую он берет на себя, никакая сумма его не удовлетворит».
По материалам Rabota.ru