Когда время – деньги, опоздания становятся эквивалентны банкротству. Хронические опоздальщики поспевают только к разбору полетов в кабинете у босса, а все повышения и прибавки достаются пунктуальным коллегам. Исследователи поведения людей разумных, но безответственных выяснили, что 20% из них опаздывает, минимум, один раз в неделю. 31% респондентов объясняют опоздание наличием проблем с транспортом, бесконечными пробками, 18% — спихивают проблемы на родственников (мол, помогал брату или матери),16% — говорят, что просто проспали. Только треть опрошенных соблюдают этикет «опоздунов» и заранее сообщают по телефону о том, что задерживаются. Если коснуться гендерного распределения, было установлено, что мужчины опаздывают реже, чем женщины: 41% пунктуальных против 35% — каблуки ломаются в самый неподходящий момент. При этом представители сильного и готового признать свою вину пола чаще берут ответственность за опоздания на себя, слабая же половина российских офисов склонны придумывать какие-то для своих промахов красивые причины. В стройном ряду вечно опаздывающих особняком стоят те, кто выбрал для себя стилем жизни наречие «не вовремя»: этакие светские львы, которые вечно заставляют себя ждать. Опоздание, вообще, по мнению некоторых психологов, — это осознанный выбор взрослого человека. Нам часто приходится принимать решения относительно того, куда и во сколько придти. «На работу нужно придти пораньше, на совещание вовремя, а на встречу с коллегой можно и опоздать, обязательно извинившись» — подход, который выбрали себе многие работники. Однако бывает и так, что опоздания накапливаются и следуют одно за другим. В этом случае, человек перестает управлять ими. Как же выйти из круговерти непунктуальных поступков? Наказания Худшее наказание за опоздание, для делового человека — это сорванный контракт, отказ клиента сотрудничать. Что же касается подчиненных, то во многих организациях за опоздание на работу принято лишать премии. Если человек опоздал один раз, с него могут взять объяснительную. За второй и третий раз — уволить, если факт будет подтвержден документально: составлен акт, подписанный руководителем, свидетелями. В некоторых фирмах учет своевременности прихода на работу поставлен очень строго: точное время отмечается по факту предъявления электронной карточки или записи в журнале проверок. Но это еще «цветочки». Например, во времена Советского Союза за опоздания могли выгнать из партии, «вывесить» фото на доску позора. Во время Великой Отечественной войны в тылу могли дать до 7 лет лагерей за опоздание на работу на 20 минут. 7 причин опозданий 1. Эгоцентризм Стремление привлечь к себе внимание может, как это ни покажется странным, стать причиной опозданий. Происходит это, чаще всего, бессознательно. Человек, который входит в кабинет позже других, привлекает к себе внимание. Есть люди, которые просто не могут по-другому оказаться в центре событий. По сути это может быть формой компенсации за невнимание со стороны родителей в детстве. Конечно, опаздывающий человек, чаще всего, порицается — опаздывать для привлечения внимания очень рискованно. Но для истероидных, демонстративных личностей, которые часто опаздывают, эмоциональная окраска не слишком важна: главное, что их заметили. Что делать: признали в себе приметы эгоцентрика, подумайте — в чем корень желания быть замеченным? Поразмышляйте, каким другим, более «экологичным», образом вы можете получить внимание коллег, начальства. 2. Протест Многие люди хотят отомстить кому-либо. Например, начальству за обиду, маленькую зарплату, тяжелые условия труда. Опаздывая, они как бы говорят: «За такую зарплату я вовремя приходить отказываюсь». Что делать: если это как раз про вас, то лучше найдите более адекватные способы реагирования на неудобства. Проводите переговоры, боритесь за свои права. В конце концов, люди, которым вы ходите своими опозданиями что-то доказать, могут не понимать ваших «несвоевременных» намеков. Лучше обсудите с партнерами и начальством проблему прямо, без обиняков. 3. Провокация Зачастую люди, которые решают уволиться или разорвать отношения, начинают опаздывать. Они думают: «Сейчас опоздаю — и от меня откажутся». Это тоже вариант протестного поведения, но более резкий. Что делать: такое поведение, конечно, возможно, но нежелательно. Лучше в открытую научиться заявлять о своих чувствах. В том числе и о желании разорвать отношения с человеком или организацией, так как провокация может только обострить конфликт. 4. Инфантилизм Некоторые люди не понимают, какие неудобства они причиняют тем, кто их ждал. Это типично детское поведение: даже взрослые менеджеры порой ведут себя как дети — опаздывают, наивно полагая, что им, как и в детстве, все сойдет с рук. Что делать: Нужно точно уяснить себе, что большинство окружающих воспринимают опоздания партнеров или коллег весьма болезненно. Вы заставляете людей терять время на ожидание, досадовать, испытывать негативные эмоции. А неудобство доставленное людям — это совсем не безобидная детская шалость. 5. Отсутствие мотивации Люди часто не понимают, для чего им нужно приходить вовремя. Если причин для пунктуальности нет, человек идет по пути наименьшего сопротивления. Например, если за поздний приход на работу не следует никаких санкций, вовремя приходить они не видят никакого смысла. Что делать: старайтесь создавать себе цели и стремиться к ним. Мотивируйте себя на определенное поведение. Если чувствуете, что опаздываете из-за отсутствия мотивации — создавайте ее сами. Устраивайтесь только на любимую работу, организуйте только эффективное сотрудничество — ради собственных успехов вам захочется превозмочь себя. 6. Привычка Человек соткан из стереотипов своего предшествующего поведения. Если нет навыка приходить вовремя, то откуда взяться пунктуальности? Что делать: от вредных привычек следует избавляться. Делать это необходимо, в том числе, и через силу. Поставьте перед собой цель — не опаздывать, и строго ей следуйте 7. Несобранность Одна из самых частых причин опозданий — несобранность и неумение правильно организовать свое время. Если вы — именно такой человек, то для вас будут полезны следующие советы: 1. Составляйте четкий план дня. В конце дня смотрите, что именно вы не сделали и почему. Скорректируйте план на следующий день, сделайте выводы. Повторяйте такой самоанализ каждый день. 2. Планируйте свою поездку куда-либо. Рассчитывайте опасность пробок и т. д. Лучше приезжайте раньше, но не допускайте опозданий. 3. Учитесь делегировать свои полномочия. Это позволит вам передавать часть дел и экономить время. 4. Умейте отказывать. Способность говорить «нет» позволит вам выбирать наиболее важные дела и отказываться от менее важных. Вы сможете также отказываться от дел, которые мешают вам приходить на работу и на важные встречи вовремя. Опаздывать красиво Если побороть свою привычку опаздывать не получилось, сделайте это своим фирменным стилем. Опаздывайте красиво, со вкусом. Звоните клиенту со словами: «С меня дополнительный кофе! Я в своем репертуаре». Заходите в офис с победным криком: «А вот и я!» Напишите на визитке: «опаздываю на встречу не менее чем на полчаса. Заранее прошу извинения!». Правда, делать это можно только в том случае, если вы абсолютно уверены, что такое поведение ничем вам не грозит. И вы, действительно, такой незаменимый персонаж, без которого действие не начнется. Более того, которого с удовольствием подождут. Если Вы достигли в своем деле подобного положения вещей, что ж, гордитесь своими опозданиями, ставьте их себе в заслугу. Примите свою привычку и подавайте ее со вкусом. Чем заняться, если кто-то опаздывает Постарайтесь не сердиться. Учитесь принимать чужие недостатки. Попробуйте созвониться с человеком и вежливо поинтересоваться, что произошло. Не надо обвинять, качать права, угрожать. Подходите к этому философски: сегодня он опоздал, а завтра вы. — Всегда продумывайте запасные варианты: что будет, если кто-то опоздает. Имейте в запасе книжку, планшет, предусмотрите возможность как-нибудь развлечься, или напротив, собраться с мыслями, лучше подготовиться к разговору.
По материалам журнала Понедельник
|